EN
Михаил Молоканов
Михаил Молоканов
1 subscriber

Тип гимна и организационная культура твоей страны

О чем поет гимн твоей страны?
Организационная культура определяет, как организация и отдельные ее сотрудники ведут по отношению к другим организациям, а, соответственно, как другие ее воспринимают.
Один из элементов организационной культуры — гимн. Он есть не у каждой, но у самых крупных организаций чаще всего бывает. А у стран обязательно есть.
Я посмотрел, какой посыл и какими словами разные страны дают в самом начале своего гимна. В коротких гимнах этот посыл сохраняется до конца, а в длинных до кучи добавляют все что угодно.
По ключевым словам и смысловой нагрузке первых строк я разделил гимны на пять типов. Четыре из них соответствуют состояниям по Классическому DISС[1], а пятый «Государственный» я ввел дополнительно.
Гимны типов, соответствующих состояниям по Классическому DISС, в первых строках описывают, каково это людям как человеческим существам
жить в стране: что они делают, чувствуют, на что нацелены, через какой опыт проходят...
В гимнах же Государственного типа люди — это, в первую очередь, граждане, а не просто жители. Возвеличивают эти гимны страну как что-то надличностное, абстрактное: гражданство, государственные символы, правителя, веру.
Посмотрим, у каких стран с какими ключевыми словами и понятиями в первых строках гимна гимны каких типов.
Добивающегося (мы победим, своего добьемся, мы первые, мы герои): Абхазия (вперед, передовые сыновья), Алжир (клятва, бури, благородная кровь, яркие знамена, встали не на жизнь, а на смерть), Ангола (отечество, герои, независимость, погибшие сыновья, вперед, революция, воля), Вьетнам (вперед, идем на войну, трудный путь, твердый шаг, отстоять страну, слава предков, цвета крови, набат, решительный бой), Гонконг (вставай, отвага, защита, тревожный час, спасти родной край, гром, боевой клич), Доминикана (отважные сыны, энтузиазм, непобедимый, прославленный), Ирландия (песня солдат, встать под знамя, горящие глаза, грядущий бой), Италия (пробуждение, победа, рабыня Рима, когорты, готовность умереть), Китай (подъем, уничтожение рабства, Великая стена из тел, грозный час), Куба (торопитесь в битву, не бойтесь погибнуть, к оружию, вперед, смелые люди), Мексика (рев войны, сталь, конь в путь, рык орудий), Португалия (герои, благородный род, отвага, сияющая слава, предки нас ведут к победе, к оружию, к победе, борьба, вперед), Тунис (защитники отечества, сплоченность, пульсирующая кровь, умирать ради земли, рев грома, молнии, дождь с огнем), Франция (вперед, сыны отечества, против тирании, кровавое знамя).
Инициирующего (давайте радоваться жизни, своему величию, геройству, проявлять себя, наслаждаться свободой и независимостью, строить светлое будущее, быть образцом для подражания остальных): Австралия (радость, молодость, свобода), Андорра (освобождение, подарок), Аргентина (слушайте нас, свобода, рвущиеся цепи, благородство), Армения (созываем своих сынов, свобода, независимость), Габон (сплоченность, братство, согласие, пробуждение, вдохновение, счастье), Греция и Кипр (признание трудного прошлого, гордость, возрождение, свобода, любовь), Замбия (встань и пой, гордость, свобода, радость, единство, сила), Кабо-Верде (пой, гимн свободе, надежда, уверенность), Кот-д'Ивуар (земля надежды, гостеприимство, достоинство, доблестные легионы, быть эталоном, ковать объединение и новую веру), Словения (друзья, возьмем бокалы, бодрость льет лоза, кровь взыграла, прочь, тоска, надежда крепка, Шри-Ланка (процветание, благодать, любовь, фрукты, кукуруза, жизнь, хорошие вещи, радость, победа).
Содействующего (как хорошо, что сейчас у нас такая прекрасная страна и замечательные люди, достойное прошлое, мы все вместе, едины, с надеждой смотрим в будущее): Австрия (красота, природа, сыновья и дочери), Азербайджан (колыбель, славные сыновья, земля милой отчизны), Белоруссия (мирные люди, сердце, родная земля, дружба), Бельгия (дорогая и священная страна отцов, души, сердца, преданность), Бенин (достойные предки, объединение сил, единство, благоденствие, построение будущего), Болгария (горы, река, солнце, милая родина, земной рай), Боливия (благосклонная судьба, приобретенная свобода, гармония), Бразилия (река, берега, героический народ, солнце, свобода, сверкающие лучи), Венгрия (одарить добром, хранить, рука помощи, счастье, будущие поколения), Венесуэла (храбрый народ, сброшенное ярмо, уважение закона, достоинство и честь), Гана (сохранность, великая и сильная страна, защищенность свободы и права, смирение), Грузия (родина, весь мир, горы и долины, равенство, свобода), Дания (прекрасная земля, просторы, природа), Доминика (остров красоты и великолепия, сладость и справедливость, подарки, природа), Египет (родина, сердце, любовь, меть земель), Израиль (душа, надежда, страна отцов), Индонезия (родина, земля, проливаемая кровь, национальность, народ, страна), Испания (вместе, единое сердце, природа), Казахстан (солнце, зерно, сила народа, слава из древности), Камерун (колыбель предков, покой, холмы), Канада (земля предков, цветы, великое прошлое), Кения (благословенность земли и народа, справедливость, единство, мир, свобода), Латвия (благословенность, дорогое отечество), Литва (отчизна, земля героев, величие на прошлом, правда, польза, благо), Люксембург (природа, честь, нет тяжелого), Мадагаскар (прекрасное, родное, любовь, радость, процветание), Мальта (священная земля, мать, спасение, мудрый правитель, благодарность, объединение, мир), Намибия (земля храбрых, свобода, пролитая кровь, любовь, верность, единство), Норвегия (край родимый, любовь, природа, отец, мать), Танзания (благословение, мудрость, единство, мир, лидеры), Филиппины (любимая земля, жемчужина, огонь сердца, колыбель мужества), Финляндия (родной край, природа, родная земля отцов), Хорватия (прекрасная родина, храбрая милая земля, древней славы наследство, счастье), Черногория (светлая зорька, мать родная, дети гор, хранители чести), Чехия (мой дом, природа, земля), Швеция (природа, любимый край, солнце), Эстония (отчизна, счастье, радость, прекрасное, милое).
Конструирующего (мы выживаем, наши враги погибнут, а то, что у нас отняли, вернем): Малави (пусть будет мир, каждому врагу голод, болезни и зависть, мы свободны от страха), Польша (еще не погибли, вернем то, что у нас отняли), Украина (еще не умерли слава и воля, еще улыбнется судьба, враги погибнут, заживем и мы).
Государственного (у нас великая страна, флаг, правитель, вера, нация…): Ватикан (блаженный и благородный Рим, понтифик), Великобритания (королева, бог), Германия (Германия превыше всего в мире), Зимбабве (флаг), Индия (боги и правители), Иордания (король, флаги), Исландия (бог страны), Камбоджа (король), Малайзия (единство, прогресс, король, правитель), Мали (все ради тебя, Мали), Мальдивы (национальное единство, язык и символ), Марокко (свобода, свет, суверенитет, безопасность, герб, бог, родина, правитель), Монако (флаг), Нидерланды (принц, присяга, король), ОАЭ (нация, религия, ислам, Коран, Аллах), Россия (священная держава, великая страна), Сан-Марино (древняя республика), Сингапур (вперед, Сингапур), США (флаг), Таиланд (объединение людей одной крови, владение землей, независимость страны), Турция (флаг, нация), Швейцария (бог), Эфиопия (гражданство, гордость за нацию), ЮАР (бог), Южная Корея (бог, великий народ, корейский путь), Япония (царство).
Переводы гимнов я смотрел на https://discoveric.ru/anthem Некоторые из них явно автоматические, а я не полиглот. Буду рад, если заметите серьезные неточности в переводе на русский и напишите мне об них. Также там всего лишь 92 страны. Так что буду рад текстам гимнов отсутствующих в списке стран. Обязательно сошлюсь на вас как на источник.
Типы государственных гимнов и виды национальных культур
Что получилось в результате? Наибольшее число гимнов (37) оказалось Содействующего типа (см. рис. 1). Они формируют образ страны как родного дома — места с красивой природой, замечательным народом, светлым будущим и достойным прошлым. В соответствии со СкорДис-подходом это описание хорошего места в благоприятной среде, где можно просто расслабиться и спокойно жить.
Разумеется, гимн лишь один из элементов организационной культуры. Более того, это довольно формальный элемент. Он может отражать как реальность, так и желаемое состояние организации. Или быть историческим артефактом.
Рис. 1. Количество стран с гимнами различных типов.
Но гимны Содействующего типа характерны для национальной культуры
обывателей
(без всякой «негативной» коннотации) — людей, которые совместно довольствуются тем, что у них есть, радуются имеющемуся. И имеющееся, действительно, настолько хорошо, что ему можно радоваться. В Люксембурге, по-видимому, так оно и есть. Израиль этим образом в гимне призывает в себя всех евреев. А какие-то другие страны из этого списка к такому положению дел только лишь стремятся.
В СкорДис-подходе Содействующему типу гимна соответствуют аффекты
из спектра базовой эмоции (светлой) грусти.
На втором по количеству месте (26) гимны Государственного типа. Они характерны для национальной имперской культуры. На рис. 1 я разместил их в центре, соответствующему элементу у син Почва, так как имперская культура существует вне личного, вне индивидуального времени и пространства. Более того, сама титульная нация формируется под империю, а не государство строится на основе национальных особенностей.
Советское «Раньше думай о Родине, а потом о себе» или «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси себя, что ты можешь сделать для нее» американского президента Джона Кеннеди — ярчайшие образцы лозунгов имперской культуры.
Имперская культура естественна для государств, сшитых из разнородных национальных образований, как, например, США, Великобритания, Россия (и, тем более, Советский Союз и Российская империя).
Собственно говоря, Русь как государственное образование и появилась с призванием в 862 году варягов-руси во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу и другие города для предотвращения конфликтов между разнородными финно-угорскими и славянскими племенами.
Заметьте, что страны с гимнами не Государственного типа (см. рис. 1) в среднем более национально однородны.
Еще раз подчеркиваю, что соответствие между типом гимна и видом культуры не стопроцентное. Например, у очевидно имперского и
многонационального Китая Добивающийся гимн. — Возможно, как свидетельство актуальных серьезных территориальных претензий к Гонконгу и Индии. А у Нидерландов самый древний из всех стран гимн — Государственного типа — наследие имперского прошлого.
В СкорДис-подходе Государственному типу гимна соответствуют аффекты из спектра беспокойства. Как я обсуждаю в книге «Мышление руководителей: системное, управленческое, критическое, аффективное», беспокойство, соответствующее центральному элементу у син, это такая специфическая «базовая эмоция» — «умственно нагруженная».
Действительно, состояние империи всегда беспокояще нестабильно. С одной стороны, имперская культура требует укрепления и расширения
(территориального ли, религиозного ли, культурного ли…), с другой, укрепление делает ее негибкой и нежизненной, а расширение может ослабить и сделать жертвой других стран. Плюс разрывающая изнутри разнородность частей империи. При этом нет никаких однозначных критериев верности принимаемых лидерами решений.
Этим имперская культура отличается ото всех остальных. Например, в культуре обывателей верным будет все то, что продолжает поддерживать имеющийся комфорт. В культуре празднования — что доставляет еще больше радости. В культуре борьбы — что помогает победить очень конкретного врага. В культуре жертвы — что не слишком ухудшает статус кво и помогает получить больше благ и внимания от других стран.
Третье место по численности заняли страны с гимнами Добивающегося (14 стран) типа, а последнее — с минимальным отрывом — Инициирующего
(12 стран).
Гимны Добивающегося типа, характерные для национальной культуры борьбы, формируют образ страны, существующей в ситуации угрозы и всегда готовой к схватке — обычно с внешним врагом, но гимн Франции обрушивается на тиранию внутри страны.
Для большинства стран это напоминание об их героическом прошлом, о создании государства в жестокой битве. Но для Абхазии, Гонконга и, возможно, некоторых других, риторика гимна Добивающегося типа, наверное, актуальна до сих пор.
Почему страны, для которых она уже не актуальна, не перепишут гимн, всегда вопрос. Возможно, из-за обывательской лени и традиционности, а, может быть, из-за неспособности в силу, скажем, бедности, пообещать, создать и поддерживать национальную культуру обывателей, празднования или имперскую.
Или же гимн Добивающегося типа им нужен для возможных будущих «больших скачков» и прорывов?
В СкорДис-подходе Добивающемуся типу гимна соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции гнева.
Гимны Инициирующего типа, характерные для национальной культуры празднования, описывают страну, в которой не только все хорошо, но где еще можно активно самопроявляться, быть свободным и вдохновленным. Именно этим Армения в гимне манит к себе всех армян.
В СкорДис-подходе Инициирующему типу гимна соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции радости.
На последнем месте по численности страны с гимнами Конструирующего типа, характерными для стран с национальной культурой жертвы. Как и гимны Добивающегося типа они описывают страну, подвергающуюся угрозам неких врагов, агрессоров. Но гимны Добивающегося типа подчеркивают решимость при необходимости собраться, сплотиться и одолеть их.
Гимны же Конструирующего типа провозглашают надежду, что когда-нибудь сами по себе все эти враги исчезнут: погибнут, умрут от голода, болезней или даже зависти. 😊 И вот тогда вернем, все, что у нас отняли, и вот тогда заживем. — Ждем «улыбку судьбы» и напоминаем себе, что «сами-то мы еще не умерли».
В СкорДис-подходе Конструирующему типу гимна ожидаемо соответствуют аффекты из спектра базовой эмоции страха.
Напоминаю, что я не пытаюсь только по гимну определить национальную культуру страны. Так, у страны с гимном Конструирующего типа не обязательно будет присуща культура жертвы.
Национальная культура жертвы может быть вполне продуктивной для страны (по крайней мере, для ее правительства), если Жертва правильно (в полном соответствии с треугольником Карпмана) обозначит Агрессора и найдет Спасателя.
В целом национальная культура жертвы — это культура снятия
ответственности с себя и перекладывания ее (с обвинениями) на Агрессора и (с надеждой) на Спасателя. Главное — это убедить весь мир в невыносимых муках, причиняемых Агрессором, и требовать от Спасателя все больше и больше помощи. Разумеется, для этого будет полезно постоянно провоцировать Агрессора и
выставлять его в неприглядном свете.
Высшим мастерством будет все национальное самосознание строить на противопоставлении себя Агрессору: так можно выпросить у Спасателя еще больше. Главное, не слишком раздражать Спасателя нытьем и завышенными претензиями.
Например, Нобелевский лауреат по экономике Ангуса Дитона в своей книге «Великий побег» пишет: «Правительства стран-получателей могут использовать бедную часть населения страны в качестве «заложников для получения помощи от доноров». Одним из наиболее возмутительных случаев оказалась вечеринка, которую правительственные чиновники Сьерра-Леоне устроили по случаю того, что ООН в очередной раз признала их страну самой отсталой страной мира и, таким образом, поступление внешней помощи на следующий год было гарантировано». (см. https://t.me/tolk_tolk/10344)
Здесь, правда Агрессор не внешний, а внутренний: голод, нищета…
 
Интересно, что при всей бравурности 24-строчного гимна Сьерра-Леоне, в его середине проскальзывают мотивы культуры жертвы: «Мы молимся, чтобы никто не причинил вреда твоим (Сьерра-Леоне) детям» и дальше строчка про право на защиту.
Вообще в культуре жертвы много всего бессознательного и много разных психологических защит, как например отрицание страха в гимне Малави: «Мы свободны от страха».
А если Спасателя найти не удается, то может сработать защита  идентификация с Агрессором.
Показательно, например, что чернокожая по населению Малави была единственной страной на африканском континенте, которая официально имела дипломатические отношения с расистским режимом ЮАР.
Вспоминается и история создания гимна Украины, на начальную строчку которого значительно повлиял польский гимн «Марш Домбровского». При том, что исторически Польша была для Украины ключевым Агрессором.
Но стратегия противопоставления себя Агрессору и слияния
со Спасателем приводит к потери национальной самоидентификации. И тогда в ход идет нарочитое выпячивание каких-то исторических национальных артефактов и символов, а также переписывание истории с отыскиванием своей национальной значительности и государственности «от Адама».
За что достается империям?
Какое отношение в мире к тем или иным национальным культурам?
К представителям культуры обывателей – снисходительное: «недалекие, без амбиций, простоватые…», но порой со скрытой завистью: «живут же ни о чем не парясь, довольствуясь тем, что есть… — может так и надо?»
Те, кто не сталкивается с представителями национальной культуры жертвы как с близкими соседями, иммигрантами или беженцами, стараются их не замечать. Обычно вообще мало кто в мире знает о существовании этих стран-Жертв, иногда, как ни парадоксально, воспринимая их лишь как регион страны-Агрессора (как второй вершины треугольника Карпмана), которую они пытаются «рекламировать» на весь мир.
Если приходится слушать их рассказы о своих обидах на весь мир и об Агрессоре, то воспринимают их как щекочущие душу истории — вполуха или понимая, что правды от вымысла в них не отличить. Но стараются посочувствовать или минимально помочь. Когда рассказы становятся слишком навязчивыми, вплоть до нытья со снятием с себя какой-либо ответственности за происходящее или истерики «вы мне должны!» — изолируются от них или изолируют самих рассказчиков.
Разумеется, это все в случае, если Жертву не подхватит Спасатель (как третья вершина треугольника Карпмана) и не начнет использовать ее в своих геополитических интересов против назначенного Агрессора. Тогда Жертва получит и сочувствие, и сожаление, и желание помочь, и сострадание…
Представители национальной культуры борьбы вызывают у других осторожный интерес и уважение, замешанное на опасении.
Представители национальной культуры празднования вызывают интерес и восхищение, замешанные на недоверии: «Ну, и как так можно жить?! — Чудные, от реальности оторванные!»
Национальная культура имперского вида предполагает постоянную экспансию страны для защиты своих геополитических национальных интересов. В постоянно изменяющемся мире если страна с имперской национальной культурой не будет постоянно делать попытки расширяться, то она будет «обкусана» другими странами.
Исторически такая экспансия была в первую очередь территориальной с помощью военной — жесткой — силы. А за ней уже шла культурная, экономическая, финансовая, политическая, религиозная (как у Ватикана)… В современном же мире приличным считается начинать и поддерживать экспансию на другую страну с помощью мягкой силы.
Использование же жесткой силы требует хорошей предварительной
международной PR-проработки 
плюс подготовки оппозиционной элиты в стране, куда планируется вторжение. — Опять же мягкой силы.
При экспансии лишь с помощью мягкой силы отношение к представителям имперской культуры благожелательное — они воспринимаются как носители лучшего, современного, передового… (как бы там ни было на самом деле), им завидуют. Странам с остальными видами культур остается только выбирать, в орбиту какой империи войти, чтобы обеспечить свою безопасность и целостность. К сожалению, верность выбора не всегда однозначна.
Хотя и использование мягкой силы может встретить твердый отпор, как например, во Франции английскому языку.
Применение в отношение кого-либо лишь жесткой силы в наше время кажется не только необоснованным, но и непонятным. На него идут разве что, в терминологии Эдварда Люттвака, великие державы — «государства, достаточно сильные для того, чтобы вести войну собственными силами, то есть не полагаясь на союзников». Или считающие себя такими.
Ведь «использование [жесткой] силы, лишь когда налицо убедительное
оправдание, — это удел малых государств, подвергающихся угрозе. Для великой державы это слишком стеснительное условие. Великая держава не может быть таковой, если не выдвигает всевозможных притязаний, выходящих далеко за рамки ее непосредственной безопасности, защищая своих союзников и клиентов, а также отстаивая прочие интересы, не являющиеся для нее жизненно важными. Поэтому она должна идти на риск войны ради целей, не слишком-то очевидных, — возможно, в малоизвестных отдаленных землях, в ситуациях, когда воевать не вынуждают, когда выбор в пользу войны делается сознательно» (см. Эдвард Люттвак. Стратегия: логика войны и мира).
Не понимая логику применения жесткой силы великими державами с имперской культурой, страны с культурой обывателей реагируют с состраданием к их противникам (жертвам): ведь гибнут невинные люди и творятся ужасные вещи (что характерно для Содействующего состояния по Классическому DISC). Представители других видов национальных культур также горюют по поводу невинных жертв, но понимают, что на войне это происходит всегда и с обеих сторон. — Вопрос лишь частоты, распространенности и умышленности.
Страны с культурой жертвы начинают кричать о «нарушении правовых норм» (что характерно для Конструирующего состояния по Классическому DISC) и грозить (а также грезить) международным трибуналом. Представители же других видов национальных культур понимают, что в геополитике существует лишь право сильного. Кто победит, тот и будет судить. И, даже если ты проиграл, но остался сильным (как США во Вьетнаме), никто ни судить тебя не будет, ни контрибуций с тебя не потребует.
Очень много страны с культурой жертвы, обсуждают обоснованность и логичность заявленного повода военного вторжения в другую страну, не понимая, что реальный повод в геополитике всегда один: кажущаяся целесообразность именно в этот момент и именно этим способом защитить свои национальные интересы.
И это всегда очень субъективно. Например, бессмысленно искать «безупречно объективные» правовые основы вторжения в страну, если на протяжении восьми лет из «каждого утюга» этой страны неслись публичные оскорбления президента в конце концов вторгнувшейся соседней ядерной державы. — Снова вспоминаем треугольник Карпмана.
Страны же с культурой борьбы следят за расстановкой сил, анализируя, что они могут приобрести или потерять при том или ином раскладе (что характерно для Добивающегося состояния по Классическому DISC).
Страны с культурой празднования удивляются, зачем это было надо так «грубить», устраивают публичные акции в поддержку какой-либо из сторон и быстро теряют к событию интерес (что характерно для Инициирующего состояния по Классическому DISC).
Страны с имперской культурой рассматривают такой конфликт как шахматную партию и могут продемонстрировать любую реакцию (в том числе, и вполне жесткую) в зависимости от своих национальных геополитических интересов и от того, какие страны им нужно привлечь на свою сторону. Благо, с современными медиа это сделать крайне легко. Если, конечно, «уметь в мягкую силу».
У России с мягкой силой всю историю было плохо. В лучшем случае заваливали союзников деньгами. Например, меня раньше умиляла выражаемая черногорцами в личном общении любовь к русским и России. Потом я был шокирован антироссийскими политическими течениями в этой стране и последовавшим вступлением Черногории в НАТО. Все прояснилось, когда я узнал, какое огромное количество денег Россия еще при царе вбухала в Черногорию. А сейчас перестала вбухивать. Любовь и прошла.
США же мастера культурно-идеологической экспансии: Голливуд, продвижение «демократии», гранты на обучение и исследования… Китай — экономической: покупка и аренда земель в Африке, Азии, Австралии, странах бывшего Советского Союза, включая Казахстан, Украину, Россию... Англия — языковой: Британский Совет… и финансовой… И да. англичане — мастера тайных и «джеймсбондовских» операций («англичанка гадит»).
Свою безнадежную слабость в мягкой силе в сравнении с другими нациями русские хорошо понимают. Как поется в советской «Песне о Хосте» воинов-афганцев (см. youtu.be/BtaeBkJcShE):
«Плели интриги в Хосте англичане,
Запутали вождей в Пуштунистане.
Но, как велел Аллах, разбиты были в прах
Их кости, как урок, блестят в горах.
А мы таких уроков не учили —
Подумаешь, джентльмена там убили!
А ныне это мы решимости полны
Закончить это дело до зимы.
А зимы там нет...»
Но от этого понимания никому не легче.
Динамика развития национальной культуры
Напомню, что стран с гимнами конструирующего типа, характерных для национальной культуры жертвы, оказалось меньше всего. Это кажется естественным, так как страны с культурой жертвы или с помощью мощной поддержки Спасателей развивают какую-то другую культуру (как, например, Польша) или оказываются расчлененными другими странами.
Также можно предположить, что последовательность увеличения количества стран с различными типами гимна близка к последовательности естественного развития национальной культуры (см. рис. 2).
Рис. 2. Виды национальных культур / характерных для них типов гимнов в возможной динамике развития
Итак, все начинается с национальной культуры жертвы. В случае, если страна не надеется на Спасателя, то развивает национальную культуру борьбы и вступает в битву с Агрессором. При победе над Агрессором естественно перейти в национальную культуру празднования
саму по себе не очень устойчивую и ресурсно-затратную. Напомню, что Агрессором может быть не только внешний враг, но и, например, тирания в стране или даже сама по себе национальная культура жертвы.
Дальше есть два варианта. Первый: закрепиться в имперской национальной культуре. Второй: выбрав, в орбиту какой страны с имперской культурой войти, или умело балансируя между орбитами нескольких стран с имперской культурой, при их поддержке перейти в национальную культуру обывателей.
Неумелое же балансирование между орбитами стран с имперской
культурой (например, из-за раскола в национальных элитах или из-за не очень умной политики главы страны) приведет к откату в национальную культуру жертвы. И история начнется заново.
Национальная культура и национальная идея
В России периодически заходит разговор о русской национальной идее. Кто-то говорит об «особой роли России в мире», а кто-то указывает на то, что остальные страны по поводу своей национальной идее не парятся.
На самом деле национальная идея легко выводится из вида национальной культуры.
В культуре жертвы это «Докажем, что мы не фейковая страна, и что как страна мы имеем право на существование».
Борьбы — «Не трожь нас! Отразим любое посягательство на наше святое! Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет! Мы умеем защищаться!»
Празднования — «Живи и радуйся жизни!»
Имперской — «Не отдадим ни пяти родной земли и вернем наши земли!» и «Мы ответственны за порядок, демократию, гуманность, просвещенность… в других странах».
Обывателей — «Живи и не мешай жить другим, а еще лучше, при необходимости поддерживай их. Радуйся нашей общности».
Последняя национальная идея с общечеловеческой точки зрения кажется наиболее адекватной. Неслучайно же стран с гимном Содействующего типа оказалось больше всего. Вопрос, как всегда, в том, как измерить, насколько на практике реализуется национальная идея культуры обывателей. Скажем, реализованность национальной идеи имперской культуры можно измерить площадью присоединенной / удержанной территории. А здесь как?
Я бы предложил «коммерческий показатель». Ведь в культуре обывателей государство существует для населения страны. И, если в имперской культуре конкуренция с другими странами идет за территории, то в культуре обывателей за население.
Поэтому, реализованность национальной идеи культуры обывателей можно было бы измерить по тому:
* Какой процент граждан других стран (и каких стран — кто ваши основные конкуренты? :-) ) хотел бы жить в вашей стране (это не означает, что их надо всех пускать в страну) — сюда же зашито и отсутствие «утечки мозгов» и
* Насколько во всех слоях общества и во всех регионах рождаемость превосходит смертность. — Такое превышение прекрасный показатель того, что люди видят в стране будущее для своих детей. Сейчас же это превышение есть только в самых нижних слоях общества или в элите. И да, разумеется, понадобятся и уточняющие показатели типа младенческой смертности.
Если бы эти два показателя были введены как общероссийские KPI, я был бы счастлив. Кстати, и от имперской культуры не обязательно было бы отказываться. Вопрос лишь в том, что ради чего: «Вам шашечки или ехать?» 😊
Дополнительная информация и сотрудничество
email: Mikhail@Molokanov.biz
Mob. (WhatsApp): +7 909-66 999-33
Авторская группа в Telegram “Мышление руководителей. Q&A” www.t.me/M_Molokanov
[1] О состояниях по Классическому DISС, а также об упоминаемых мной далее СкорДис-подходе, базовых эмоциях и пяти китайских элементах у син см. книгу Молоканов М. В. Мышление руководителей: системное, управленческое, критическое, аффективное.

Subscription levels

Базовое членство

$ 6,9 per month
Доступ к закрытым материалам базового уровня.
Go up