Фильм "Брат" или незакрытый гештальт
Впервые я посмотрел этот фильм, когда жил в России, в Ковдоре. Интернета у нас не было, поэтому я коротал время за просмотром телевизора. Уже не помню, на каком канале его показывали, но мои первые впечатления остались со мной надолго — как говорится, первый раз всегда самый запоминающийся.
Мрачный Петербург начала 90-х, криминал, алкоголизм и всё в коричневых тонах. Разговоры старших на кухне о том, как они пережили 90-е, и жизнь в депрессивном, индустриальном городе Мурманской области, где 8 месяцев в году пасмурно, идеально накладывались на атмосферу фильма. Дед рассказывал, как по частям выносил с завода детали, потому что задержки по зарплате доходили до года или двух. Или рассказы отца: его родители пять лет не получали денег, и они буквально питались комбикормом, а его однокурсник ездил на "мерсе". Им присылала еду бабушка, моя прабабушка Ефросиния, из деревни N. Постоянная разруха и недовольство витали в воздухе. Как пела одна артистка: «В 90-е убивали людей, и все бегали совершенно голыми».
После развала СССР у многих людей рухнула привычная картина мира: учишься в школе, идёшь в ПТУ или университет, работаешь 10 лет, получаешь квартиру по очереди, а потом выходишь на пенсию по выслуге лет. Никто не объяснил людям, как жить в новом капиталистическом мире, и многие продолжали двигаться по инерции, передавая этот образ мышления своим детям.
Вот почему поколение 70-х так любит Советский Союз, хотя их сознательная жизнь пришлась на середину или конец 90-х. Даже мой отец, когда присоединили ДНР, говорил: «Я вернулся на Родину, в Советский Союз». Память — странная вещь: неприятное забывается, например, отсутствие туалетной бумаги, а хорошее, вроде мороженого по 48 копеек, запоминается на всю жизнь. Даже я, например, не очень люблю время, которое провёл в ДНР, но с теплотой вспоминаю, как мама давала мне 7 рублей, чтобы я пошёл в Первый республиканский супермаркет и купил кукурузные палочки.
Лозунги, лозунги, лозунги
Фильм Балабанова — это один большой лозунг, за которым скрывались мысли народа тех времён: «Америке кердык», «Город — страшная сила», «Не брат ты мне, гнида черножопая», «А ты не еврей? Я просто евреев не люблю». Эти мысли из народа подкупали зрителя, который видел в Багрове отражение своих мыслей. Если рассматривать человеческое взаимодействие через призму мемов (любая идея, символ, манера или образ, передаваемый от человека к человеку посредством речи), то чем больше общих мемов у людей, тем проще им находить темы для обсуждений — будь то любовь, смерть или локальные фразы вроде тремпель или конагонка.
Но если взглянуть на эти лозунги повнимательнее, становится понятно, что они могут возникнуть только у травмированного народа, пережившего катастрофу распада СССР и не понимавшего нового уклада жизни. Такому народу нужен был свой Робин Гуд, который наведёт порядок и вернёт справедливость, которой так не хватало.
Внутренний мир Данилы Багрова как отражение реальности 90-х
Если убрать все мемы, то Данила Багров — это молодой человек лет двадцати, вернувшийся с войны. Вроде бы он служил писарем в штабе, но по его навыкам ведения боя и планирования покушений понятно, что просто сидением в штабе этому не научишься. Багров травмирован войной и, когда видит "беспредел" вокруг, вмешивается, творя свою "справедливость" в анархичном мире 90-х.
Обычный человек, который уже годами не получает зарплату и не может расплатиться с долгами по ЖКХ, прокормить семью, задаётся вопросом: «Почему у меня всё так плохо, а директор, сука, ездит на новом мерсе?» Он жаждет справедливости, хочет, чтобы появился такой Робин Гуд, который вернёт всё, как было. Но что такое справедливость в контексте фильма Брат?
Справедливость субъективна, и для главного героя — это помощь слабому. Если кого-то обижают, нужно брать обрез в руки и "наводить порядок". Этот фильм отображает внутренний мир обычного человека, пережившего 90-е. Люди, которым удавалось чего-то добиться в 90-е, сталкивались с тем, что общество пыталось вернуть их до уровня тех, кто жил по инерции, в парадигме разрушенного мира.
Например, мой дед часто говорил мне о соседях с 4-го этажа: «Дима, смотри, у них три точки на рынке, они спекулируют едой и бытовой химией — мелкие буржуи». Он пытался внушить мне, что, если ты следуешь новым правилам капиталистического мира, то ты выбиваешься из колеи совестного менталитета, где спекуляция -- это плохо. Не потому что, он был ярым коммунистом, а просто сама мысль о том, что старый мир рухнул, все идеи которыми он жил погибли, с той страной, в которой он родился.
Возможно, именно из-за этого незакрытого гештальта мы живём в таком мире, в каком живём сейчас. Но кто в этом виноват?
Если Вам понравился мой текст, вы можете его репостнуть своим друзьям,
подписаться на мой бусти https://boosty.to/milovuser
или задонатить мне 4723040010805939 D.M. евро карта
TUbsq6efZH1vZhvwxut22Z4Jk8autgDce1 usdt TRC20
Еще, подписывайтесь на мой телеграмм канал: @milovuser