Глиняные звериные лапы и кольца
Как известно, сложение Древней Руси происходило вокруг важнейшего
торгового пути «из варяг в греки», проходившего по рекам Восточной
Европы, и связавшего Балтийское и Черное моря. Но днепровский путь не
был единственным. Был еще путь по Волге – «из варяг в арабы», возникший
даже раньше днепровского.
торгового пути «из варяг в греки», проходившего по рекам Восточной
Европы, и связавшего Балтийское и Черное моря. Но днепровский путь не
был единственным. Был еще путь по Волге – «из варяг в арабы», возникший
даже раньше днепровского.
Важной особенностью формирующегося государства был его полиэтничный
характер – лесную зону Восточноевропейской равнины населяли балты,
финно-угры, славяне. На раннем этапе огромное влияние оказали контакты с Северной Европой (Скандинавией). Более того, с изрядной долей
осторожности, мы сегодня можем говорить о миграции выходцев из
Фенно-Скандинавии на территорию Руси.
характер – лесную зону Восточноевропейской равнины населяли балты,
финно-угры, славяне. На раннем этапе огромное влияние оказали контакты с Северной Европой (Скандинавией). Более того, с изрядной долей
осторожности, мы сегодня можем говорить о миграции выходцев из
Фенно-Скандинавии на территорию Руси.
Как правило «этническими маркерами» присутствия скандинавов считают
овальные двускорлупные фибулы (застежки) – обязательный атрибут женского скандинавского костюма. Традиционный скандинавский женский костюм состоял из льняной рубахи и верхнего «платья-сарафана», бретельки которого скреплялись на груди двускорлупными фибулами. Славянский же костюм состоял из рубахи и юбки. Характерным украшением женщин принято считать височные кольца – головные украшения, которые крепились лентами в районе висков.
овальные двускорлупные фибулы (застежки) – обязательный атрибут женского скандинавского костюма. Традиционный скандинавский женский костюм состоял из льняной рубахи и верхнего «платья-сарафана», бретельки которого скреплялись на груди двускорлупными фибулами. Славянский же костюм состоял из рубахи и юбки. Характерным украшением женщин принято считать височные кольца – головные украшения, которые крепились лентами в районе висков.
Но есть еще более специфические предметы. Например, глиняные лапы и
кольца из курганов Ярославского Поволжья (курганные могильники Тимерево, Михайловское, Петровское), которые являются своеобразным элементом погребальной обрядности, свидетельствующим о присутствии в регионе в X веке выходцев из Фенно-Скандинавии (представлены в 8 зале в витрине 19).
кольца из курганов Ярославского Поволжья (курганные могильники Тимерево, Михайловское, Петровское), которые являются своеобразным элементом погребальной обрядности, свидетельствующим о присутствии в регионе в X веке выходцев из Фенно-Скандинавии (представлены в 8 зале в витрине 19).
Глиняные лапы и кольца обнаружены в 13 курганах Петровского, 18
курганах Михайловского и в 50 курганах Тимеревского некрополей (в
научной литературе получили название «погребения Ярославского
Поволжья»).
курганах Михайловского и в 50 курганах Тимеревского некрополей (в
научной литературе получили название «погребения Ярославского
Поволжья»).
Кроме Ярославского Поволжья данные предметы обнаружены во
Владимирских курганах (около 10 экземпляров). Еще один экземпляр найден впогребении в Шестовицах.
Владимирских курганах (около 10 экземпляров). Еще один экземпляр найден впогребении в Шестовицах.
За пределами Руси глиняные лапы известны в Швеции (1 или 2 экземпляра
в Седерманланде — части Скандинавского полуострова, смежной с
Аландскими островами) и на Аландских островах — 85 комплексов, более чем из 10 могильников.
в Седерманланде — части Скандинавского полуострова, смежной с
Аландскими островами) и на Аландских островах — 85 комплексов, более чем из 10 могильников.
Звериные лапы и кольца вылеплены из грубой глины и плохо обожжены.
Изготавливались они исключительно для погребального обряда и в
повседневном быту не использовались – находки этих предметов на
поселениях неизвестны.
Изготавливались они исключительно для погребального обряда и в
повседневном быту не использовались – находки этих предметов на
поселениях неизвестны.
Первым, кто описал погребальные комплексы с глиняными лапами и
кольцами, был А.С.Уваров. Как известно, в середине прошлого столетия он,
вместе с П.С.Савельевым, провел широкомасштабные раскопки курганных
насыпей в Ростово-Суздальском ополье. Обнаруженные глиняные предметы
А.С.Уваров отнес, впрочем, как и все обнаруженные им вещи, к мерянским
древностям. Рассматривая лапы и кольца наряду с другими глиняными
предметами, исследователь отметил, что они являются изображением
человеческих рук и звериных лап, и связаны с какими-то мифическими
представлениями мерян, установить которые на основании полученных им
данных раскопок курганов не представляется возможным. Но при этом,
А.С.Уваров сделал предположение о существовании звериных культов,
возникновение которых произошло под влиянием античной традиции.
кольцами, был А.С.Уваров. Как известно, в середине прошлого столетия он,
вместе с П.С.Савельевым, провел широкомасштабные раскопки курганных
насыпей в Ростово-Суздальском ополье. Обнаруженные глиняные предметы
А.С.Уваров отнес, впрочем, как и все обнаруженные им вещи, к мерянским
древностям. Рассматривая лапы и кольца наряду с другими глиняными
предметами, исследователь отметил, что они являются изображением
человеческих рук и звериных лап, и связаны с какими-то мифическими
представлениями мерян, установить которые на основании полученных им
данных раскопок курганов не представляется возможным. Но при этом,
А.С.Уваров сделал предположение о существовании звериных культов,
возникновение которых произошло под влиянием античной традиции.
Дискуссия о столь загадочных и уникальных предметах в курганных
захоронениях продолжается в отечественной историографии уже более
столетия.
захоронениях продолжается в отечественной историографии уже более
столетия.
На сегодняшний день лишь в одном вопросе все исследователи едины —
лапы и кольца изготовлены исключительно для погребения и не
использовались в повседневном быту.
лапы и кольца изготовлены исключительно для погребения и не
использовались в повседневном быту.
Так или иначе, все исследователи рассматривали следующие проблемы:
1). Зоологическая классификация глиняных муляжей. Т.е. лапу какого
зверя имитировали глиняные поделки – медведя ли бобра? Это имело
немаловажное значение, и было напрямую связано с вопросом этноса,
практиковавшего культ. Были высказаны предположения о славянах, местных финно-уграх (мерянах) и скандинавах.
зверя имитировали глиняные поделки – медведя ли бобра? Это имело
немаловажное значение, и было напрямую связано с вопросом этноса,
практиковавшего культ. Были высказаны предположения о славянах, местных финно-уграх (мерянах) и скандинавах.
2). Ареал происхождения и распространения данной погребальной
традиции — территория Северо-Восточной Руси, Аландские острова или
конвергентное (одновременное) возникновение.
традиции — территория Северо-Восточной Руси, Аландские острова или
конвергентное (одновременное) возникновение.
Возвращаясь к погребениям с глиняными лапами и кольцами в Ярославских
могильниках, следует отметить, что практически все захоронения в
курганах совершены по обряду трупосожжения. Лапы и кольца обнаружены
среди кальцинированных костей и прочего погребального инвентаря
непосредственно на кострищах. Но в двух курганах (курган 44
Михайловского могильника, раскопан И.А.Тихомировым в 1898; курган 297
Тимеревского, камерное погребение) лапы обнаружены в трупоположениях.
могильниках, следует отметить, что практически все захоронения в
курганах совершены по обряду трупосожжения. Лапы и кольца обнаружены
среди кальцинированных костей и прочего погребального инвентаря
непосредственно на кострищах. Но в двух курганах (курган 44
Михайловского могильника, раскопан И.А.Тихомировым в 1898; курган 297
Тимеревского, камерное погребение) лапы обнаружены в трупоположениях.
Курган Михайловского интересен еще тем, что он является аналогией
кургана 830 у с. Веськово (раскопки А.С.Уварова). Лапы в обоих случаях
располагалась в головах костяков (мужских) ориентированных на запад и
лежащих на прослойке угля и золы.
кургана 830 у с. Веськово (раскопки А.С.Уварова). Лапы в обоих случаях
располагалась в головах костяков (мужских) ориентированных на запад и
лежащих на прослойке угля и золы.
Курган 297 из Тимерева часто приводится исследователями, как яркий
пример проявления культа медведя. Это один из самых крупных погребальных сооружений могильника. Под насыпью было зафиксировано камерное погребение женщины 35-40 лет и девочки подростка 11-13 лет, которых сопровождал богатый и разнообразный материал. Ряд элементов
погребального обряда позволили исследователям предположить скандинавское предположение умерших.
пример проявления культа медведя. Это один из самых крупных погребальных сооружений могильника. Под насыпью было зафиксировано камерное погребение женщины 35-40 лет и девочки подростка 11-13 лет, которых сопровождал богатый и разнообразный материал. Ряд элементов
погребального обряда позволили исследователям предположить скандинавское предположение умерших.
Особый интерес и уникальность данного комплекса представляет находка
серебряного перстня у левой кисти девочки, который был надет на фалангу
медвежьей лапы. Эту находки интерпретировали как обручение
девочки-подростка с медведем-«прародителем», «хозяином». И если это
древнее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного
мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода, в реальной жизни служило залогом богатства новобрачных или счастливой жизни новорожденных, то в данном случае, как считают исследователи, оно должно было обеспечить благополучный переход в загробный мир как и глиняные имитации «медвежьих лап».
серебряного перстня у левой кисти девочки, который был надет на фалангу
медвежьей лапы. Эту находки интерпретировали как обручение
девочки-подростка с медведем-«прародителем», «хозяином». И если это
древнее свидетельство медвежьей свадьбы, широко распространенного
мифологического сюжета о женитьбе медведя на девушке из человеческого рода, в реальной жизни служило залогом богатства новобрачных или счастливой жизни новорожденных, то в данном случае, как считают исследователи, оно должно было обеспечить благополучный переход в загробный мир как и глиняные имитации «медвежьих лап».
К этому стоит добавить еще одно любопытное обстоятельство – среди
погребений с лапами и кольцами преобладают женские захоронения. Особенно эта тенденция заметна на материалах Петровского могильника, где практически все захоронения с лапами и кольцами являются женскими.
погребений с лапами и кольцами преобладают женские захоронения. Особенно эта тенденция заметна на материалах Петровского могильника, где практически все захоронения с лапами и кольцами являются женскими.
Набор женского инвентаря в погребениях представлен следующими вещами:
1) копоушки, подковообразные фибулы, крупные бронзовые бусы,
бубенчики, ножи, гребни, стеклянные бусы, неопределенные женские
украшения.
бубенчики, ножи, гребни, стеклянные бусы, неопределенные женские
украшения.
Погребальные комплексы с лапами на Аландских островах во многом
обладают тем же набором признаков погребального обряда и категорий
инвентаря, что и курганы из Ярославского Поволжья.
обладают тем же набором признаков погребального обряда и категорий
инвентаря, что и курганы из Ярославского Поволжья.
2) трупосожжения на месте; меридиональная ориентировка; крупные
бронзовые бусы, бубенчики, гребни, подковообразные фибулы, оселки, шипы,
стеклянные бусы и, конечно же, сами лапы.
бронзовые бусы, бубенчики, гребни, подковообразные фибулы, оселки, шипы,
стеклянные бусы и, конечно же, сами лапы.
Это говорит о практически полной идентичности погребений с Аландских островов погребениям в Ярославском Поволжье.
Современные датировки погребений на Аландских островах (по
определению И.Каллмера есть комплексы конца VII века — 10 погребений)
вынуждают признать их приоритет в хронологическом плане.
определению И.Каллмера есть комплексы конца VII века — 10 погребений)
вынуждают признать их приоритет в хронологическом плане.
Но как этот обряд появился в Ярославском Поволжье в X веке?
В пользу гипотезы о миграции населения Аландских островов в X веке на
территорию Ярославского Поволжья (Северо-Восточная Русь)
свидетельствует следующий факт. В период VIII-IX веков количество
погребений с лапами на Аландских островах остается неизменным, а в X
веке отмечается резкое сокращение их числа в некоторых областях Аланд. В
этом же X веке, как мы видим (именно этим веком, а большинство даже его
второй половиной датируются Ярославские комплексы), данный обряд
появляется в северо-восточной Руси и распространяется на довольно-таки
значительной территории, особенно если еще вспомнить Владимирские
комплексы. Т.е. курганы в Ярославском Поволжье с лапами и кольцами,
скорее всего, принадлежат выходцам с Аландских островов, которые
переселись в северо-восточный регион Руси в X веке.
территорию Ярославского Поволжья (Северо-Восточная Русь)
свидетельствует следующий факт. В период VIII-IX веков количество
погребений с лапами на Аландских островах остается неизменным, а в X
веке отмечается резкое сокращение их числа в некоторых областях Аланд. В
этом же X веке, как мы видим (именно этим веком, а большинство даже его
второй половиной датируются Ярославские комплексы), данный обряд
появляется в северо-восточной Руси и распространяется на довольно-таки
значительной территории, особенно если еще вспомнить Владимирские
комплексы. Т.е. курганы в Ярославском Поволжье с лапами и кольцами,
скорее всего, принадлежат выходцам с Аландских островов, которые
переселись в северо-восточный регион Руси в X веке.
Что же касается тотемного животного, культ которого отражен в
погребениях с глиняными лапами, то на сегодняшний день в историографии
доминирует точка зрения, что культ медведя являлся одним из основных в
системе мироощущения древнего населения Ярославского Поволжья и шире –
Волго-Окского междуречья – на протяжении нескольких тысячелетий.
погребениях с глиняными лапами, то на сегодняшний день в историографии
доминирует точка зрения, что культ медведя являлся одним из основных в
системе мироощущения древнего населения Ярославского Поволжья и шире –
Волго-Окского междуречья – на протяжении нескольких тысячелетий.
При этом глиняные кольца рассматриваются в качестве гривны –
подношения медведю. И сложился этот ритуал уже на территории Руси, но
среди того же населения, которое хоронило своих умерших с глиняными
лапами – выходцев из Фенноскандинавии, поселившихся на Волжском пути.
подношения медведю. И сложился этот ритуал уже на территории Руси, но
среди того же населения, которое хоронило своих умерших с глиняными
лапами – выходцев из Фенноскандинавии, поселившихся на Волжском пути.
Автор — Игорь Кураев, старший научный сотрудник научно-экспозиционного отдела ГИМ.