Отчет за 2023 год и немного планов.
2023 год не стал для меня (как и для большинства из вас, полагаю) спасительным поворотом страницы в истории — не стало легче, спокойнее или безопаснее. Но я верю, что жить, мечтать, помогать и делать добро — уже достойные дела. Надеюсь, что моя работа хотя бы помогла вам расслабиться, чем-то заинтересовала или отвлекла от мрачных дум. В любом случае, мне самому эта работа позволила немного сохранить рассудок. Спасибо за вашу поддержку и интерес! Они очень важны.
А теперь о проделанной работе.
Книга
В этом году вышла наша книга «Архитектура видеоигровых миров». В 2022 и 2023 годах работа над ней отняла огромное количество времени и сил (разумеется, не только моих). Рад, что она вышла и при всех сложностях производства получилась на мой взгляд хорошей. Для дебюта, который сочетает в себе редкий набор компетенций и интересов авторов — так точно. Кажется, таких междисциплинарных исследований еще никто нигде не проводил, так что мы еще и пионеры в каком-то смысле. Купить остатки книги в бумаге (да, тираж уже почти закончился, но будет допечатываться) можно тут: https://www.ozon.ru/product/arhitektura-videoigrovyh-mirov-uroven-proyden-1066572850/?avtc=1&avte=2&avts=1703346944
В цифре книга продается здесь: https://www.litres.ru/book/artemiy-kozlov/arhitektura-videoigrovyh-mirov-uroven-proyden-69569851/
Немного обсудить книгу я успел в гостях у подкаста Тоси-Боси: https://tosibosipodcast.mave.digital/ep-106
Книгой, в принципе, можно было бы и закончить, но я постарался сделать еще хороших вещей, вот они.
Вещи, вот они, сверху вниз
Сделал большое видео о Far Cry 2: https://youtu.be/7oMQLsXqt3Y
Бонусное видео-компаньон к ролику о Far Cry 2 (эксклюзивно для бустеров): https://boosty.to/j_calavera/posts/ef0d9e82-54b5-458d-91d9-ae9d8014e152
Поработал с Дэни Стерховым и комьюнити Cuhrayzee над видео о вырезанном контенте Devil May Cry: https://youtu.be/-PUyxCQVD90
Подкаст Кулдаун о книге Against Flow: https://youtu.be/0_syJDh2IS4
«Кулдаун» о книге Writing For Games с Антоном Потаповым, гейм-дизайнером и автором канала https://t.me/e628b7b7:
(Еще, кстати, записали отличный выпуск «Кулдауна» про Cybertext, но он будет в январе)
Большой текст о видеоиграх, дистопиях и антиутопиях: https://panmeditat.substack.com/p/f17
Написал для VK Play текст об особенностях иммерсивных симуляторов, их производственных проблемах, и что этот ярлык вообще значит: https://media.vkplay.ru/articles/feat/nauka-pogruzheniya-kak-ustroeny-immersive-sim
Resident Evil 4, желтые лестницы и проблематика ориентирования игроков в сложных пространствах: https://panmeditat.substack.com/p/resident-evil-4
В августе написал 62 микроэссе о “забытых” играх: https://open.substack.com/pub/panmeditat/p/444
Написал небольшой текст о связях Bloodborne с реальной историей — мясные рынки, xenotransfusion, Эдинбург, медицинские школы и так далее: https://hyperduh.medium.com/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE-bloodborne-%D0%B2-%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-3454dad840a0
Переписал свой старый текст о конфликте этики и эстетики в Dishonored: https://panmeditat.substack.com/p/b3f
PlayStation Showcase 2023 и проблемы стратегии Sony: https://panmeditat.substack.com/p/d27?sd=pf
Написал для Skillbox текст о трех пазл-играх: Humanity, Cocoon и Mosa Lina. По пути немного пофилософствовал: https://skillbox.ru/media/gamedev/luchshie-pazly-2023-goda-humanity-cocoon-i-mosa-lina/
Также написал небольшое эссе для компиляции к юбилею Doom: https://skillbox.ru/media/gamedev/pochemu-doom-eto-kruto-obyasnyayut-avtory-cod-mw2-escape-from-tarkov-i-drugikh-igr/
И рассказал о трёх интересных сюжетных играх: https://skillbox.ru/media/gamedev/igry-2023-goda-s-luchshim-narrativom-i-syuzhetom-alan-wake-2-baldurs-gate-3-i-drugie/
А затем — про три заметные экшен-игры: Armored Core 6: Fires of Rubicon, Resident Evil 4 и Rusted Moss. Прочитать можно здесь: https://skillbox.ru/media/gamedev/luchshie-boevye-sistemy-v-igrakh-2023-goda-resident-evil-4-rusted-moss-hifi-rush-i-drugie/
Парой абзацев рассказал о Tchia: https://skillbox.ru/media/gamedev/igry-2023-goda-s-luchshimi-otkrytymi-mirami-spiderman-2-hogwarts-legacy-i-zelda/
Провел дайджесты для бустеров. Кто не застал — это такой формат, где я стараюсь рассказать о каких-то интересных штуках, собираю ссылки на статьи и видео, а еще общаемся с бустерами:
Написал обо всем, что понравилось в 2022-м: https://panmeditat.substack.com/p/2022?sd=pf
Также под предводительством Миши Бочарова поработал с Павлом «Пекроном» Ручкиным над переводом отличной книги Significant Zero (уже есть в цифре: https://www.litres.ru/book/uolt-uilyams/myasorubka-igrovoy-industrii-kak-sohranit-dushu-igry-v-mire-k-70095082/) и Владимиром Лымаревым над Blood Echoes, сборником эссе по Bloodborne (можно тут купить: https://www.chookgeek.ru/product/bloodborne-antologiya-otgoloski-krovi). Все они (и не только!) очень крутые, и люди, и книги.
Что писал в блогах
Гипермда
История последних строчек Minecraft: https://t.me/hyperduh/318
Лудонарративный диссонанс (ответ Res Ludens): https://t.me/hyperduh/321 + https://t.me/hyperduh/322 + https://t.me/hyperduh/323
Army Men и эстетика игрушек в видеоиграх: https://t.me/hyperduh/331 + https://t.me/hyperduh/343
О Hogwarts Legacy, аутентичности, игре мечты и мета-дизайне: https://t.me/hyperduh/344 + https://t.me/hyperduh/345
Про Sorcerian: https://t.me/hyperduh/346
Сделал Gamer Variety Score, в котором никто не набрал больше 61 из 100: https://t.me/hyperduh/355
Опять про игры мечты и канон: https://t.me/hyperduh/356 + https://t.me/hyperduh/357
Кратко о Myhouse: https://t.me/hyperduh/370
Кратко об обучении гейм-дизайну в тюрьмах: https://t.me/hyperduh/375
Смешанные ощущения от Resident Evil 4 Remake: https://t.me/hyperduh/377 + https://t.me/hyperduh/378
Комментарий к посту про “мышление дизайнера vs. мышление игрока” + снова про проклятые проблемы гейм-дизайна: https://t.me/hyperduh/383 + https://t.me/hyperduh/384
Конструирование фана в нарративных играх: https://t.me/hyperduh/385
Зельда и «игрушечные аффордансы»: https://t.me/hyperduh/386
Божественное безумие в Elden Ring: https://t.me/hyperduh/394
Скандал в ZA/UM: https://t.me/hyperduh/399
Дорожный ИИ и модель общества в Cities: Skylines II: https://t.me/hyperduh/413
Комментарий к тексту Владимира Сечкарева «Всё, что нужно знать о жанрах видеоигр»: https://t.me/hyperduh/415 + https://t.me/hyperduh/416
Скейт-парк как загробная жизнь игровых пространств: https://t.me/hyperduh/417
Путь Larian к Baldur’s Gate III и тема “новых стандартов геймдева”: https://t.me/hyperduh/423
Сквозные темы крови и тел в играх FromSoftware и ожидание Armored Core 6: https://t.me/hyperduh/435
(Не)доступность видеоигр: https://t.me/hyperduh/439
Заметка об игровом автомате Rambo и маскулинной трагической печали: https://t.me/hyperduh/443 + https://t.me/hyperduh/444
Starfield и игры-рехабы: https://t.me/hyperduh/478 + https://t.me/hyperduh/477
Скандал с тарифами Unity: https://t.me/hyperduh/494 + https://t.me/hyperduh/496
Разница между Roguelite и Roguelike: https://t.me/hyperduh/545
Комментарий к видео Grimbeard о Deus Ex: Invisible War: https://t.me/hyperduh/556
Почему Dark Souls – великая игра: https://t.me/hyperduh/604
Тромплёй и Moonlight Energy 2 — два эпизода в истории искусства: https://t.me/hyperduh/623
Сборник-диалог между мной и каналом «Геймдев, который мы заслужили» о проблемах The Game Awads: https://t.me/hyperduh/647
Размышление об ошибках восприятия эволюции в контексте RPG-прокачки: https://t.me/hyperduh/653
Комментарий автора Space Funeral о культуре игр на RPG Maker: https://t.me/hyperduh/656
Pan Meditat
Об эндлингах, феномене ветрового стекла и любви к реакту с китом: https://t.me/pan_meditat/757
О письме про “остановку исследований ИИ”: https://t.me/pan_meditat/761
Навигационный тверк пчел и IQ-тест для всего сущего: https://t.me/pan_meditat/763
Об утрате и краже внимания: https://t.me/pan_meditat/773
Барби-Будда (спекуляция о фильме «Барби»): https://t.me/pan_meditat/781
Алгоритм красоты: https://t.me/pan_meditat/803
О споре ученых об источнике сознания: https://t.me/pan_meditat/806
О Strong-Link vs. Weak-Link подходах в науке: https://t.me/pan_meditat/814
Почему по средам постят жаб: https://t.me/pan_meditat/825
Невидимый забор ЕГЭ и манипуляция через институты: https://t.me/pan_meditat/827
Волчий патруль заработал 11 миллионов долларов на «пейзаже страха»: https://t.me/pan_meditat/836
Архитектура после антропоцена: https://t.me/pan_meditat/850
NPC-стриминг и человек как тактильный интерфейс: https://t.me/pan_meditat/851
«40-секундный Бойд» и цикл НОРД + враждебность ИИ: https://t.me/pan_meditat/870 + https://t.me/pan_meditat/882
Комментарий к посту Stalag Null об идеологии Аппарата: https://t.me/pan_meditat/896 + https://t.me/pan_meditat/897
О писателях в СФ (ответ Prometa): https://t.me/pan_meditat/908
О бедах богатых и CEO-техбро: https://t.me/pan_meditat/916
Скандал с IIT и псевдонаукой: https://t.me/pan_meditat/934
Тэйлор Свифт, фэны и доксинг: https://t.me/pan_meditat/936
Почему дети часто совершают важные археологические открытия: https://t.me/pan_meditat/940
Эпистемологическая война восприятия: https://t.me/pan_meditat/947
Обучение без мозгов: https://t.me/pan_meditat/953
Отчет Mozilla Privacy Not Included и автомобильный паноптикум: https://t.me/pan_meditat/954
Волшебное слово grponypui и взлом LLM: https://t.me/pan_meditat/957
Проблема восприятия эволюции как «Марша прогресса»: https://t.me/pan_meditat/959
Враждебная эпистемология: https://t.me/pan_meditat/971
Чем крута «Дорога»: https://t.me/pan_meditat/974
Планы
Не буду смешить элдрический пантеон конкретными планами, поэтому пройдусь вкратце по основным темам.
1. Работаю научным редактором над большой книгой по Dark Souls.
2. Делаю Очень Большое Видео про Iyashikei-игры, а также многочасовой покаменный и попиксельный анализ Bloodborne, так как на это выбит гоул по количеству бустеров. Параллельно доделываю небольшое видео о Left 4 Dead 2, в производстве также видео о Monster Hunter World и Resident Evil 4. В планах — куча интересных тем, не думаю, что испишусь.
3. Большая совместная работа с Владимиром Сечкаревым о The Last of Us.
4. Более регулярный выход подкастов.
5. Кое-что книжное и авторское, но тут анонс приберегу.
Огромное вам всем спасибо, что были в этом году со мной. С Наступающим!