creator cover igor bekshaev
igor bekshaev
справочник по Новому Завету
igor bekshaev
1
subscriber
Available to everyone
Jan 04 11:21

Лк 2: 8-18

О поклонении волхвов, таинственной звезде, приведшей их в Вифлеем, описанным евангелистом Матфеем, мы говорили прежде. Теперь стоит рассказать как повествует о Рождестве Иисуса евангелист Лука.
Так же мы отмечали, что три из четырех – так называемые «синоптические» – евангелия, составлялись по тогдашним канонам написания биографий. Работу эту следовало бы назвать научной, весьма кропотливой, и задействовано в ней, вероятно, было достаточно немало людей. Каждое из евангелий отражало заказ той или иной христианской общины, ну и, конечно, подход к этому делу «главного редактора». Иногда приходится выслушивать претензии к недостаточному совпадению одних и тех же событий в разных повествованиях. В прежние, советские времена, атеисты как-то на эту тему особенно возбуждались, отталкиваясь от мысли, что, по мнению Церкви, евангелия писались Святым Духом. Дескать, почему же тогда столько ошибок наделано. Церковь, к сожалению, сама толком не знает, как объяснить, что значит «Святым Духом». Мы не будем перечислять все казуистические на сей счет объяснения, возникавшие в церкви в разные времена, а скажем просто – это значит в свободе и ответственности. Касаемо второго, ответственности, то есть, следует подчеркнуть, что это будет родственно пониманию «научного подхода», и объяснить это очень просто. Научный подход характеризуется перепроверкой фактов, уточнений, сверкой различных источников, и на основании этого выведения максимально достоверной информации. Если три, четыре, независимых свидетеля описывают примерно одинаково событие, то событие, скорее всего, имело место, а некоторую разницу в деталях приходится усреднять, корректировать.
Наши биографы работали, очевидно, довольно независимо друг от друга. Но источники у них, конечно, могли быть одни. Как журналисты-корреспонденты, порою работают на одной точке, и даже в одно время, однако, репортаж один от другого отличается. И по картинке, и по комментарию.
Надо еще иметь в виду, что опрашивая свидетелей событий жизни Христа, читая даже какие-то записи, оставленные первыми грамотными последователями Иисуса, не всегда, возможно, удавалось получить достаточную информацию от людей, умеющих внятно излагать свои мысли. В наше то время, когда, как еще говорят, космические корабли бороздят просторы околоземной орбиты, многие очевидцы станут описывать увиденное, больше упирая на «почувствованное», на то, какие эмоции у них при совершении события возникли. «Мне показалось даже, что он горько вздохнул», «и тут я почувствовала у себя на спине его тяжелый взгляд», «а облака на небе, были, такие, знаете, сиреневые, и повсюду грохотало, и мне все это показалось очень странным». Людям весьма свойственно сообщить о своих пережитых эмоциях, особенно, если событие их впечатлило, нежели сухо изложить факты. А спустя время люди начинают вспоминать такие подробности, которые породила уже их собственная психика.
Биографу все это приходится упрощать, причем перекладывать на тот язык, который станет понятен читающему. «Так что ты видел?» - «Ну, темно было, я смотрю, вдалеке огонек зажегся, и словно меня кто-то подтолкнул: сходи посмотри». То есть все эти рассказы свидетелей требовалось как-то уложить в повествование. Евангелист Лука, кажется, зашел дальше всех в своих исследованиях при написании биографии Иисуса. Судя по первым строчкам евангелия ему были известны какие-то уже другие работы («Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен»), вероятнее всего евангелие от Марка, но в отличии от Марка и перед ним евангелиста Иоанна, он начал с зачатия Крестителя его престарелыми уже родителями, проследил знакомство их с Иосифом и Марией - родителями уже Иисуса, чтобы читателям была понятна и дальнейшая их связь. Евангелист Иоанн, и за ним Марк сразу начинают с проповеди Крестителя, поэтому чтобы людям, живущим уже в другую эпоху было ясно, кто такой Иоанн Креститель и какова его роль в повествовании, Лука постарался как можно глубже во времени проследить его судьбу, связав ее изначально с судьбой Иисуса.
Лука - единственный из евангелистов, кто описал условия, в которых родился Христос, а не ограничился тем фактом, что местом рождения был Вифлеем. Задача, по видимому, была очень сложной. Стоит еще раз пояснить, что как в те времена, так и сейчас (уже меньше), достоверной является информация, полученная из многих источников, от разных, независимых свидетелей. Многие «исследователи Писаний» представляют евангелистов как каких-то болванчиков, которые непременно должны были друг у друга заимствовать, ну, потому что они сами друг у друга заимствуют, просто переписывают что написали прежде них, и это у них называется «научный подход» - опора на «авторитеты», со своими дальнейшими пустыми разглагольствованиями уже о высоком значении самих авторитетов. Но в то далекое от нас время люди были более добросовестны, и либо писали о том, что сами видели, сами знают - таково евангелие от Иоанна, он сам всему написанному им свидетель - либо отыскивали свидетелей, и свидетельства их перепроверяли. Луке, наверное, сильно повезло, что он по слухам, по указаниям, отыскал тех людей, кто жил в те годы, и посчастливилось ему опросить и тех самых безымянных пастухов, ставших столь знаменитыми, процитируем целиком: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи».
Понятно что это описано по рассказам простых, незамысловатых людей, к тому же по истечении достаточно большого времени. Интерпретировать данный рассказ можно по разному, и неважно как. Зерном повествования является то, что некое событие вызвало в них любопытство и желание сбегать до Вифлеема и разузнать что стряслось. Прочее можно читать буквально, можно считать метафорой - ровно ничего не изменится. Люди, повторимся, больше склонны описывать (особенно задним числом) свое эмоциональное состояние, чем последовательный ряд сухих фактов. У детей, и людей незатейливых, случается очень обостренное восприятие действительности, и их интерпретатор этой самой действительности, воспроизводит ее так, как они ее ощутили, почувствовали, вспомнили.
Ну раз ангелы, так и запишем - Ангелы, подытожил рассказ Лука. И записал, конечно. Свидетели есть свидетели, показания сняты, из песни слов не выкинуть. И, благодаря этому прекрасному рассказу, на чистом глазу исполненному, рождению Христа посвятился целый пласт культуры, делающим понятным евангелие детям, и вообще людям простым и не искусным.
Сейчас люди вообще почти не способны ни видеть знаки неба, ни интерпретировать их. В лучшем случае у них что-то там снится «к деньгам», и они «верят и ждут», что придут деньги, хотя обычно кончается тем, что снится тоже самое. Пастухи же, люди, проводящие большую часть жизни в открытом поле, чувства которых были всегда обострены, были способны видеть то, что другие и не увидят. Определенного рода слепота сошла на мир, исказив сознание так, что все чаяния сводятся их к деньгам, и, в конечном итоге, к тому, что к ним снится.
Рождество, описанное евангелистом Лукой, со временем стало, пожалуй, самым теплым религиозным праздником. Самым близким и понятным, несмотря на то, что чудеса, чудесные явления, которые обычно и вызывают пущие сомнения, тут присутствуют очень плотно. Интерпретатор явления, у читателя, слушателя, тут работает без сбоя: В связи с переписью, то есть притоком людей все постоялые дворы забиты, мест нет, и тут Марии пришла пора родить. Двери хлопают, тазы гремят, повитухи носятся, кто-то кричит: «рожает, рожает». «Пошли глянем, что у них там». И пошли, сопровождаемые ангелами.
Creator has disabled comments for this post.

Subscription levels

free

10 per month