11 заметок из истории становления цивилизации
Заметка 1. Ранние земледельцы Южной Месопотамии. На старт, внимание... Проблемы...
В начале VI тыс. до н. э. сообщества ранних земледельцев (вероятно, самаррской культуры) достигли южного географического предела культурно-исторической области Плодородного полумесяца. Дальше был Персидский залив. Междуречье Тигра и Евфрата больше не могло решать проблемы избыточного населения переселением на новые плодородные пустые участки вдоль рек и их притоков.
Последней волне колонистов достались болота на берегу солёного залива. Даже чтобы жить так же, как их соседи в среднем течении и верховьях великих рек Месопотамии, нужно было приложить массу усилий.
На холмах посреди тростниковых зарослей люди строили свои небольшие посёлки из тростника. Из тростника плели лодки для перевозки грузов, охоты и рыбной ловли. Тростник служил топливом для обжига керамической посуды и керамических серпов.
Ценнейшая древесина расходовалась на орудия труда, которыми строились каналы и дамбы. Земледельцы отвоёвывали у болот каждое поле или место под сад и огород.
Вот такие вот стартовые условия у того места, которое позднее будет известно как Шумер.
Заметка 2. Ранние земледельцы Южной Месопотамии. Самые первые каналы и сеанс научной «магии»!
При раскопках самого раннего слоя в Южной Месопотамии первые археологи находили керамические серпы первых местных жителей — ранних земледельцев. Это были довольно массовые находки. В отличие от деревянных серпов с острыми сменными обсидиановыми микролитами, керамические серпы быстро тупились и крошились. После чего их просто выбрасывали прямо на месте работ и брали новый.
Вроде не очень интересный материал для исследования. Но правила фиксации места каждой такой скучной находки соблюдались раскопщиками.
А дальше у нас сеанс научной магии! Фокус перехода количества в качество. В определённый момент число находок стало доступным для статистической обработки. С привязкой мест это дало удивительный результат. Мы нашли самые ранние каналы.
Дело в том, что современное положение Тигра и Евфрата настолько изменилось, что мы можем лишь пытаться по отдельным опорным точкам древности восстановить русла и притоки. А уже потом искать следы ирригационных систем. Здесь же выброшенные древними людьми орудия сбора урожая показали, где были каналы. Достаточно было нанести многочисленные точки находок на карту. Зерно выращивали вдоль этих водных артерий и строго там же выбрасывали серпы.
Заметка 3. А всю прочую историю на мусорку!
Когда в первой половине XX века западные археологи вовсю копали древние Месопотамские городища, то до искомого шумерского слоя им приходилось пробиваться через раннее средневековье, позднюю и зрелую античность и так далее.
В некоторых местах в отвал раскопок ушли слои с IV века н. э. до XVI века до н. э. Ушли и лежат до сих пор. В этих отвалах с совершенно разрушенными связями с культурным слоем и сейчас лежит много интересного. Иногда даже пытаются как-то это использовать.
Заметка 4. Зиккурат нашей цивилизации.
Месопотамский зиккурат — это большая постройка, напоминающая пирамиду. Она состоит из глиняных кирпичей и облицована обожжёнными кирпичами.
Для жителей равнинного Междуречья зиккураты были впечатляющими сооружениями. На вершине находился храм, который занимал лишь небольшую часть постройки, но самые нарядные и яркие снаружи.
Что было важнее: храм или пирамида?
Некоторые учёные считают, что первые строители зиккуратов пришли из горных областей и строили своим богам искусственные горы. Этими строителями называют шумеров. Но мы не уверены, что шумеры действительно пришли откуда-то. Возможно, их предки были частью колонистов, которые создали шумерскую цивилизацию. А может быть, шумеры жили в Южной Месопотамии с V тыс. до н. э.
У нас есть руины древних построек, которые называются зиккуратами. Один из них - зиккурат в Унуге (Уруке). Он состоит из нескольких слоёв: археологи находили их, снимая пласт за пластом.
Самым древним оказался тростниковый храм VI тыс. до н. э., построенный первыми переселенцами. Его следы нашли на площадке, которую засыпали белым песком прямо на уровне земли. Затем вокруг первого храма появились вспомогательные постройки, а сам храм подняли на платформу, чтобы подчеркнуть его важность.
Последующие поколения людей добавляли новые слои к этой платформе, пока не появился Великий зиккурат.
Так работает наша культура и цивилизация: мы строим новое на фундаменте прошлого, сохраняя его суть и смысл.
Заметка 5. Новое место - новые проблемы.
Вернёмся к нашим первым поселенцам Южной (Нижней) Месопотамии. Для начала посмотрим откуда они пришли в эту землю. Они пришли из Северной (Верхней) Месопотамии. Относительно возможностей людей того времени к путешествиям Северная Месопотамия была большой и разнообразной по условиям климата и рельефа местности. Здесь холмистая равнина приречья сменялась предгорьями Тавра, Армянского нагорья и Загроса. Здесь великие реки Тигр и Евфрат ещё в доисторические времена вымыли себе постоянные русла в твёрдом камне.
Местные ранние земледельцы зависели прежде всего от дождей, а скотоводство имело не меньшее значение.
Когда эти территории оказались заселёнными, то люди двинулись вниз на абсолютно плоскую низменность из мягких речных отложений. Тигр и Евфрат впадали в Персидский залив, но их русла не отличались постоянством: множество рукавов, сезонные наводнения формировали большие озёра и болота. Давайте добавим к этому пустынный климат с минимумом дождей, которые не могут поддерживать земледелие без искусственного орошения.
Земледелец Севера берёт острую палку, делает борозду в земле, бросает туда горсть зерна. Всё! Остальное сделает природа, а он снимет урожай и повторит цикл. На Юге борозду с зерном слишком близко к воде смоет, а слишком далеко зерно не прорастёт без влаги. Надо придумать что-то новое!
Заметка 6. Новое место - старые решения.
А может быть и нет. Не нужно придумывать. Всё уже придумали ранее. Или в тоже самое время, но в другом месте.
Проблема исследований следов самых ранних поселений людей в Южной Месопотамии заключается в длительной непрерывной последующей хозяйственной деятельности на одних и тех же местах. Тысячи лет люди меняли под себя эту землю, строили и разрушали. Поэтому найти раннюю/первую целостную систему орошения в Нижнем Междуречье пока не удалось (оптимизм, ага). Но у нас есть другое место как раз начала VI тыс. до н.э., где мы можем подсмотреть немного важной интересного.
Чога Мами - поселение Самаррской археологической культуры в провинции Дияла в Восточном Ираке. Это примерно в 110 км к северо-востоку от Багдада. Здесь существовало поселение ранних земледельцев лишь до убейдского периода. Это значит, что не нужно снимать верхние слои других культур и можно оценить именно период ранних земледельцев.
Археологи супруги Оутс описывают это место как «низкую насыпь длиной около 200 метров и высотой 2–5 метров», «сильно размытую, последние сохранившиеся уровни датируются 4800 годом до нашей эры».
Кроме вполне обыденных прямоугольных домов из глинобитного кирпича, здесь была впечатляющая сторожевая башня на входе. Вокруг Чога Мами было несколько небольших групп деревень, жители которых выращивали пшеницу и ячмень; пасли овец, коз и немного коров; и охотились на газелей и другую диких животных.
Всё это хозяйство опиралось на рукотворные ирригационные каналы вдоль северной стороны кургана, которые датируются VI тыс. до н.э. В настоящий момент это самый ранний археологический памятник начала ирригации.
Какие из этого можно сделать выводы? Либо одинаковые проблемы привели людей в Чога Мами и Южной Месопотамии в VI тыс. до н.э. к одинаковому решению в виде рытья каналов (что будет повторено в затем в Азии и Америке), либо люди одной культуры перенесли свои навыки из одного места в другое. При этом Южная Месопотамия подходила для этого больше.
Заметка 7. В пиве никто не тонет, тонут всегда в воде!
Как мы уже помним плодородная илистая наносная почва равнины Южной Месопотамии требует меньших усилий для рытья канала, чем на Севере. Каналы решают проблемы избытка воды и устраняют опасные для здоровья болота. В целом - это сытая, здоровая жизнь...А что еще нужно для здоровой жизни? Точнее прежде всего. Вода! Нам нужна чистая питьевая вода, а её совершенно негде взять. Есть лишь грязная илистая вода.
Предприимчивые и трудолюбивые люди стали рыть глубокие колодца. И здесь, как и с большинством работ в Нижнем Междуречье, нужно было всё делать сообща всей общиной. Водоносный слой глубоко и дойти до него с помощью деревянных и каменных орудий трудно.
Удивительно, но пресной чистой колодезной водой в основном поливали сады. Земледельцам хотелось разнообразия: фруктов и орехов. Ведь деревья нельзя поливать пивом. Причем здесь пиво?Пиво пили взрослые и дети, мужчины и женщины. Пиво было прежде всего способом получить безопасный источник воды. В процессе брожения болезнетворные организмы погибали и грязная вода становилась пригодной для питья.
Видите? Опять связь между ячменем (зерном) и жизнью. Алкоголь в пиве и бодрое настроение общинников - лишь побочный продукт процесса очистки воды.
Заметка 8. Много воды, мало воды. И как тут копать?
Около 2100 года до н. э. правитель месопотамского нома Урук по имени Утухенгаль успешно вёл борьбу против народа гутиев (кутиев). Эти самые гутии жили в горах и установили свою власть над Южной Месопотамией.
Утухенгаль начал карьеру как их наместник, но в какой-то момент возглавил шумерское сопротивление иноземцам. После некоторого числа военных столкновений под контроль мятежного Урука перешли окрестные земли. Решающая схватка за Шумер и Аккад была впереди. А пока царь отправился проинспектировать новый оросительный канал. Вода подмыла место, где стоял Утухенгаль, и он мгновенно утонул.
Чтобы создать самую простую систему ирригации, нужно изначально всё спланировать и лишь затем начать строить. Нельзя копать сразу с водой. Роем магистральный канал, отводные каналы в поля и лишь затем убираем перемычку с рекой. Чем длиннее магистральный канал — тем большую площадь земли можно будет охватить для искусственного орошения.
Также большой канал может использоваться для транспортировки лодками всего необходимого от города (который не был городом в современном понимании) до места работ. Здесь очень важно сохранить баланс между длиной и глубиной: вода будет впитываться в стенки и дно и теряться. А если слишком углубить канал, то можно закончить так же, как Утухенгаль из Урука.
Заметка 9. Токены из Месопотамии или как появились цифры.
Бухгалтерские документы появились раньше письменности. Древнейшие списки покупок, чеки и контракты из Месопотамии старше первых текстов, найденных в Египте, Китае и Мезоамерике. В период между 8000 и 7500 годами до нашей эры земледельцам Месопотамии было нужно найти простой и понятный способ вести учет своих животных и товаров. Людям нужно было хранить и учитывать общее зерно, овец, ткани, посуду и другие важные вещи.
Еще в 1950-1870-е годы французские археологи Пьер Амье, Морис Ламбер и Дениз Шмандт-Бессера (впоследствии переехала в США) предположили, что так называемые токены, найденные по всему Ближнему Востоку от Турции до Пакистана, использовались для самого первого в мире бухгалтерского учета.
Исследователи считают, что токены служили для указания количества товаров. Так, фигурка-токен в форме хлеба означала одну буханку хлеба, фигурка в форме овцы - одну овцу. При такой механике для управления потоками продуктов и вещей не требовалось умение считать. Достаточно было только убедиться, что каждой единице продукта соответствует один токен.
Со временем жители Месопотамии столкнулись с проблемой, контроля перемещения масс разных товаров между незнакомыми людьми. Первые в мире бухгалтеры, сидевшие перед входом в храмовое хранилище, нашли решение. Изначально каждый токен обозначал один объект: горшок меда, буханку хлеба, кувшин с зерном, овцу. Но это было громоздко. Потребовалась бы целая гора токенов, чтобы передать, пекарям заказ на выпечку хлеба для религиозного праздника. Поэтому на токенах появились метки: отпечатки пальца, насечки, геометрические фигуры. Эти метки обозначали числа. Например, штрих это единица, круг это десятка, два круга и три штриха это цифра 23. Таким образом использование токенов привело к возникновению абстрактных знаков-цифр.
Позже токены с метками стали помещать в полые глиняные шары, которые сейчас называют булла. Их запечатывали личными печатями. Личные печати продавца и покупателя запечатывали содержимое и подтверждали подписание контракта. Штрихи и кружочки на токенах указывали на количество товара в случае крупной покупки. К примеру, мясник отправлял пастуху буллу с токенами овец и коров внутри. Это был заказ на доставку скота. Чтобы ознакомиться с заказом, пастух должен был разбить контейнер.
Однако историк Шмандт-Бессера считает, что токены и надписи на глиняных контейнерах стали основой для возникновения первой в истории человечества письменности. К 3300 году до нашей эры на поверхности булл стали появляться знаки, похожие по форме на токены. Возможно, сначала изображения делали, вдавливая фигурку в еще мягкую глину сосуда. Позже при помощи стилуса стали добавлять метки для обозначения числа: 1 корова, 5 гончарных кругов, 4 меры зерна, 15 отрезов ткани. Символы на внешней стороне буллы и токены внутри нее передавали одну и ту же информацию. Теперь, чтобы узнать о содержимом буллы, ее не нужно было разбивать. Также она утверждает что позднее токены исчезли, а остались лишь их образы. Без токенов исчезла потребность в буллах, и плоские клинописные таблички вытеснили сферические контейнеры.
Однако тезис о происхождении письма от архаической счетной системы в древней Передней Азии вызывает некоторые сомнения. Дениз Шмандт-Бессера считает, что источником появления первых клинописных пиктограмм послужили отпечатки токенов. Но при сравнении пиктограмм с токенами возникает целый ряд вопросов. И прежде всего это касается места и времени их возникновения, порядка расположения знаков на «письме».
Также мы точно знаем, что уже в железном веке ассирийцы всё ещё использовали токены вместе с письменностью. Поэтому теория о возникновении клинописи из бухгалтерской отчетности на основе токенов имеет спорный характер. Зато это жизнеспособная теория возникновения других знаков – цифр.
Заметка 10. Гидравлическая теория возникновения государства.
Карл Август Виттфогель (1896, Вольтерсдорф, Германия — 1988, Нью-Йорк, США).Это человек прожил век борьбы идеологий, кризисов капиталистического мира и стремительного изменения мира. Он начал свою сознательную жизнь пламенным коммунистом, а в конце жизни ненавидел эту идеологию. Менял женщин вместе с убеждениями и остался в истории как талантливый историк, создатель собственной теории возникновения государства.
Полностью европоцентристская коммунистическая теория очень плохо сочеталась с любым историческим материалом за пределами самой Европы, а также совсем поверхностно взаимодействовала с событиями в самой Европы до феодализма.
Однако, коммунизм был весьма востребован как руководство к действию в проигравшей Великую войну Германии. Коммунизм стал опорой преобразований в России.
Виттфогель увлекался Востоком, увлекался Китаем. Пытался примирить коммунизм и историю остального мира за пределами Европы. У него не получилось. Ни у кого не получилось. Пришлось развивать идеи коммунистов о некоем восточном способе производства, который неизбежно приводит к деспотизму.
Как раз в это время Гитлер временно договорился со Сталиным, чтобы отсрочить то, что мы знаем как Вторую мировую войну. Немецкий исследователь разочаровался в идеях Маркса и Энгельса.
Виттфогель смог вырваться из Германии, чтобы преподавать историю в США. После войны он помогает бороться с ужасными "комми", также издает свой самый главный труд. Это новая теория возникновения государства на Востоке в древности.
Ее суть такова: первым земледельцам нужна была земля и вода. С помощью сложных систем орошения эти земледельцы создавали на берегах великих рек процветающие общества. Системы орошения требовали постоянной организации масштабных работ с водой (отсюда название - гидравлическая, ирригационная теория).
Организатор этих работ неизбежно становился деспотом, который жестко контролировал все аспекты жизни своих несчастных бесправных подданных. Как у Гитлера или Сталина, ага.
Это заметка о гидравлической теории. Мы рассуждаем о первых земледельцах Месопотамии. Зачем там много Виттфогеля?
Личность и жизненный опыт исследователя ограничивает пределы его научных возможностей. Исследователям первой половины 19 века было проще совместить окружающую действительность и ещё немногочисленные данные об экономической жизни Древнего Востока. Связь между ирригацией и властью казалась очевидной, а имеющиеся памятники царской власти рисовали картину вседозволенности.
Пока теоретики создавали и обсуждали глобальные теории - раскопщики и кабинетные аналитики вводили в научный оборот новые данные. Например раскопали в Северной Месопотамии городище протогородского центра IV тыс. до н.э., который мы условно именуем как Хамукар.
Заметка 11. Не земледелием единым.
Цивилизация стала плодом развития протогородских урбанистических поселений земледельцев Южной Месопотамии. Эти поселения условно именуются городами, хотя их жители каждый день работали в поле. Под контролем такого города были земли, куда можно добраться на работу в течении одного дня.
Город строился вокруг т.н. храма. Ещё одна структура без собственного названия. Основными функциями храма были хозяйственные: организация ирригационных работ, распределение и контроль продуктов и других ресурсов, централизованное хранение.
Очень важный город Южного Междуречья просто и без затей назывался Склад. Т.е. фактически название сохранило его главное назначение. Конечно, название Лагаш звучит красивее, но это именно Склад.
У историков рубежа XXI века был набор маркеров для определения характера найденного объекта. Поскольку следы оросительных каналов на большой площади искать трудно, то гораздо проще и дешевле копать очередной холм. Снимая слой за слоем нужно дойти до соответствующей керамики и найти фундамент крупного общественного здания типичной планировки. Дальше общность компоновочных решений приведет нас к складам продуктов.
В целом картина получалась следующая. Земледельцы Южной Месопотамии первыми к IV тыс. до н.э. создали храмовую экономику с опорой на зерновое производство. Они же в ходе конкуренции первых городов собрали население всей хозяйственной области под защиту стен. В ходе колонизации эти люди централизованно поднимались на север и несли с собой свою модель жизни.
Городище Хамукар в Сирии начали копать в 2000 году после того как на окружающей площади примерно в 250 га исследовали поселения земледельцев.
Пока всё было логично. На первом этапе ранние земледельцы беспечно жили возле своих полей, а затем собрались в одном месте - Хамукаре. Археологи довольно быстро дошли до уровня Урукского периода. Это было небольшое поселение колонистов Южной Месопотамии на руинах города.
Город был окружен стеной высотой 3 метра с толщиной 4 метра. Внутри за стенами нашли храмовый комплекс и склады. Потом комплекс мастерских и удивились... Сняли все слои до нулевого и удивились еще больше.
Хамукар был ровесником самых ранних городов на берегу Персидского залива. Никогда и никак не был с ними связан. Непрерывно развивался до 3400 года до н.э., когда был взят штурмом и разрушен (урукцы поселились на руинах именно тогда).
А теперь самое удивительное. Хамукар пришел к высокому уровню организации, системе учета ценностей с печатями и другими атрибутами протогосударства не опираясь на земледелие!
Хамукар был крупнейшим региональным и важным транзитным центром торговли и обработки обсидиана - вулканического стекла. Из обсидиана делали самые лучшие орудия труда и оружие, а везли его из Анатолии. С другой стороны, аж из Афганистана в Хамукар доставляли полудрагоценные камни для украшений.
Хамукар - это протогосударство ранней цивилизации Плодородного полумесяца, возникшее на основе торговли, а затем и ремесла. Здесь в задачи храма не входила организация несуществующей централизованной системы орошения.
Как тебе такое, гидравлическая теория?