КАК ДОЛЖНА ОДЕВАТЬСЯ ПРИЛИЧНАЯ ЖЕНЩИНА?
По одежке не судят? Как бы не так! В Древнем Риме одежда была атрибутом статуса. И именно по одежде можно было понять, что перед тобой не доступная женщина, а респектабельная древнеримская матрона из приличной семьи.
По классике, одежда матроны состояла из трех компонентов:
1. Туника
2. Стола
3. Верхняя накидка/плащ (палла)
Обычно на этом все статьи в интернете заканчиваются, и вы сами должны понять, что такое стола и накидка, и как это носили)))
Понимаю ваши затруднения) Чтобы понять, как это выглядело, можно взглянуть, например, на изображения императрицы Ливии, супруги императора Августа. Именно она долгое время считалась эталоном римской матроны.
Ливия Друзилла, жена
Августа. Мрамор, рубеж н.э.
Августа. Мрамор, рубеж н.э.
Вот так должна выглядеть матрона за пределами своего дома – вся закутанная в несколько слоев ткани и, желательно, с прикрытыми волосами.
ТУНИКА
Туника - это нательная одежда, общая для мужчин и женщин. Вот то, что у мужчин под тогой - это туника.Женская туника отличалась размерами и длиной. Она могла быть шире и обязательно была длиннее - до пят. Рукава женской туники часто были с застежками, так, что оставались промежутки между ними. Такие рукава вышли из моды в III в. н.э.
СТОЛА
Поверх туники матроны надевали СТОЛУ. Это женский эквивалент тоги. Столу могли носить ТОЛЬКО матроны, она считалась символом их статуса и высоких моральных качеств. Смотрим снова на Ливию.
Ливия Друзилла, жена Августа. Мрамор, нач. I в.н.э.
Рукава туники на застежках. Хорошо видно столу, надетую поверх туники
На ней стола - нечто, похожее на сарафан, - длинное платье, обязательно до пола. На плечах скреплялось узкими полосками ткани или застежками.Складками ткани образовывалась V-образная горловина. Как правило, стола подпоясывалась.
Надо иметь в виду, что ВСЕ изображения столы, известные нам, относятся к эпохе Августа и ранней империи. Скорее всего, столу матроны носили не больше века, а потом она тихонько исчезла.
Впоследствии вместо столы носили разные плащи и накидки поверх туники или даже две туники - верхнюю и нижнюю. Мода на тунику тоже менялась - она становилась плотнее, использовался другой декор, изменялись рукава.
Портрет римлянки, вторая половина II в. н.э.
Нет столы, туника с другими рукавами, сверху – плащ/шаль
Тем не менее, именно стола упоминается в литературе как символ чистоты и моральных достоинств матроны, а также указывала на то, что женщина состоит в законном браке. Matrona Stolata - матрона, одетая в столу - это выражение превратилось в литературный стереотип.
ПЛАЩ/НАКИДКА
Верхний слой одежды - плащ - драпировался вокруг тела, от плечей до колен.Традиционная накидка матроны - palla. Отрез ткани очень похож на тогу, но с ровным концом (у тоги был закругленный). Матрона не покидала дом, не закутавшись в плащ, который полностью скрывал очертания её тела. Часто матроны показаны с концом плаща, накинутым на голову - это считалось дополнительным проявлением скромности, хотя, скорее всего, не было обязательным.
Было несколько способов завернуться в плащ, но сам по себе плащ не менялся столетиями. Работать в этом плаще и даже что-то нести в руках было невозможно. Поэтому бедные женщины, у которых не было прислуги и рабов, не могли себе позволить носить такие плащи.
ЦВЕТА И ТКАНИ
У женщин был большой выбор расцветок и тканей. Считалось, что скромная матрона предпочитает плотные ткани спокойных оттенков. Но яркие цвета были чрезвычайно популярны. Туники украшались полосками разных цветов.
В I в. н.э. очень ценились тончайшие шелковые ткани, которые выделывали на Косе, и потому их называли "косскими". Плиний пишет, что эти ткани помогают "женщинам [выглядеть] обнаженными, будучи облаченными в одежды".
Сенека: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне».
Уже отсюда можно сделать вывод, что далеко не все и не всегда одевались как Ливия. На самом деле, Тертуллиан в начале III в. жалуется на то, что блудниц от приличных матрон "трудно отличить" по одежде. Прозрачные ткани оставляли очень мало места воображению и выставляли тела римских женщин напоказ. Что очень порицалось моралистами, потому что матрона должна быть в первую очередь скромной.
Матрона и
блудница – это две полные противоположности друг друга. Подробнее о социальной
роли матроны и пр@ститутки вы можете
узнать из моих лекций
блудница – это две полные противоположности друг друга. Подробнее о социальной
роли матроны и пр@ститутки вы можете
узнать из моих лекций
1.«ПР@СТИТУЦИЯ В
ДРЕВНЕМ РИМЕ» (2 часа)
ДРЕВНЕМ РИМЕ» (2 часа)
2.«КУРТИЗАНКИ
ДРЕВНЕГО РИМА» (1 час 40 мин)
ДРЕВНЕГО РИМА» (1 час 40 мин)
Стоимость
каждой лекции – 750 руб.
каждой лекции – 750 руб.
Комбо из двух
лекций – 1350 руб.
лекций – 1350 руб.