EN
Hello.History
Hello.History
87 subscribers
goals
80.74 of $ 1 154 money raised
Поддержать единоразово

Август из Прима-Порты: о чём говорила эта статуя римлянам?

Изображение правителя в Древнем мире - есть средство массовой коммуникации. И пропаганды, конечно. Ведь ни телевидения, ни интернета в те времена не было. А посылать подданным нужные сигналы и сообщения как-то надо. Так вот, в Риме именно Август стал своего рода первопроходцем в этом жанре.
Статуя Августа из Прима-Порты – самое известное его изображение. Оно стало символом его эпохи. В нём нет случайных деталей. Это буквально квинтэссенция пропаганды Августа.
Давайте рассмотрим его повнимательней!
Статуя Августа из Прима-Порты
Эта мраморная статуя Августа была найдена в 1863 г. на вилле Ливии, супруги Августа, в Прима Порта. Возможно, это копия. Возможно, даже переработанная копия (т.е. оригинал был изменен).
Сейчас статуя экспонируется в музеях Ватикана, а её копия установлена на улице Via dei Fori Imperiali в Риме.
Вероятно, статуя была задумана как триумфальная (statua triumphalis) и связана с решением сената установить в честь его парфянской победы триумфальную арку.
Что за парфянская победа?
О, это просто СУПЕР ВАЖНО!
Отношения Рима и Парфии были очень сложными. На Востоке это было единственное государство, которое могло составить (и всячески составляло) конкуренцию Риму. Кроме того, парфяне регулярно вмешивались в дела восточных провинций, угрожая восточным рубежам.
Большая война против Парфии готовилась несколько раз.
В 53 г. до н.э. римляне под предводительством Красса потерпели в Парфии ужасное поражение. Вся римская армия была частично перебита, частично захвачена в рабство. Сам Красс и его сын были убиты. Выжить и выбраться в Сирию удалось лишь отряду примерно из 500 всадников.
В 36 г. до н.э. Марк Антоний предпринял поход вглубь Парфии. Целью этого похода он провозгласил месть за римлян и Красса. И этот поход тоже окончился поражением. Хотя на этот раз почти 2/3 армии Антонию удалось вывести из Парфии, все же его потери составили примерно 35 000 человек – ГИГАНСТКАЯ ЦИФРА!
Ощущение, что эти поражения и потери остаются неотмщенными, витало над Римом…
И вот, в 20 г. до н.э. между Римом и Парфией был заключен знаменитый мирный договор. Это соглашение было достигнуто без войны, путем дипломатических усилий. В Парфии сложилась такая обстановка, что потребовалась лишь демонстрация силы в виде маршей римской армии в Армении. Рим получил спокойствие на восточных границах и признание своего протектората над Арменией.
Но самым главным было то, что парфянский царь Фраат IV возвратил Риму захваченные римские знамена (потерянные Крассом и Антонием), а также тех римских пленников, которые были захвачены в рабство и на тот момент ещё живы.
Это событие имело большое психологическое значение. Август сделал то, что никто до него не смог. Он смыл пятно, осквернявшее римскую честь и восстановил престиж римской военной мощи.
Безусловно, это было достижение! Но оно, к тому же, было правильно подано римскому народу. И статуя из Прима-Порты – важнейший элемент этой коммуникации. Это реклама его победы)
Август – полководец, обращающийся к войску. На вид ему около 40 лет – не юноша, не старик, но зрелый муж, уже опытный и на пике сил (изображений Августа, которые выглядели бы старше этого возраста, не существует).
Правая рука Августа простерта вперед в классическом жесте оратора. Это чисто римский жест. Рука отсылает нас к известной статуе «Оратор», созданной столетием раньше Августа из Прима-Порта. Но жест более решительный – Август будет говорить с войсками о великой победе.
Оратор. Ок. 100 г. до н.э. Флоренция, Национальный археологический музей
А вот положение ног - совсем другая история. Эта героизированная поза заимствована из классического греческого искусства, а именно, традиции, восходящей к Поликлету (V в. до н.э.) и его Копьеносцу – правая нога опорная, она напряжена, а левая спокойно оставлена в сторону.
К тому же, - И ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО – Август изображен босым. Что совершенно нехарактерно для римской реалистичной скульптуры, где все обязательно обуты, как полагалось по этикету. Разумеется, Август босой не случайно. Так в греческом искусстве изображали ГЕРОЕВ. Перед нами уже не совсем человек. Своими деяниями Август приблизился к богам.
Поликлет, "Копьеносец". Оригинал статуи не сохранился, это одна из римских копий.
У ног Августа – Амур и дельфин.
Как вы помните, род Юлиев возводил свое происхождение к самой богине Венере через её сына Энея. Амур – сын Венеры, и потому они с Августом как бы родственники. Дельфин – один из спутников богини. Это ещё раз подчеркивает, что Август – не простой человек.
Голова статуи – это тоже сочетание римского и классического греческого. Его лицо реалистично и узнаваемо. Характерные черты на месте – обратите внимание на челку и оттопыренные уши. Но черты лица и выражение – идеализированы, опять же, в духе греческих героев. От его лица исходит спокойствие и величавое достоинство.
Вот это сочетание римского с элементами греческой классики – это то, что называют «Августовский классицизм».
И, наконец, его панцирь – сочетание важных символов и посланий.
В центре композиции – сцена возвращения парфянами тех самых знамён. Их передает парфянский царь, одетый в штаны (которые римляне, как я уже рассказывала, считали варварской одеждой).
Знамёна принимает то ли некий собирательный образ римского легиона, то ли сам Тиберий. Именно Тиберий возглавлял войско, устраивавшее демонстрацию в Армении. Если это действительно Тиберий, то это, конечно, высокая честь. Изображение должно было напоминать римлянам о том, кто помогал Августу совершать этот великий подвиг.
Сцена передачи знамён символизирует установление господства римлян на Востоке (парфяне признают авторитет Рима).
Женские фигуры справа и слева грустят и склоняют голову перед Римом. Они символизируют кельтские народы (не мешает напомнить подданным, что у Августа все остальные враги тоже под контролем).
Внизу – мать Земля держит в руках Рог Изобилия, рядом с ней младенцы. Не надо быть профессором, чтобы понять: победы Августа несут изобилие и процветание, размножайтесь спокойно, всем хватит.
Слева и справа от Земли представлены Аполлон, личный покровитель Августа и символ его «Золотого века», и Диана, - его сестра по греческой мифологии, но на самом деле, древняя и важная италийская богиня, связанная с женским плодородием, светом и Луной.
Верхняя сцена – это космос, небеса. Завесу открывает божество небес, Луна уходит, и Солнце мчится на своей колеснице. Здесь божеств разные исследователи называют по-разному, но суть одна: восходит солнце и наступает новая ЭРА.
Наконец, на плечах у Августа – сфинксы. Очень важный символ для него лично, но здесь для широкой аудитории это, конечно же, намек на покорение Египта (напоминание, что и это он тоже сделал для Рима).
Вся сцена целиком говорит: враги, хаос, разрушение, гражданские войны ослабили Рим, и он терял свою славу и свои знамён. Но теперь у нас есть Август, который вернул знамена, восстановил славу Рима и навёл порядок. С ним пришла новая эра благополучия и изобилия. Враги боятся, а над нами светит солнце, у нас плодородие, культура и процветание. И всё это благодаря нашему защитнику Августу, деяния которого возвышают его до уровня ГЕРОЯ.

Subscription levels

Путник

$ 1,74 per month
Поддержка автора донатом

Гражданин

$ 3,5 per month
+ скидка 20% на все курсы (включая новые)

Патриций

$ 5,8 per month
+ скидка 30% на все курсы (включая новые)
Go up