RU
Подкаст «Гусары»
Подкаст «Гусары»
5 подписчиков
цели
0 из $ 58 собрано
На штатив для микро и нормальный поп-фильтр.

Пять за задумку, три за исполнение: об одном запутанном развороте

Из многочисленных новинок прошлой недели, наибольшее внимание с моей стороны привлёк свежий номер «Ниндзяка». И не по той причине, что у Хавьера Пулидо и Джеффа Паркера получается пока что лучший комикс Valiant за последние пару лет. Тут, конечно, планка не высока, но по комиксу ещё с первого номера было видно, что в нём варится что-то интересное. Довольно стандартный, но при этом крепкий нарратив шпионского боевика с элементами супергеройского жанра подкрепляется очень ярким минималистичным рисунком Пулидо. О тонкостях его вклада во второй номер я хотел бы подробнее рассказать далее по тексту.
Не секрет, что мастерство создания комикса во многом состоит в умении регулировать направление читательского взгляда по страницам комикса. Методы регулировки существуют разные: необычные панельные сетки, композиция фигур в кадре, расположение бабблов, размеры гаттера и многие другие. К чести второго номера «Ниндзяка» - в нём есть примеры как и отличной манипуляции читательским взором, так и примеры страниц, в создании которых, что называется, не довели всё до ума. Из заголовка текста можно догадаться, на чём будет сделан акцент текста, но в угоду конструктивного разбора комикса, всё же начну с позитивных примеров.
Наиболее иллюстративный пример удачного визуального повествования: переход между панелями на пятой странице. Для удобства, каждая из панелей на странице пронумерована. 
При первом поверхностном взгляде среднему читателю очевидно, что комикс читается в такой последовательности: панель №1 - панель №2 - панель №4 - панель №3 и далее по порядку. Но по логике событий читатель должен перейти от панели №2 к панели номер №3, несмотря на её необычное расположение. Для этого, леттерер пользуется тем, что они расположены близко друг к другу, и с помощью баббла с криком Ниндзяка (выделен красным) делает мостик между двумя панелями. 
На направление внимания читателя также влияют спидлайны (выделены жёлтым), которые выполняют функцию этакой стрелки от второй до четвёртой панели.
Похожий приём также используется на девятой-десятой странице.
Роль «стрелочки» в рамках комикса также могут выполнять звуки. К примеру, на начальной странице номера звук грома на первой панели подводит взгляд читателя к молнии на следующей.
Или, к примеру, на седьмой странице движение персонажа подчёркнуто фиолетовыми буквами, которые выполняют роль спидлайнов. При этом, звук начинается примерно на том же уровне, на котором на предыдущей панели находится баббл с репликой героя. Таким образом между этими элементами также образуется своего рода мостик, по которому читательский глаз может перейти.
В общем, примеров интересных повествовательных приёмов в комиксе полно. К сожалению, на паре разворотов этих приёмов не хватило. В частности, предпоследние страницы комикса вышли очень путанными в плане последовательности панелей.
Сразу же бросается в глаза, что панели №1-4 сделаны в форме стрелок, что указывает направление чтения. Но нюанс в том, что четвёртая панель фатально дезориентирует читателя. При первом прочтении я не понимал, какую из реплик я должен сначала читать: те, что сверху или те, что снизу. Я инстинктивно прочёл верхние реплики, после чего перешёл на седьмую панель, после чего пошёл на шестую и понял, что явно делаю что-то не так. 
В итоге оказалось, что сначала нужно прочесть реплики сверху, пройти вниз (несмотря на то, что самолёт летит вообще в другую сторону) и уже там повествование идёт плавнее за счёт самолётов, которые таки начали выполнять роль указателей. Проблема в том, что между самолётами банально слишком большое пространство, из-за чего переход от верха к низу не ощущается как очевидный путь на фоне перехода на седьмую панель.
Разворот был бы гораздо менее контр-интуитивным, если бы самолёт сверху был повёрнут вниз. Или, если бы реплики также шли вниз, в направление к нижнему самолёту. Или, если бы на четвёртой панели был всего один самолёт на “острии” панели. Или, если бы на панели был третий самолёт, как переход между верхним и нижним.
В общем, методы избежать эту путаницу были. Впрочем, Пулидо, наверно, виднее.

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх