10 уроков от Рэя Брэдбэри
Прочитала "Дзен в искусстве написания книг" Рэя Брэдбэри, охеренный мужик, оказывается.
Брэдбэри акцентируется на писательстве, но я нашла 10 уроков про творчество в целом, они и для геймдева, и для лепки из глины будут актуальны.
1. Монета
Первая метафора от Брэдбэри, которую я выписала. Пусть она станет опорой, на которую я нанижу все последующий мысли.
2. Дзен
РАБОТАЙ = гринди, доведи рутину до автоматизма.
РАССЛАБЛЯЙСЯ ≠ оттянись = доверяй приобретенному автоматизму.
НЕ ДУМАЙ = не оверсинкай.
Цитата:
«РАБОТАЙ.
Стоит только начать, и работа сама обретает свой ритм. Все механическое уходит. Тело берет управление на себя. Защита сходит на нет. И что происходит тогда?
Человек расслабляется.
РАССЛАБЛЯЙСЯ. И тогда он уже без труда может последовать моему последнему совету:
НЕ ДУМАЙ.
Что приводит к еще большему расслаблению, еще большему недуманью и громадной творческой продуктивности».
3. Количество => качество
Это совет о том как работать. Делать много. Брать количеством. Сам Брэдбэри тоже так делал.
Цитата:
«Ежедневно начиная с двенадцати лет я писал как минимум тысячу слов в день».
4. Неудач нет
Неудача = перестать пробовать. Пока ты повторяешь попытки, это копиться опыт. Напомнило один из моих любимых моментов в фильме «Подземелья и драконы: Честь среди воров»
5. Подражательство
Делайте клоны, повторяйте за тем, кто вам нравится.
Fake it until you make it.
Цитата:
«Работа и подражательство идут рука об руку в процессе учебы. Только когда подражательство переходит границы своих изначальных задач, оно начинает мешать творческому развитию. Для того чтобы найти свою собственную, уникальную историю, кому-то требуются годы, а кому-то – лишь несколько месяцев. После миллионов слов подражательства, когда мне было 22, у меня случился внезапный прорыв, иными словами, я, наконец, расслабился и написал оригинальный "научно-фантастический" рассказ, который был моим "собственным"».
6. Насмотренност
Или зачем геймдизайнеру играть в чужие игры.
Цитата:
«Просмотры отменных фильмов вообще ничему не учат, потому что во всех таких фильмах скрывается тайна. Великий фильм всегда загадочен. Эта загадка неразрешима. Чем хорош "Гражданин Кейн"? Он просто хорош. Он блистателен на всех уровнях, ты не можешь ткнуть пальцем в какой-то конкретный кусок и сказать: «Вот это правильно». Там все правильно. А все огрехи плохого фильма сразу бросаются в глаза, и ты говоришь себе: "Вот этого я никогда не сделаю, и вот этого, и этого тоже"».
7. Детские любови
Вспомните всё, что давало вам сильные эмоции в детстве, что радовало вас до визга или пугало до усрачки.
Цитата:
«Я узнал, что был прав, а все остальные не правы, когда мне было девять и я учился в четвертом классе. В тот год появился Бак Роджерс, и это была любовь с первого взгляда. Я собирал вырезки из газет и сходил по ним с ума. Друзья этого не понимали. Друзья смеялись. Я разорвал свои комиксы с Баком Роджерсом. Месяц я ходил в школу, совершенно убитый и опустошенный. Однажды я горько расплакался и спросил себя, почему мне так плохо и пусто. И сам же себе и ответил: из-за Бака Роджерса. Он исчез, и жизнь больше не стоила того, чтобы жить. Следующая моя мысль была: они мне не друзья – те, кто заставил меня разорвать комиксы с Баком Роджерсом, а вместе с тем разорвать пополам и свою жизнь – они мне враги».
8. Друзья
Если вы хотите играть в футбол, вы не обижаетесь на младшую сестру за то, что она не умеет пинать мяч и вообще ходить. Вы берете мяч и идете на поле, где уже есть ребята, которые хотят играть.
9. Напряжение
Игра - это лишь форма создания опыта, который вызовет эмоции.
Цитата:
«Вот моя теория. Нам, писателям, следует помнить, что:
Мы создаем нарастающее напряжение, предпосылки к смеху, потом даем разрешение, и смех происходит.
Мы создаем нарастающее напряжение грусти, и, наконец, говорим: «Плачьте», и надеемся увидеть слезы на глазах зрителей.
Мы создаем нарастающее напряжение насилия, поджигаем огнепроводный шнур и бежим со всех ног.
Мы создаем странное напряжение для возникновения любви, и тогда сразу многие напряжения, сплетаясь друг с другом, видоизменяются и превосходят все, бывшее прежде, воплощаясь в сознании зрителей.Мы создаем нарастающее напряжение – и это особенно актуально сейчас – тошнотворности, и если мы достаточно хороши, наблюдательны и талантливы, мы даем зрителям возможность проблеваться.
Не знать об этом – означает не знать самой сути творчества, которая в своей сердцевине – суть человеческой жизни.
Если бы меня попросили дать совет начинающим писателям, если бы я собирался дать совет себе самому, как начинающему писателю, который решил обратиться к театру абсурда, театру почти абсурда, театру идей или любому другому театру, я посоветовал бы следующее:
Избавьте меня от неостроумных шуток.
Я буду смеяться над вашим отказом дать мне посмеяться.
Не нагнетайте напряжение к слезам, если вы не дадите мне выплакаться.
Иначе я найду себе стену плача получше.
Не сжимайте за меня кулаки, если не покажете мне, куда бить.
Иначе я могу засветить вам самим.
И самое главное, не вызывайте у меня тошноту, если не собираетесь указать, как быстрее добежать до борта».
10. Два искусства
" Количество эмоций / Время на получение опыта", своеобразная эффективность машины по созданию опыта. Если один и тот же игровой опыт можно упаковать не в 2 часа, а в 1, значит лучше так и сделать. А остальное игроки с интересом почитают в постмортеме)
Цитата:
«Когда начинаешь писательскую карьеру, ты всей душой ненавидишь эту обязанность, но теперь, когда я стал старше, она превратилась в увлекательную игру, и этот вызов мне нравится ничуть не меньше, чем написание первоначального варианта. Потому что это действительно вызов, испытание писательского мастерства. Непростая интеллектуальная задача: взять скальпель и разрезать пациента, не задев жизненно важных органов.