EN
Андрей Малахов
Андрей Малахов
349 subscribers
goals
100 of 100 paid subscribers
Приветствую первопроходцев!
5 210.83 of $ 10 091 money raised
На обзоры think tank
1 507.17 of $ 10 091 money raised
На клуб

Ленин и культура господства

Ленин накануне Октябрьской революции вел ожесточенную публичную полемику с эсерами и меньшевиками. Основной вопрос разногласий — возможность победы пролетарской революции в России. Ленин категорически настаивал на возможности, необходимости и безальтернативности пролетарской революции, атакуя с этих позиций коалиционное левоцентристское правительство Керенского (Керенский был членом партии социалистов-революционеров, сокращенно именуемой СР или эсерами).
Левые оппоненты отвечали Ленину, что большевики не готовы к взятию власти и обязательно провалятся, если ее возьмут, и в целом сейчас «обстановка исключительно сложная…». Ленин в рамках этой дискуссии написал брошюру «Удержат ли большевики государственную власть?», которая была опубликована буквально накануне Октябрьской революции (в октябре 1917 года).
Один из аргументов, на которые отвечал Ленин, звучал следующим образом. Цитата: «Пролетариат не сможет, говорят нам, привести в движение государственный аппарат».
В ответ Ленин развернуто формулирует принцип перехода управления к массам, то есть принцип выхода масс на сцену.
Цитата: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с [одной из основательниц партии эсеров Анной] Брешковской, и с [меньшевиком Ираклием] Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Здесь заявлено три принципиальных тезиса.
Первый — каждый человек может стать элитой, то есть овладеть искусством управления.
Второй — массы не способны управлять в настоящий момент.
Третий — нужно немедленно начать учить массы управлению, то есть превращать массы в элиту. Здесь «нужно» подразумевает, что это возможно, иначе не о чем было бы говорить.
Далее Ленин говорит о мобилизации десятков миллионов на управление страной.
Цитата: «По-нашему, для облегчения неслыханных тягостей и бедствий войны, а равно для лечения тех ужаснейших ран, которые нанесла народу война, нужен революционный демократизм, нужны революционные меры <…> К управлению государством в таком духе мы можем сразу привлечь государственный аппарат, миллионов в десять, если не в двадцать человек, аппарат, не виданный ни в одном капиталистическом государстве. Этот аппарат только мы можем создать, ибо нам обеспечено полнейшее и беззаветное сочувствие гигантского большинства населения. Этот аппарат только мы можем создать, ибо у нас есть сознательные дисциплинированные долгой капиталистической «выучкой» (недаром же мы были на выучке у капитализма) рабочие, которые в состоянии создать рабочую милицию и постепенно расширить ее (начиная расширять немедленно) во всенародную милицию. Сознательные рабочие должны руководить, но привлечь к делу управления они в состоянии настоящие массы трудящихся и угнетенных».
Ленин последовательно заявляет, что есть уже готовые управленцы в лице «сознательных рабочих», которые должны немедленно начать обучение масс, одновременно привлекая массы к управлению страной. Цитирую еще раз.
«Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
«Сознательные рабочие должны руководить, но привлечь к делу управления они в состоянии настоящие массы трудящихся и угнетенных».
Это можно принять за крайнее упрощение (чем в своей жизни руководили сознательные рабочие и солдаты?). Но на самом деле это цитата из Маркса, который писал, что массы, превращенные капиталом в пролетариат, должны не изобретать теории, а осознать и реализовать свои интересы, когда дозреют материальные условия (производственные силы). Соответственно, сознательные рабочие — это рабочие, осознавшие свои интересы, задача которых передать это осознание другим рабочим, превратив тем самым пролетариат в класс для себя. И этого достаточно.
Ключевой момент веры в возможность выхода массы на сцену — до масс нужно донести понимание их интересов.
Как ни крути, это великий гуманистический пафос веры в человека. Цитата: «Разумеется, неизбежны ошибки при первых шагах этого нового аппарата. Но разве не было ошибок у крестьян, когда они из крепостного права выходили на волю и начинали сами вести свои дела? Разве может быть иной путь к обучению народа управлять самим собой, к избавлению от ошибок, как путь практики? как немедленный приступ к настоящему народному самоуправлению? Самое главное теперь — распроститься с тем буржуазным интеллигентским предрассудком, будто управлять государством могут только особые чиновники, всецело зависимые от капитала по всему своему общественному положению. Самое главное — положить конец такому положению вещей, когда управлять пытаются по-старому буржуа, чиновники и «социалистические» министры, но управлять не могут, и после семи месяцев получают в крестьянской стране крестьянское восстание!! Самое главное — внушить угнетенным и трудящимся доверие в свои силы, показать им на практике, что они могут и должны взяться сами за правильное, строжайше упорядоченное, организованное распределение хлеба, всякой пищи, молока, одежды, квартир и т. д. в интересах бедноты. Без этого спасения России от краха и гибели нет, а добросовестный, смелый, повсеместный приступ к передаче дела управления в руки пролетариев и полупролетариев даст такой невиданный в истории революционный энтузиазм масс, умножит во столько раз народные силы по борьбе с бедствиями, что многое кажущееся невозможным для наших узких, старых, бюрократических сил, станет осуществимым для сил миллионной массы, начинающей работать на себя, а не на капиталиста, не на барчука, не на чиновника, не из-под палки».
Здесь также заявлено несколько принципиально важных тезисов.
Первый — необходимо покончить с представлением о том, что править может только узкая группа элиты.
Второй — массы нужно вдохновить на взятие власти в свои руки.
Третий — и тогда начнется восхождение.
Освобожденные от ложного дискурса монополии элиты на власть, поверившие в себя массы возьмут свою судьбу в свои руки, а так как они являются явным большинством в стране, они возьмут в свои руки и власть над страной. Это сочетание работы на себя (не в плане личного бизнеса, а в плане осознания своих интересов и следования им в русле диктатуры пролетариата) и взятие власти в стране (без которой эксплуатируемый не является хозяином своей судьбы) делает человека по настоящему свободным.
Ленин пишет, что с эксплуатируемых нужно сбросить сковывающих их цепи и тогда будет построено новое общество. Цитата: «Силу сопротивления пролетариев и беднейших крестьян мы еще не видали, ибо эта сила выпрямится во весь свой рост лишь тогда, когда власть будет в руках пролетариата, когда десятки миллионов людей, раздавленные нуждой и капиталистическим рабством, увидят на опыте, почувствуют, что власть в государстве досталась угнетенным классам, что власть помогает бедноте бороться с помещиками и капиталистами, ломает их сопротивление. Только тогда мы сможем увидеть, какие непочатые еще силы отпора капиталистам таятся в народе, только тогда проявится то, что Энгельс называет «скрытым социализмом», только тогда на каждые десять тысяч открытых или прячущихся, проявляющих себя действием или в пассивном упорстве врагов власти рабочего класса поднимется по миллиону новых борцов, доселе политически спавших, прозябавших в мучениях нужды и в отчаянии, потерявших веру в то, что и они люди, что и они имеют право на жизнь, что и им может служить вся мощь современного централизованного государства, что и их отряды пролетарской милиции с полным доверием зовут к непосредственному, ближайшему повседневному участию в деле управления государством».
В этой логике Ленин пишет про победу мировой коммунистической революции. Цитата: «Когда последний чернорабочий, любой безработный, каждая кухарка, всякий разоренный крестьянин увидит — не из газет, а собственными глазами увидит, — что пролетарская власть не раболепствует перед богатством, а помогает бедноте, что эта власть не останавливается перед революционными мерами, что она берет лишние продукты у тунеядцев и дает голодным, что она вселяет принудительно бесприютных в квартиры богачей, что она заставляет богатых платить за молоко, но не дает им ни одной капли молока, пока не снабжены им в достаточных размерах дети всех бедных семей, что земля переходит к трудящимся, фабрики и банки под контроль рабочих, что за укрывательство богатства миллионеров ждет немедленная и серьезная кара, — вот когда беднота увидит это и почувствует это, тогда никакие силы капиталистов и кулаков, никакие силы ворочающего сотнями миллиардов всемирного финансового капитала не победят народной революции, а, напротив, она победит весь мир, ибо во всех странах зреет социалистический переворот».
Таким образом, чтобы «любая кухарка» могла управлять государством, ее нужно обучить управлению, вдохновить на управление и в конечном итоге вручить ей управление.
Ленин завершает данную часть брошюры тезисом о том, что вся полнота власти должна быть вручена пролетариату. Цитата: «Наша революция непобедима, если она не будет бояться сама себя, если она вручит всю полноту власти пролетариату, ибо за нами стоят еще неизмеримо большие, более развитые, более организованные всемирные силы пролетариата, временно придавленные войной, но не уничтоженные, а, напротив, умноженные ею».
Если субъект революции — пролетариат, как класс для себя, то он берет всю полноту власти. Если же субъект революции — партия большевиков, опирающаяся как на пролетариат, так и на другие пласты общества, то тогда она берет власть и вручает ее пролетариату.
Второй вариант явным образом выходит за пределы канонического марксизма, но в полной мере соответствует максиме: нужно освободить массы от оков старого мира, и тогда массы выйдут на сцену (начнется восхождение освобожденного человечества).
Вера в построение бесклассового общества, в ликвидацию разделения человечества на элиту и массу, могла быть основана только на убежденности в том, что массы потенциально без сомнения станут элитой, нужно лишь… (освободить их тем или иным образом от оков старого мира).
В Советском Союзе действительно многое было для этого сделано. Гимназическое (дворянское) образование стало школьным стандартом, в целом народу передали дворянскую культуру. Пушкин, Достоевский, Толстой стали нашими народными классиками именно в советское время, ранее их творчество было доступно только дворянству и узкому кругу образованных разночинцев, то есть элите и ее периферии, но не массам. Тоже самое можно сказать обо всех сферах культуры и искусства, которые стали доступны массам как никогда, которые пропагандировались — «вбивались» — в массы всеми возможными способами.
Есть только одно «но». Массам передавалась культура, но не культура господства. Да, объясняли интересы пролетариата. Но чем больше проходило времени, тем меньше советская действительность подразумевала диктатуру пролетариата. Пролетарий мог понимать свои интересы в русле марксизма-ленинизма, но он же не мог не видеть, что реальная политика (реальная власть) строится иначе.
Пролетариат мог читать Пушкина, но он совсем не мог править (как класс, а не как отдельные его представители, пробившиеся на верх). Можно сказать, что власть осуществлялась в интересах пролетариата, но нельзя сказать, что была диктатура пролетариата (то есть власть пролетариата).
То есть тезис о том, что советским массам передали дворянскую культуру, не является полным. Ее передали без культуры господства, в кастрированном виде. Ошибочно считать, что чтение Пушкина (приобщение к классике в целом) есть полное усвоение дворянской культуры, ключевой частью которой была культура господства над массами (иначе дворянство невозможно). Дворянин легко мог не читать Пушкина и быть полуграмотным (или не грамотным), но он господствовал, так как культура господства передавалась ему «на кончиках пальцев» и в полной мере реализовывалась в реальности. Пролетариату же давали Пушкина, марксистскую теорию, но не власть.
А вся заявка на выход масс на сцену заключается в том, что «любая кухарка» осваивает культуру господства, но в конечном итоге не для угнетения других, а для того, чтобы в полной мере взять власть над своей судьбой в свои руки и (обязательное условие) вместе со всей народной массой взять в свои руки власть над страной.
Великая гуманистическая мечта не была реализована, но она была, и она двинула исторический процесс вперед.
Спасибо за поддержание огня
Термин "культура господства" не понятен и, как по мне, не раскрыт до конца.
Можно ли сказать, что господство это признанное обществом право управления "господином" подчинёнными (раб, плебей, более низшее сословие, подчинённый класс, наёмный работник и т.д. и т.п. )?
Если господство это управление, то чем пионерия/комсомол/партия (в идеальном варианте) не кузница господ? Как по мне, там "господ" и отбирали/воспитывали. Но механизм быстро сломался.
Show more replies
Андрей, так а вы понятие "культура господства" будете как-то шире раскрывать? Может в следующих выпусках?
avatar
cardholder, да, об этом нужно говорить отдельно.
avatar
классный текст!

Subscription levels

Для тех, кто с нами

$ 10,7 per month
— Полный доступ ко всем материалам;
— Личные сообщения.

Поддержать

$ 32 per month
Полный доступ ко всему. Больший вклад в общее дело

Больший вклад

$ 54 per month
Полный доступ ко всему.
Для тех, кто может внести более весомый вклад в общее дело.

Еще больший вклад

$ 107 per month
Полный доступ ко всему.
Для тех, кто может внести еще более весомый вклад в общее дело.

Изменить мир

$ 266 per month
Дать толчок развитию обзоров think tank и проекта в целом.
Go up