RU
Артём Прожога
Артём Прожога
6 подписчиков

«В хоккее и регби так работают уже 15-20 лет. В футболе люди более консервативны». Младший и старший тренеры чемпионата Бельгии обсудили подходы к пониманию игры

Эдварду Стиллу из «Шарлеруа» – 31 год. Марку Брейсу из «Лёвена» – 60 лет. Они – самый молодой и самый возрастной тренеры Про-Лиги прямо сейчас. И с обоими сразу поговорил Sport/Voetbalmagazine.
Интервью было опубликовано 22 июля.
– У вас есть кое-что общее: вы оба лишились лучших игроков. Из «Шарлеруа» [в «Уотфорд] ушёл Вакун Байо, из «Лёвена» [в «Ференцварош»] – Ксавье Мерсье. Как будете компенсировать потери?
Брейс: «Мне легче строить оборону, потому что автоматизм нападения частично зависит от творчества и свободы. Нужно найти баланс между различными аспектами и внедрить определённые шаблоны. У меня всё начинается с идеи. Какая у тебя философия? Какой футбол хочешь видеть, как хочешь проводить тренировки, как хочешь что-то создавать? Сначала определяешься, а потом ищешь профили, соответствующие тому, что собираешься построить».
Стилл: «А мы уже были в такой ситуации в январе, когда нам пришлось заменить [ушедшего в «Спартак»] Шамара Николсона на Вакуна Байо – игрока совершенно другого профиля. По сути, нам понадобился месяц, чтобы скорректировать стиль игры. Нужно было поменять все рефлексы, которые мы оттачивали более четырёх месяцев.
Но конкретно это не было проблемой, потому что я не люблю ограничиваться определённым профилем. Главное – качество. Нам нужна гарантия минимальной физической отдачи и, конечно же, голы. Не так уж сложно предсказать, сколько голов может забить нападающий, если он находится в подходящих условиях».
– Есть ли у вас минимальные требования к физике или технике при подборе новых игроков?
Брейс: «А я не думаю, что теперь вообще можно работать по-другому, если посмотреть, как развивался футбол в последние двадцать лет. Важно знать, достаточно ли у игрока качеств, чтобы он мог показать, что ты от него ждёшь.
В мой первый сезон в „Лёвене“ главной проблемой был подбор системы, которая позволила бы нам максимально использовать качества [Тома] Анри и Мерсье с ограничением их работы при потере мяча. Мы оценили навыки [Камала] Соуа и в итоге создали треугольник. Другим игрокам пришлось отрабатывать за них дополнительно, потому что так мы были наиболее эффективны».
Стилл: «В статистике есть подводные камни. Есть игроки, которые показывают плохие физические результаты на тренировках, потому что не справляются с ежедневными нагрузками, зато потом, как ни странно, отлично проявляют себя в матчах. У меня нет этому объяснения. Это доказывает, что нужно уметь интерпретировать статистику и сравнивать её с другими цифрами, чтобы получить полную картину.
Иногда игроки получают плохие оценки за спринт-тесты, но во время матча кажутся быстрыми. Потому что играет роль не чистая скорость, а другие факторы. Центральный защитник, хорошо умеющий предугадывать, производит впечатление быстрого футболиста. Для меня это своего рода головоломка. В разных системах, которые я ценю и с которыми себя отождествляю, у каждой позиции есть своя статистическая схема.
Физика, техника… Сейчас очень редко получается найти игрока, отвечающего всем критериям. А если и выходит, то он нам обычно не по карману».
– Стала ли история «Юниона» источником вдохновения? Вы извлекли из неё какие-то уроки?
Стилл: «Источник вдохновения – слишком громко сказано, но эта история однозначно поучительна во многих отношениях. Команда, поднявшаяся из второго дивизиона, сохранила стабильность в высшей лиге – немного похоже на „Берсхот“ годом ранее. Важно, что ключевые игроки здорово выступили. Нелегко найти одного классного нападающего, а тут их было сразу два.
Наконец, это интересный пример с точки зрения стиля игры. Если посмотреть на цифры, мы увидим, что „Юнион“ мощно действовал в переходных стадиях. Быстрое переключение повышало шансы забить. Аутсайдеры, которые неожиданно оказываются на высоких местах, часто играют именно так – вспомните чемпионский „Лестер“».
– Сложно ли достичь такой эффективности в переключениях?
Брейс: «Можно натренироваться. Другое дело, что такой футбол не всегда приятно смотреть, из-за чего вокруг такого стиля довольно много негатива. Но любая система имеет право на существование. Наша задача – найти способ игры, при котором наша команда будет максимально эффективной. Неожиданные участники чемпионского плей-офф в последние годы – это в основном команды с быстрыми переходами из обороны в атаку и наоборот».
Стилл: «А вот успешные команды, которые начинают так играть, всегда выглядят несколько искажённо. Всегда. Тем не менее, цифры показывают, что голевой момент, созданный после пары-тройки передач, обычно более качественный и опасный, чем после пяти и более передач. И тут мы, тренеры, должны спросить себя: зачем мы усложняем себе жизнь, если знаем, что качество моментов, создаваемых через владение, ниже?»
– Учитываете ли вы клубную культуру, когда внедряете свои идеи?
Брейс: «Нужно искать баланс между традиционным клубным стилем и своим видением. Но ведь и собственное видение со временем меняется. Надо следить за развитием футбола и быть открытым новым веяниям, чтобы что-то подсмотреть и позаимствовать».
Стилл: «А иногда можно продолжать дело предшественников. Я пришёл в клуб после Феличе Маццу и Карима Бельосина – и понял, что у нас уже качественные переключения. Быстрые контратаки из глубины тоже были великолепны. Было видно, что у игроков есть чутьё. Если соперник терял мяч около нашей штрафной, мы расценивали это как потенциальную голевую возможность для себя».
– Как вы оцениваете качество игры, абстрагируясь от результата?
Стилл: «После матча обычно кипят эмоции. Меня успокаивают цифры, потому что они могут подтвердить или опровергнуть мои ощущения. У нас есть три аналитика, которые тут же предоставляют мне некоторый объём информации для составления первой рациональной картины».
Брейс: «Я никогда не общаюсь с игроками сразу после матча. Во время игры можно чего-то не заметить, так что я не высказываюсь, когда не уверен в том, что хочу сказать. Сначала я пересматриваю матч».
Стилл: «У тебя всегда был такой подход?»
Брейс: «Нет. Но я думаю, что именно ошибки сделали меня сильнее. Сейчас я строго придерживаюсь такого принципа: если хочу сказать что-то команде, должен быть уверен в этом на двести процентов».
Стилл: «Должен отметить, что смотреть футбол с нашей позиции непросто. Взгляд автоматически притягивается к мячу. Конечно, я всегда стараюсь осматриваться, но… Именно поэтому очень важно, чтобы в технической зоне тоже можно было посмотреть повторы эпизодов. Двое наших сотрудников всё время отсматривают видео на планшетах».
Брейс: «В хоккее, американском футболе или регби так работают уже 15-20 лет. В нашей же среде люди более консервативны. Есть тренеры, не готовые к нововведениям, которые до последнего отказываются от современных методов ради сохранения романтики игры.
Когда я только начинал тренерскую карьеру, у меня были только помощник да тренер вратарей. А когда дебютировал с „Берсхотом“ в высшей лиге, мы получали изображения на CD. Эти диски в определённое время нужно было забbрать в центре Антверпена. А потом ещё приходилось сидеть несколько часов, чтобы составить что-то убедительное для команды, которая в те времена совсем не была готова так работать».
– Теперь же видео везде – и его много. Тренеры используют его даже в перерывах. Как дозировать, чтобы не было перебора?
Стилл: «Всё зависит от ситуации. Бывают дни, когда в перерыве нечего показывать, а иногда хочется показать всё и сразу. Но надо учитывать, что времени мало, а игроки после 45 минут работы не способны усвоить много информации. Максимум – пару-тройку комментариев. Иногда хватает одного изображения».
Брейс: «Если не нашлось действительно значимого или предельно понятного, лучше вообще ничего не показывать в перерыве. Но иногда одним изображением можно донести до игроков больше, чем устным объяснением тактики».
Стилл: «В последние годы игроки стали более открытыми всему такому. Если мы показываем в перерыве пару изображений, как минимум два игрока задают очень точный вопрос или просят детально разобрать последовательность событий в эпизоде».
– На что вы особенно обращали внимание при подготовке к новому сезону?
Брейс: «Я хочу как можно скорее познакомиться с новыми тренерами. Я многому научился в Саудовской Аравии: в одном туре встречался с бразильским тренером, а в следующем – с хорватским…»
Стилл: «Да, в Китае тоже такое было».
Брейс: «Мы уже хорошо знаем бельгийских тренеров. Теперь надо узнать тех, кто приехал из других мест с другими идеями. Я открыт этому, потому что не хочу упустить то, что может принести нам пользу».
Стилл: «Да, вопрос тренеров очень интересный. Особенно тех, кто приехал в новую среду. Например, мы начинаем сезон матчем против „Эйпена“. Можно сказать, что стиль Бернда Шторка хорошо нам известен, но ведь при нём „Мускрон“ играл совсем не так, как его „Генк“ и „Серкль“. Надо не двигаться на автопилоте, а задавать себе вопросы каждую неделю. Значение имеет любая деталь».
Брейс: «Мы также собираемся анализировать судей. Вот такой-то арбитр – надо много с ним общаться или лучше к нему вообще не лезть? Он строг в начале матча или нет? Это как раз тоже детали, которые имеют значение».
Стилл: «О, я об этом не думал!»
Брейс (улыбается): «Блин…»
Стилл (смеётся): «Спасибо за наводку, Марк! Если благодаря этому финишируем хотя бы на одну строчку выше, с меня шампанское».

Уровни подписки

Мне нравится

$ 1,12 в месяц
Поддержать мои проекты о бельгийском футболе.
Наверх