RU
Дновости
Дновости
1 661 подписчик

Корни и истоки фольклора-7.5: Городская легенда. От кровопускания к прививкам

Легенда о еврейском кровопускании практически полностью исчезла с карты мира во время Первой мировой войны во многом благодаря тому, что евреев на этом поприще потеснил суровый дойч-бюргер, став главным вместилищем всех общественных переживаний. Так впервые в истории кто-то сумел обойти евреев по масштабам ненависти, впрочем, поводов для успокоения самых евреев здесь было мало: после войны о них снова вспомнят и с такой прытью ринутся наверстывать упущенное, что, как мы уже знаем, мало не покажется.
Ужасы, которые народ сочинял про немцев в те годы, были необъятны, как талия националиста Просвирина, и, помимо помянутого выше мыла, подлая немецкая личина раскрывалась еще, например, в легендах про... «распятых мальчиков в трусиках». Эта моральная паника сформировалась на базе легенды о немцах, массово распинавших на крестах женщин, детей и солдат. Легенда о распятиях гармонично чередовалась с легендами о четвертовании, первой в череде которых стала жуткая история о бельгийской девочке, которой утратившие всяческий человеческий облик немцы отрезали руки и ноги. Впрочем, легенда о распятиях существовала даже до Первой мировой. Впервые она записана приблизительно 2000 лет назад, когда какого-то мужика, уверявшего, что он способен превращать воду в вино, как раз и распяли в тех самых знаковых трусиках. Виновными по традиции нарекли жидов. С тех пор история о распятии христианских детей стала успешно дополнять историю о кровопускании, что в который раз находило свое отражение и в классике:
«Я читала про какой-то где-то суд, и что жид четырехлетнему мальчику сначала все пальчики обрезал на обеих ручках, а потом распял на стене, прибил гвоздями и распял, а потом на суде сказал, что мальчик умер скоро, через четыре часа. Эка скоро! Говорит: стонал, все стонал, а тот стоял и на него любовался»
— Достоевский, "Братья Карамазовы", 1880 г.
Невзирая на то, что количество женщин, солдат и детей, распятых на оградах и дверях амбаров, все множилось и множилось, по сей день не существует ни одного подтвержденного случая такой расправы со стороны немцев.
Фактически, в первой мировой Германия в рукопашную противостояла вообще всему миру: Россия, Великобритания, США, Франция, Италия, Япония, Китай, Бразилия, Канада и т.д., в то время как в союзниках имела — смешно даже говорить — Грузию, Болгарию, Азербайджан и даже великую межгалактическую империю под названием Сомали. Единственный союзник Германии той поры, имевший вес — Турция. Т.е. Германия и Турция много лет держали осаду всего мира. Представьте себе, насколько хуясты в те годы были солдаты этих стран. Так что считать себя арийцами после демонстрации такой мощи имели полное моральное право. За это время их так сильно расчеловечили, что будущие арийцы вышли из войны изгоями планетарного масштаба. По окончанию войны население Германии было настолько унижено и растоптано, настолько опущено и оскорблено, что на фоне этого сильнейшего комплекса попросту не могло не зародиться острой, сметающей на своем пути все существующие из преград жажды отмщения.
Уязвленное самолюбие неминуемо требует поиска объекта для вымещения накопившихся обид, и объектом этим всегда становятся наименее защищенные нацменьшинства. Так было в РИ, когда на фоне проебов в Русско-японской войне русские вымещали свою злобу на евреях и китайцах, так было и после неудач на фронтах Первой мировой, когда русские свое унижение сублимировали в нападки на все тех же евреев, китайцев, но теперь еще и на немцев, в особенности активно обвиняя последних во всех смертных и не очень грехах. Так произошло и в Германии, где юный обиженный Фриц все подозрительней вглядывался из-под бровей не предвещающим ничего хорошего взглядом в витрины еврейских бутиков. А поскольку Германское общество было куда сильнее унижено всем миром, чем русское по итогам обеих своих войн начала века, то и реализация самоутверждения там получила куда более масштабный выплеск.
Сегодня Россия находится в схожем положении. Она хоть и не воюет со всем миром, как Германия, но весь мир также настроен против нее: с российским флагом сегодня за пределами России лучше не показываться, а в бывших советских республиках от Казахстана с Грузией до Прибалтики за него можно откровенно выхватить в ебасосину. Это не может не формировать коллективного комплекса неполноценности, тем более что Германия-то против всего мира сражалась, а Россия одну лишь Украину вывезти не может. Слабые ростки компенсаторской деятельности через самоутверждение за счет «инаковых» вы можете уже наблюдать прямо сегодня: с момента, когда стала очевидна слабость российской армии, из покрытых нафталином 80-х к нам вернулись нападки на волосатых неформальных подростков, причем коллективное бессознательное для оправдания своих действий даже породило городскую легенду про некий ЧВК Редан, состоящий из неформальных подростков, работающих вне интересов России, что должно легитимизировать уличное насилие в отношении патлачей. Ролики с такими нападениями гуляют по сети во множестве. Также заметно усилился и национализм русских (в прошлый раз он был максимально активен на фоне проебов в чеченских войнах): менты по отношению к мигрантам стали вести себя гораздо жесче (что даже побудило недавно МИД Узбекистана выступить с соответствующим обращением), подростки тоже — впервые за долгие годы в сети стали появляться видеозаписи с нападками на узбеков и таджиков, стали проявлять сильную активность правые общественники (Макс Дивнич, например). Все это мы видели и в РИ, и в Германии, только в куда больших масштабах, но так пока еще и не вечер. Если Россия проиграет в этой войне, и ее до кучи заставят выплачивать компенсационные выплаты Украине, то комплекс приобретет откровенно уродливые формы. Во что вылился комплекс немцев по истечении десятка лет после войны, мы помним, во что выльется комплекс русских — имеем честь в обозримом будущем увидеть. Однако же запрос на своего Гитлера или Сталина уже сейчас хорошо виден, пусть этот Гитлер пока и носит юродивые формы лица Пригожина. К слову, антисемитизм в России тоже проявляет себя все сильнее: все чаще акцентируется внимание на еврейском происхождении Зеленского, который якобы «уничтожает два славянских народа», и, конечно же, в который раз обнаруживает себя антивоенная позиция российских евреев, которые закопались в антивоенный либерализм (все эти Кацы и Галкины), чем настраивают против себя глубинные слои русского общества.
Иллюстрация времен Первой мировой: немец на фоне распятых женщин и детей
Поскольку городские легенды — бессознательная сублимация, то вполне ожидаемо одинаковые легенды в стрессовых ситуациях спонтанно порождались в самых разных точках планеты и в самые различные исторические периоды. Например, в России 90-х чрезвычайно популярной была легенда о чеченцах, которые точно так же распинали русских на крестах. Проявила она себя в первые же дни войны, когда, ссылаясь на внучатых племянников троюродных теть своих дедушек, которые видели «своими глазами», российские солдаты говорили о русских, которых чеченцы распяли и выставили в окна здания СОВМИНА. Эти страшилки пересказывали друг другу все российские солдаты, и свидетельства тех, кто не видел, но твердо слышал, распространялись со скоростью чумы в китайской провинции Дзинь. Можете погуглить солдатские байки по соответствующему запросу. Создастся впечатление, что за войну чеченцы успели распять решительно каждого русского солдата с запасом на несколько войн будущего. На самом деле ни одного такого случая зафиксировано так и не было. Киновоплощение этой (и многих других) легенд можно найти все в том же фильме — сборнике штампов о Чечне той поры — «Чистилище» А. Невзорова. Если посмотреть сие творение, то может создаться впечатление, что в Чечне воевали одни лишь прибалтийские снайперши и негры, которые только и делали что распинали солдат. На деле же ни одной прибалтийской снайперши, негра и распятия за обе чеченских войны в тех краях зафиксировано не было.
Один из ключевых функционалов городской легенды кроется в стремлении психики облагораживать мотивы преступления. Громить евреев, чтобы разграбить их имущество, аморально и напрямую противоречит всем существующим заповедям. И тогда хитрая психика находит обходные пути: мы не подонки, которые просто хотят карать, насиловать и грабить! Мы благородные воины, которые вынуждены мстить за то, что подлые евреи отравили колодец или испекли на хануку мацу из христианского младенца. Этим во многом и обусловлены легенды военного времени обо всех этих мальчиках в трусиках. Этим же обусловлена и легенда о снайпершах. Мы уже детально разбирали тему прибалтийских снайперш в Чечне, а вот общую легенду о женщинах-снайпершах обошли стороной, и этот пробел также устраним. К слову, тогда я забыл упомянуть то, что с чеченской стороны была популярна ровно такая же легенда. Почему в Российской легенде роль снайперш досталась именно эстонкам — понятно: у России в тот период были крайне тяжелые отношения с Эстонией. В чеченских же кругах бытовала такая же легенда об участии снайперш со стороны России, причем тоже из третьей страны — это были осетинки, и именовали их уже «черные колготки». Почему именно осетинки — тоже не секрет: у Чечни были крайне враждебные отношения с Осетией.
Истории о кровавых женщинах-снайпершах активно циркулируют везде, где происходят боевые действия. Эта легенда так популярна во всем мире, что на ее почве выросло поверье о том, что лучшие снайперы — это женщины. На самом деле этому нет ни единого подтверждения. Женщины, конечно же, действительно, бывают на войне снайперами, равно как они бывают и простыми рядовыми. Вот только, во-первых, их на самом деле там единицы, а во-вторых, их хваленая зашкаливающая результативность ни на чем не базируется, и ни одного подтверждения крутости снайперш также не существует.
В рейтинговой таблице результативности советских снайперов Великой отечественной войны, например, в первой десятке женщин нет вообще, во второй — две (Людмила Павличенко, 15-е место, и Мария Поливанова, 18-е место). Довольно-таки странный результат для женщин-снайперов, которые, согласно народному верованию, гораздо лучше мужчин, верно? Довольно-таки странный результат для женщин-снайперов, количество коих на фронте, согласно народному верованию, исчислялось десятками тысяч и которых фашисты, конечно же, боялись, как огня. И какое бы ни было этому логическое объяснение, цифры из рейтинга результативности — вещь упрямая. Причем в вопросах диверсионных отрядов, женщины уже, наоборот, занимали доминирующее положение (к этому мы вернемся в постах про женщин-террористок). Что интересно, согласно советской легенде, против СССР также воевали женщины-снайперы. И были они родом из все тех же... Литвы, Латвии и Эстонии. Просто превосходно.
Среди «десятков тысяч» женщин снайперов только шестеро получили звание Героя Советского Союза за участие в Великой Отечественной войне. И лишь одна получила это звание при жизни — Людмила Михайловна Павлюченко, которая, согласно легенде, уничтожила три сотни нацистов. Именно что легенде, т.к. все достижения Павлюченко — один из элементов мозаики пропагандистских вымыслов СССР, сродни несуществующим панфиловцам. Из-за изобилия несостыковок и странностей в ее боевой биографии бытует мнение, что эта Павлюченко даже стрелять толком не умела (во время советской делигации в США, где ее принимал лично президент, в ответ на просьбу продемонстрировать свое мастерство она категорически отказалась, в то время как другие снайперы (мужчины) с радостью продемонстрировали свой бойцовский навык уважаемым партнерам).
Легенда о женщинах-снайперах, как и многие другие, сформировалась на полях сражений первой мировой, в России же обнаружила себя в 1939 году на фоне русско-финской войны. Тогда кровь красноармейцев немало попили т.н. «кукушки» — финские снайперы, устраивавшие огневые точки на верхушках деревьев. И, согласно поверью, среди них было очень много женщин:
«Впервые женщины-снайперы себя проявили во время Зимней войны 1939-40 годах. Тогда много "кукушек" убило наших солдат, финских девушек, которые отлично стреляли. Я знаю по рассказам, когда сняли первого снайпера, увидели красивые рыжие волосы до плеч, они были поражены – оказалось, что это женщины»
— Владимир Пряхин, советский и российский дипломат, историк-политолог.
Невзирая на рассказы «историка-политолога» (который знает, как всегда в таких случаях, "по рассказам"), за все время русско-финской войны не было подтверждено ни одного существования финской женщины-кукушки. Но и это не все. Я думаю, про «кукушек» слышали все, они очень прочно осели в мемуарах фронтовиков, советской пропаганде и современном кинематографе. Но, думаю, не все слышали о том, что никаких финских кукушек как таковых никогда не существовало. Это... тоже легенда. В частности, об этом никогда не слышал и наш уважаемый «историк-политолог» выше. В самой Финляндии с большим удивлением от русских узнают о том, что у финнов есть «кукушки», т.к. количество упоминаний «кукушек» в финской истории, документах и мемуарах равняется градусу замерзания воды.
«Финны не всегда недооценивали свою успешную тактику ведения боя в снежных лесах. Только рассказы о "кукушках" вызывали удивление. Никто не встречал таких ветеранов, которые вспоминали бы о том, как они лазали по деревьям. Финский солдат, естественно, использовал разнообразие ландшафта, но кажется маловероятным, чтобы солдата могли заставить залезть на дерево, ибо у него всегда должна была быть возможность отступать. Спуск с дерева потребовал бы много времени. К тому же, в случае нахождения на дереве, даже легкое ранение может стать смертельным, ввиду последующего падения вниз.
Для явления "кукушек" пытались придумать объяснение. Высказывалось предположение, что в лесу звук выстрела из винтовки может вызвать странную иллюзию, что стреляют у тебя за спиной. И если стрелка не видели, естественно было предположить, что стреляют с дерева. Таким образом, у русских, вероятно, создалось впечатление, что финны подстерегают их на деревьях повсюду.
В начале декабря политрук Орешкин, находившийся на северо-восточной стороне Ладожского озера, написал в своем дневнике о внезапном нападении финнов на фланги их колонны в походе. На основе таких историй о внезапных нападениях и неуловимости финнов возникла легенда, которая переходила из уст в уста, пока не попала в инструкцию по политпропаганде. Таким образом, этот миф, который преподавался сначала красноармейцами, участвовавшими в войне, а затем всеми другими военными, вошел в историографию, в том числе и в опубликованную еще в 1941 году книгу "Война в Финляндии". Так он и сохранился в памяти советского народа, хотя финскую "кукушку", которая действительно сидела бы на дереве, пока еще никто не встречал»
— Охто Маннинен, финский историк.
И действительно, если вдуматься, то история про кукушек-снайперов (особенно женщин) выглядит откровенно абсурдно. Представьте себе: финну, чтобы забраться на дерево, для начала необходимо снять лыжи, потом в валенках (полагаю, модных и удобных берцев тогда еще не придумали) предстоит лезть на самую верхушку. Модного термо-белья тогда еще, полагаю, также не успели изобрести, т.е. лазить по деревьям они должны были во всяких ватных бушлатах. Но даже в пончо, для которого остригли всех овец мира, как долго ты сможешь неподвижно просидеть в карельские морозы на дереве?
нас пытаются убедить в том, что в подобном обмундировании финны, как кузнечики, скакали по деревьям. Ну-ну...
Причины, по которым родилась эта легенда, банальна, как и все остальное: советские войска впервые в своей жизни вели боевые действия в лесах; действовали крайне неуклюже, ландшафт Финляндии вызывал у советских солдат настороженность, потери были совершенно чудовищны, ориентирование на местности — нулевое. Все это порождало на фронтах панику, в которой солдаты видели дуло снайперской винтовки даже в клюве ночной неясыти.
Однако история о женщине-снайперше — тот самый пример легенды, сформированной психикой для самооправдания. Снайпер — это самый страшный бич войны, потому что может достать тебя в любой, самый неожиданный момент. замочив, выражаясь языком бессмертного классика "прямо в сортире". Никого не любят столь же сильно, сколь не любят снайпера. А если снайпер — женщина, то, по убеждению солдат, она еще обязательно и стреляет мужикам по яйцам (также отмечено у Невзорова в Чистилище). Таким образом, вопросы морали на снайпера не распространяются, а стало быть, если поймал, с ним можно делать решительно все. В пеклах боевых действий воюют люди довольно таки низкого культурно-морального облика, очень часто имеющие откровенно садистско-маньячные наклонности. К тому же пехота обычно набирается из самого социального дна, т.е. маргинальных слоев населения, не шибко-то избалованных женским вниманием (если, конечно, не считать тифозную шмару с лиговки женщиной). Так что для них война - это отличная возможность с одной стороны полакомиться вожделенными телочками, а с другой — отыграться на местных бабах за все свои унижения, которым они подвергались дома, всякий раз слыша в свой адрес от гламурных столичных девиц неодобрительное «буэээ, лимита понаехала». Но есть еще и сугубо биологические причины: высокий риск смерти обостряет половое влечение ввиду запрограммированной необходимости во что бы то ни стало посеять свое семя. Другой возможности для реализации инстинкта может и не представиться, так что хватай все, что видишь, и сокращай дистанцию в культуртном разрыве!
Поэтому ожесточенность войны напрямую коррелирует с масштабами изнасилований. Чем выше риск у солдата не вернуться домой с поля боя, тем больше вероятность того, что, захватив вражеский город, он начнет в нем насиловать все, что будет попадаться ему под руку, от пирога найденного в духовке на кухне почтенной дойче-фрау, до пизды найденной в панталонах обветшалой старухи-процентщицы.
Именно по этой причине и сформировалась легенда о снайпершах: под ее прикрытием солдаты могут войти в любое село, забрать с собой всех понравившихся баб, обвинив их в том, что они снайперши, и изнасиловать их в особо извращенных и грубых формах (после чего, зачастую, убить). В Чечне (как и на Балканах) эта тактика имела чрезвычайное распространение, что отмечал в одной из своих книг даже фашист-имперец Эдуард Лимонов, описывавший интересное ноу-хау русских солдат: отловить на улице чеченскую девку, обвинить ее в том, что она снайперша, утащить в казармы и делать с ней под таким облагораживающим предлогом все, на что хватит неизощренной солдатской фантазии. Ярчайший пример такой тактики — дело Буданова, ставшее показательным в период, когда Чечня и РФ пошли на мировую и требовалось демонстративно с одной стороны показать чеченцам, что РФ впредь не потворствует такому поведению и будет его пресекать, с другой — послать сигнал русским солдатам, чтобы поумерить их пыл.
Дело Буданова - лишь вершина айзберга, в Чечне это было повсеместно. К слову, принцип действий, описанный в деле Буданова, точь-в-точь повторяет множество других случаев той войны:
— Солдаты нажрались (точка отсчета из которой произростает абсолютно каждое военное преступление);
— Поехали в ближайшее село пострелять из танков прикола ради по случайным домам;
— Ворвались в чей-то дом, всех присутствующих в нем нарекли боевиками и убили (в т.ч. и маленьких детей), а девок нарекли снайпершами и утащили в казармы;
— С тех пор их никто и не видел.
Собственно, зверства российских солдат стали основным триггером для широкомасштабного вовлечения местных женщин в террористическо-шахидническую деятельность, мы уже пару таких примеров привели в «СССР — спонсор мирового терроризма», и еще много упомянем в «Женском терроризме».
Со времени революции классические легенды о евреях практически сошли на нет, однако легенда о кровопускании оказалась непотопляемой, словно медали на гордой груди Шойгу, просто в такт с развитием общества несколько проапгрейдилась. Крайний антисемитизм перекочевал из революционной России в Германию, а после войны откочевал обратно в Россию. Такая вот перестановочка. Лишь окрестности оглушил залп последнего военного снаряда, как все российско-украинско-прибалтийское общество от мала до велика охватила новая волна буйного антисемитизма. Причем если до революции антисемитизм был чрезвычайно распространен в кругах среднего класса и выше (в России) или же в кругах простого населения в западных областях Украины, то последующие два десятка лет антисемитизм оставался широко распространенным во всех республиках СССР, кроме России, т.к. не увидеть доминирующего положения евреев в карательных органах НКВД тех краев мог только слепой, что распространяло неприязненность нац. меньшинств на всех евреев в целом (это и обусловило широкую вовлеченность украинцев, поляков и прибалтов в священное дело холокоста). Аналогичной была ситуация и в Казахстане, где казахи подверглись геноциду по масштабам, вполне сопоставимым с холокостом. Там тоже вся верхушка карательных органов была представлена евреями, что впервые в истории Казахстана поспособствовало небывалой вспышке антисемитизма уже там. Вот что Осенью 1942 года Прокуратура СССР сообщала в Совнарком о распространении проявлений антисемитизма в Казахстане:
«Преступления, направленные на разжигание национальной вражды, приняли разнообразные формы: публичные выступления, оскорбляющие национальное достоинство; избиения на улицах; открытое одобрение политики Гитлера по отношению к евреям; повреждение имущества, отказ от предоставления работы; распространение листовок с призывом не продавать евреям продуктов питания; распространение слухов об убийстве евреями детей».
Непосредственно же Россию и все слои ее населения захлестнет буйная волна антисемитизма аккурат после Второй мировой войны. Этому послужит четыре фактора: «я за тебя воевал, пока ты, как крыса, в тылу отсиживался», ожесточенная война за хаты и послевоенные скудные ресурсы, еврейская автономия в Крыму и, опять-таки, доминирующее положение евреев во всех сколь-либо значимых областях экономики и общественной жизни.
В послевоенной России бытовало устойчивое мнение о том, что евреи массово косили от армии. Что интересно, такое же мнение бытовало и в первую мировую (причем как в России, так и в Германии), и в русско-японскую, и вообще во всех из существующих войн. Даже Солженицын в одной из книг описывал свои удивительные фронтовые наблюдения: если в тылу евреем был каждый второй, то на самом фронте ни одного еврея он так и не сумел найти, как ни щурил свой орлиный глаз. Даже не знаю, что, но что-то мне подсказывает, что данное мнение было недалеко от истины. Просто две тысячи лет "христианской любви", видимо приучили евреев к повышенной пугливости. На самом деле ничего удивительного в этом нет: армия испокон веков являлась налогом на бедность. Любой, у кого есть капитал, всегда сделает все возможное для того, чтобы откосить от армии или фронта самому, а также отмазать детей и родственников. За общее дело он, может, и будет болеть, но желательно на максимальной удаленности от линии соприкосновения. Недаром же со стороны России сегодня воюет исключительно нищета из глухих деревень. Думаю, что в Украине ситуация не сильно отличается. Я, во всяком случае, не слышал ни об одном ребенке чиновника или просто богача, сражающегося сегодня за независимость Украины. Не для того они зарабатывали, чтобы на фронтах дохнуть. Если учесть, что после революции евреи в СССР пристроились удачнее всех, то неудивительно, что на фронтах второй мировой их «днем с огнем...». Евреи же из нищеты иногда повоевывали, но какие ж это евреи? Так, голь подзаборная, позорящая славное имя Машиаха.
Справедливости ради, массовый уклонизм являлся отличительной особенностью практически всех нацменьшинств СССР: корейцы, китайцы, немцы, финны, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы — всех их Сталин депортировал не на ровном месте. Сегодня в прессе (преимущественно либеральной) пытаются раздувать по этому поводу демагогию, дескать, все служили одинаково, выдавая отдельные случаи за системность. На самом деле не все и не одинаково. Все перечисленные народы не просто ненавидели и СССР, и русских, они по факту ждали немцев как освободителей, чтобы присоединиться к маршу на Россию. А по-другому и быть не могло после жестких репрессий и голодоморов, проводившихся в отношении этих народов. Воевать им за что? За голод и репрессии? Я, как потомок одного из сосланных в Казахстан народов, могу со всей ответственностью заявить: за СССР никто из них воевать не собирался, ненависть к нему была запредельной, мне еще бабушка рассказывала, что все они ждали фашистов, как освободителей (хотя сегодня все нац. меньшинства это отрицают). Поэтому массовое предательство нац. меньшинств - не фейк сталинской пропаганды, а непоколебимый факт, кто бы как сейчас не пытался проталкивать обратную точку зрения. Причем русские, те, что повыше своих сородичей рангом, косили не менее рьяно. Недаром же СССР Второй мировой стал мировым лидером по кол-ву коллаборационистов — такого количества «предателей» мировая история не знала ни до, ни после. 
Поэтому, вернувшись с поля боя, русские со словами «я за тебя воевал, епта!», стали качать право своей исключительности, главным образом в обострившейся войне за ресурсы. Ключевой фактор послевоенного антисемитизма заключался в том, что в концлагерях умерли далеко не все евреи, как того хотелось бы русским, а потому выжившие стали возвращаться в свои квартиры, в которых уже благополучно обосновались семьи вчерашних красноармейцев. Что интересно, как в Украине, так и в Прибалтике главные бои за хаты разыгрались именно между русскими и евреями, в то время как сами украинцы и прибалты предпочитали молча cглатывать горькую статью обиды. С ними у русских переселенцев из России и Донбасса разговор был очень коротким и сугубо по существу: если кто-то слишком активно пытался обозначить свое право на владение недвижимостью или иным имуществом, очень быстро выяснялось, что во время войны он был нацистским коллаборантом, после чего несостоявшегося новосела вместе со всей семьей отправляли в лучшем случае в Сибирь, в худшем — в могилу. Причем жестили русские в этом плане основательно, так что желающих претендовать на квартиры вскоре практически не осталось. До сих пор невозможно понять, сколько из сотен тысяч осужденных являлись реальными пособниками нацистов или последующими боевиками подполья, а сколько полегло по сфабрикованным делам.
Евреям же приписать сотрудничество с нацистами в сколь либо значимых масштабах было невозможно по определению, так что нелегкое бремя решения квартирных вопросов ложилось на плечи самих противостоящих. Давить евреев через власть или же как-то дискриминировать также на тот момент не представлялось возможным, т.к. они играли крайне значимую роль в вопросе советско-американских отношений. Не взирая на то, что, судя по всему, евреи ожесточенно косили от фронта, они играли другую, не менее значимую роль: помогали экономически и политически. Именно для двух этих функций Сталиным и был создан Еврейский антифашистский комитет, который, апеллируя к авторитету Соломона Михоэлса в еврейской диаспоре, должен был с одной стороны собирать для СССР деньги с диаспоры всего мира (главным образом в США), с другой — переориентировать евреев США на СССР, а с третьей — пролоббировать через влиятельную диаспору США открытие второго фронта, без которого СССР было уж очень тяжко. В годы войны Михоэлс, командированный в Соединенные Штаты, выступал так убедительно (крутя над головой перед разинувшими рты американскими евреями то самое мыло), что американские евреи не только давили на собственное правительство, требуя как можно скорее открыть второй фронт, но и переводили свои денежные средства на счет красной армии. Благо, Сталин лоббировал еще и вопрос создания Израиля, так что вся мировая диаспора его буквально осыпала златом. И так успешно СССР через сие дело запустил в США щупальца, что это привело к появлению «маккартизма», когда в обществе разгорелась настоящая шпиономания, в ходе которой в каждом американском еврее видели советского шпиона. Так что не считаться с мнением евреев Советская власть просто не могла, и более того, зачастую даже принимала их сторону.
Борьба за хаты, как и много раз ранее, приводила к бесчисленным конфликтным ситуациям, окончательно прописав на русских кухнях разочарование тем, что "Гитлер не добил всех жидов". И вновь эта война за ресурсы и хаты вылилась в еврейские погромы, как в Польше (например, «погром в Кельце»), так и в Украине. Еврейские погромы в Киеве впервые после войны обнаружили себя в сентябре 1945 года аккурат на почве квартирного вопроса. Тогда некая русская семья по фамилии Грабарь самовольно вселилась в квартиру еврейской семьи Рыбчинских. Вскоре вернулась и еврейская семья изначальных владельцев, позвонилась в дверь и услышала знаменитое «идите нахуй отседова, мы вас не знаем». Тогда советский суд постановил выселить из квартиры нынешних жителей в пользу бывших. Причем советская власть поступила в лучших традициях СССР — потребовала выселить, не предоставив взамен никакого иного жилья. Русская семья пыталась апеллировать к тому, что один из ее членов являлся красноармейцем, который «за всех воевал, епта!», но не сработало — постановление суда осталось непреклонным. С горя солдаты-гвардейцы зашли в пивную, а выпив, решили выместить накопившуюся злобу, дав пизды первому встречному еврею по фамилии Розенштейн. Розенштейн же оказался не лыком шит, а шит прямо острой иглой... НКВД (кто бы мог подумать), и, вернувшись домой, взял состоявший у него на вооружении пистолет ТТ, после чего бойким маршем направился во двор дома этих Грабарей, где в это время находился и второй участник избиения — некий Мельников. По итогу конфликта, движимый отмщением Розенштейн, в лучших традициях своих предков из НКВД, вынес решение суда-тройки прямо на месте и громогласно расстрелял обоих.
На крики матери убитого Грабаря стихийно собралась большая толпа народа, вооруженная самыми злостными из антисемитских возгласов. Толпа набросилась на жену Розенштейна и случайно проходившего мимо еврея по фамилии Спектор (для меня всегда оставалось загадкой, как в таких ситуациях толпа с такой поразительной точностью распознает евреев?) и избили их практически до смерти. Явившимся на место происшествия работникам милиции толпа оказала противодействие, не разрешая увезти трупы убитых, а также забрать пострадавших Спектора и жену Розенштейна. На похороны красноармейцев были стянуты усиленные наряды милиции, а процессия превратилась в спонтанное антиеврейское шествие, где гул месивших грязь солдатских ботинок мешался со звоном разбивающихся еврейских пенсне и надежд на добрососедское существование. Все эти случаи, а также слухи о них, передававшиеся со сгущением красок, приводили лишь к одному: евреи сплачивались еще теснее, за что их и ненавидели еще сильнее.
По всей видимости, пик бытового антисемитизма пришелся на неурожайный и голодный 1946 год, когда зарубежные еврейские благотворительные организации начали присылать советским евреям посылки с продовольствием и одеждой, что лишь множило зависть со стороны нееврейского населения. Впрочем сами евреи тоже подкидывали угля в топку нараставшего русского антисемитизма, порой демонстрируя истинные чудеса человеческой наглости. В частности, не последнюю роль в вопросе вспышки антисемитизма сыграл вопрос... трофейного немецкого мыла, который обострился в декабре 1945 года. Началось все с общественника и владельца одной из больниц города Черновцы Натана Шрайдмана, который в один из морозных декабрьских дней явился в Горком с весьма странной инициативой. К удивлению горкома он заявил, что трофейное немецкое мыло сделано из евреев, поэтому все мыло необходимо изъять со складов и из общественного пользования для дальнейшей передачи евреям, чтобы они провели его... похороны. Естественно, в ответ на свою странную инициативу единственное, что мог получить Шрайдман — категоричное партийное «нахуй!». Но неугомонный еврей не сдавался и, заручившись поддержкой группы сторонников, начал активно проталкивать идею о необходимости передачи всего мыла евреям для захоронения. Вскоре Шрайдман организовал чуть ли не целую подпольную группу, которая своими силами принялась собирать мыло. А как известно, советская власть не терпела двоевластия, даже если это двоевластие было мыльным. До кучи крайний дефицит этого товара в России привел и власть, и население к закономерным подозрениям в том, что хитрожопые евреи удумали забрать себе этот продукт, ценившийся после войны не меньше золота, и подобная наглость ополчила население против евреев еще сильнее.
По итогу Шрайдман и К° всех так доебали со своим мылом, что пришел Сталин и, глубоко затянувшись своей трубкой, обронил фразу, которую впитал, видимо, еще с молоком матери: «Расстрэлать». Следом расстреляли и всю верхушку «Антифашистского еврейского комитета СССР» (к тому моменту Израиль уже «кинул» СССР, так что холенье советских евреев потеряло всякий смысл), который выдвигал еще более обескураживающие в своей наглости инициативы.
Сразу после войны «комитет» стал активно лоббировать и продвигать идею создания в России еврейской автономии. У якутов она есть, у тувинцев есть, у всех есть, а чем евреи хуже? Сели они над картой СССР да стали думать и гадать, где теперь мы будем срать. Будучи людьми скромными, чтобы никого не задеть, конечно же, первым делом они терзались в своем выборе между Магаданом, Норильском и Воркутой. Но по итогу остановились все же на опустевшем вследствие депортации татар... Крыму.
Необходимость создания еврейской автономии почему-то именно в самом дорогом месте СССР — в Крыму, активно поднималась общиной еще в довоенное время, но тогда Сталин отреагировал на это с присущим ему черным чувством юмора: «Зачем вам в Крым? Там и без вас все хорошо! Вы такой талантливый предприимчивый народ, что ваше мастерство куда больше пригодится в других краях, езжайте-ка вы в Биробиджан!» — так появилась Еврейская автономная область, в которой отродясь не существовало (и не существует по сей день) ни одного еврея. Однако комитет не унимался, и после войны, судя по всему, поставил себе задачей конкретно добиться выделения Крыма под справление сионистских нужд, и, используя огромный мировой авторитет Соломона Михоэлса (который метил не ниже чем в главы Крыма), подключил к вопросу еврейскую диаспору всего мира.
В послереволюционный период молодое государство испытывало острую нужду в деньгах, ввиду чего вынуждено было взять у США многомиллионную ссуду для страны под залог крымских земель. По условиям договора советское правительство получало 10-летний кредит по 900 тыс. долларов ежегодно с пятью процентами годовых. В случае невозвращения денег до 1954 года заложенный полуостров становился «Крымской Калифорнией» (официальное название проекта), то есть переходил в собственность покупателей векселей.
Активное переселение евреев в Крым началось аккурат в 1922 году, а уже в 1923 году еврейские лобби выдвинули идею создания в Крыму еврейской социалистической республики. Но проблема возникла из-за местного населения крымских татар. Вы удивитесь, но они категорически не хотели принимать на своей земле переселенцев и всячески препятствовали переселению вплоть до блокировки поездов с переселенцами и последующих разгромов этих караванов.
Так антисемитизм поразил еще и крымских татар. Чтобы не раскачивать ситуацию в и без того нестабильном государстве, вопрос еврейской автономии отложили до лучших времен. Так и зародилось категорическое неприятие советской/российской власти крымскими татарами, не исчерпанное по сей день. Кто-то всерьез считает, что Крымские татары после такого не заняли бы при первом же шансе сторону немцев во второй мировой?
Проблемы с выплатами начались у Советов в 1941 году, а в конце 1943 президент США Рузвельт дал понять Сталину, что не сможет открыть 2-й фронт и продолжить поставки по ленд-лизу. Причину он объяснил требованиями еврейского лобби США: либо заплатить долг по вексельным обязательствам, либо создать в будущей «Крымской Калифорнии» независимую Еврейскую республику. В период, когда все средства уходили на оборону страны, выплатить кредитный долг было нереально, поэтому Сталин дал обещание выполнить второе требование и его основные условия: депортировать крымских татар, не желавших делить свою территорию с новыми поселенцами, а главой республики сделать крупную шишку диаспоры Соломона Михоэлса. Таки да, крымских татар выселяли не только ввиду их нелояльности СССР, но и по лоббированию еврейской общины, которая отчего-то не видела ничего преступного в этом замысле. Преступление в мире есть только одно — холокост, это всем известно.
Американцы в свою очередь руководствовались, конечно, не заботой о судьбе еврейского народа, а попросту хотели отсечь Крым от СССР, создав в нем ориентированное на Израиль (а стало быть и США) государство. Русские, также остро страдавшие от нехватки земель, хорошего климата и жилой площади, тоже хотели заселить расчищенный от вздорных татар Крым, ввиду чего еврейские поползновения в этом направлении приняли в категорические штыки.
Исключительными мудаками в разгоревшемся противостоянии в равной мере были как первые, так и вторые, которые еще со времен войны только и сверкали хищническими глазами, поглядывая на Крым в предвкушении, когда же вождь народов депортирует татар и можно будет занять освободившиеся пространства. Своя правда была у обеих сторон конфликта: русские в своем представлении имели право на Крым, т.к. как минимум неоднократно воевали за него, да и вообще, они народ победитель, понесший огромные потери во второй мировой, а стало быть, нуждаются в компенсации. Евреи же собрали для фронтовых нужд СССР огромное кол-во бабла, до кучи приложили все усилия для того, чтобы убедить США открыть второй фронт, так что также в своем представлении имели полное право на Крым. Украинцы же на Крым не претендовали, т.к. находились под строгим надзором товарища майора, который только и искал повода, чтобы еще кого-нибудь депортировать, обвинив в принадлежности к подполью. Мнение же крымских татар... а кому не похуй мнение крымских татар? Сели дружно в товарные вагоны, и вперед, целину в казахской степи поднимать — нечего белым людям тут под ногами мешаться!
Вскоре Сталин, как следует накурившись отборного кампучийского гашиша, изобрел атомную бомбу и, почуяв уверенность в себе, кинул дорогих партнеров, послав на хуй со всеми их требованиями о еврейской автономии в Крыму. Выплачивать долги еще ленинских времен также отказался, апеллируя к новой конституции СССР, в которой четко прописывалось: "У меня теперь атомная бомба, и че ты мне сделаешь? Я теперь никому и ничего не должен!". Отчасти поэтому на СССР внезапно обиделось все мировое еврейство, и Израиль пал в объятья Америки. Так что в противостоянии за татарские земли затащили русские, в то время как всех неугомонных евреев (которые к тому времени еще и стали требовать их выпустить из страны в Израиль) попросту расстреляли, а непосредственно Михоэлсу подстроили несчастный случай (авторитет Михоэлса в мире был настолько высок, что даже Сталин не решился его напрямую расстрелять). Я не геополитический стратег, так что не знаю какая польза от Крыма, но учитывая то, что жесткие зарубы за него между всеми велись еще со времен российско-турецких войн, полагаю, таки, он действительно имеет архи-важное геополитическое значение.
В совокупности все эти факторы сразу после окончания войны породили новую волну сильнейшего антисемитизма, теперь уже охватившего все слои российского населения. И эти настроения вновь подняли наверх изрядно запылившиеся легенды. Впрочем, поскольку это было время повышенного накала борьбы за ресурсы, своей личной легенды удостаивались решительно все нацменьшинства СССР. И голодное время вносило в сюжет свою лепту. Если в голодные революционные годы общество захлестнула волна легенд о каннибалах-китайцах, то во время и после войны главным героем такой легенды стали крымские татары (в России) и чеченцы (в Казахстане). Все население России только спало и видело, как татар депортируют из Крыма — это было заветной мечтой каждого уважающего себя россиянина, очень уж хотелось народу переселиться в Крым на их тепленькое во всех смыслах местечко. Татары ожидаемо в ответ особым благодушием к евреям и русским не исходились. Итогом противостояния становится легенда о татарах-каннибалах, похищающих русских детей и выпекающих из них пирожки. В Казахстане была аналогичная ситуация: в условиях крайне ограниченных ресурсов и перманентного голода прибытие чеченцев крайне волновало местное население, ибо те три травинки, что росли в казахской степи, предстояло теперь еще делить и с сотнями тысяч голодных чеченских ртов. Паника в Казахстане воцарилась такая, что слух о том, что чеченцы — племя людоедов, стал не просто слухом, получив статус совершенно безапелляционного факта.
Все эти слухи о каннибалах активно циркулировали в обществе до начала 50-х годов, конечно же, по сусалам выгребали и евреи. Например, в 1950 году Москва была взбудоражена слухами о том, что в здании районного суда якобы судят евреев-каннибалов:
«Рассказывали повсюду все подробности о том, как нашли похищенного ребенка в потайной комнате с перерезанной шеей, истекающего кровью. Кровь эта была нужна профессору, работавшему над омоложением; из тел убитых делали студень, продававшийся в казенных ларьках, и т. д. О том, что студень из человеческого мяса, догадалась только собака, которая не стала его есть, а хозяин ее, на этом основании, тотчас же отнес студень в лабораторию. Называли огромное количество людей, около ста, замешанных в это дело, из которых только трое были русскими, остальные евреи»
— Шапорина Н, дневниковая запись от 20 июня 1950 года.
Перед зданием суда, по рассказам современников, выстроилась огромная толпа, жаждущая поквитаться с евреями за убийство русских детей и линчевать их. Так что каннибальский вопрос каких-то 70 лет назад был чертовски актуален, вспомнить хотя бы священную веру эстонцев в существовании фабрики по переработке эстонского мяса в колбасу, где в роли злодея уже выступает русский. Однако, как вы видите из приведенного выше примера, в легенде о евреях сохранилось кое-что посконное. А именно — обезкровливание. В легенде еврей не просто продал ребенка на мясо, но и сцедил его кровь. Просто, ввиду победившего материализма, религиозный мотив потерял свою актуальность, и его сменил вопрос... медицинский. Ко всем описанным выше послевоенным грехам евреев, вроде попыток заселиться в свои квартиры, следует добавить еще один грех, совершенно непростительный: евреи, как и сотни раз ранее, заняли доминирующее положение абсолютно во всех сферах культуры и экономики, в особенности в торговле (отсюда и продажа человеческого мяса) и в медицине (отсюда и обозначенная в примере выше принадлежность еврея-убийцы к мед работникам и сцеживание крови для создания лекарств).
Сразу после войны началась мощнейшая в истории России прививочная кампания, что лишь усугубило ситуацию. Как вы думаете, если сегодня существенная часть населения в ужасе серется от одного лишь слова «прививка», то как она могла реагировать на это в те дремучие годы? А поскольку практически все высокие медицинские должности в России к тому времени заняли евреи, то в этой кампании евреи и играли главенствующую роль. Т.к. любому простолюдину хорошо известно о том, что вся эта непонятная медицина и наука от диавола, то население, с одной стороны очень нелюбящее евреев за мощную конкуренцию, с другой завидующее им, вполне резонно задалось вопросом: что-то там хитрые жиды недоброе мутят в своих таинственных пробирках.
В первую очередь история о врачах-убийцах стала наиболее культовой, как это ни странно, в наиболее культурно и экономически развитых странах Балтии. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: те же эстонцы — пацаны умные, вполне способные конкурировать с евреями в вопросах медицины. Однако же, будучи «нелояльным» народом, были серьезно поражены в правах и ни на какую хорошую должность претендовать не могли по определению (за исключением детей эстонских коллаборантов, работавших на советскую власть). Поэтому всю медицинскую нишу стран Балтии заняли исключительно евреи, что и привело к широкому распространению легенды о врачах-убийцах.
Местное МГБ с ужасом констатировало, что «слухи приняли массовый характер и стали затруднять работу лечебных учреждений. В ряде больниц и клиник Республики имели место случаи отказа больных от приема уколов, несмотря на то что последние по состоянию здоровья нуждаются в их применении. Имеют место случаи распространения провокационных слухов о заражении больных, находящихся на излечении в больницах инфекционными болезнями, путем инъекций и уколов. Эти действия якобы осуществляются врачами еврейской национальности». Агенты МГБ предприняли много попыток найти источник слухов, порочащих советскую медицину, и даже разработали план «агентурно-оперативных мероприятий по расследованию фактов провокационных слухов о заражении населения Литовской ССР инфекционными болезнями». Им пришлось внедрять агентов в самые разные точки распространения слухов: от биофака Вильнюсского госуниверситета до железнодорожного депо. И, кстати, тот факт, что большинство слухов о заражении раком и опасных евреях «гнездились» (по выражению чекистов) на биологическом факультете, убедительно показывает, что высшее профильное образование совершенно не мешает верить самым диким историям и передавать их дальше. Вильнюсский биофак оказался той чашкой Петри, в которой размножались слухи о злодействах врачей-евреев.
«В какой-то больнице за железной дорогой, рассказывают студенты, на днях арестована одна доктор по национальности еврейка. Она систематически заражала клиентов туберкулезным заболеванием через питье и воду, которую она сознательно отравляла. У нее на квартире под полом во время обыска нашли очень много коробочек с ампулами туберкулезной отравы в жидкости. Все коробочки были с надписями на английском языке и американской марки. Упомянутая доктор отравила туберкулезом много больных, из которых 17 уже нельзя спасти от смерти»
— из архива истории еврейского народа в Иерусалиме.
В прибалтийских республиках, которые в 1930-е годы еще не были советскими, не успела пройти чистка «троцкистских элементов». Поэтому сотрудники органов занялись ею уже после войны, подвергая население тотальному террору, чем и плодили слухи о колбасных фабриках и советских врачах убийцах. Вскоре чекисты установили, что заведующая туберкулезным отделением железнодорожной больницы города Вильнюса некая Фаина Ефимовна Горелик, «1906 года рождения, уроженка города Минска, еврейка, член ВКП(б)», является «кадровой троцкисткой», и арестовали ее. Однако к большому удивлению и даже возмущению чекистов, арест «троцкистки» был истолкован весьма превратным образом. Многие жители Вильнюса нашли аресту врача еврейского происхождения другое, более рациональное объяснение — наконец-то власть взялась за врачей-евреев, которые наживаются на пациентах и всячески вредят им.
Невзирая на репрессии в отношении распространителей слухов, остановить их не удалось. Слухи заполонили базары, магазины, университеты; они проникли в каждую открытую на ночь форточку, в каждую щель и, конечно же, в легенду о врачах-убийцах. Сюжет о евреях-отравителях, стал идеальным вариантом объяснения ареста несчастной Фаины Горелик:
«…во время прививок в железнодорожной школе Горелик бросила таблетку в бак с питьевой водой, но это увидел ученик и сказал директору школы. Путем исследования воды было установлено, что она заражена бактериями туберкулеза, после чего Горелик была арестована» 
Вскоре из стран Балтии моральная паника на фоне легенды о врачах-убийцах охватывает весь СССР.
Послевоенная советская жизнь была очень тяжелой. В 1946 году разразился голод, от которого в колхозах нередко умирали люди. Подавляющее большинство населения жило впроголодь и ощущало постоянную нехватку всего — еды, жилплощади, одежды, медикаментов. Вспомним концепцию «ограниченного блага» Фостера: ситуация систематической нехватки какого-либо блага может быть истолкована как результат неравномерного распределения принадлежащих группе ресурсов. Если кому-то пирога систематически не хватает, значит, кто-то взял себе слишком большой кусок. Евреи начинают восприниматься как скрытые держатели благ, доступ к которым они перекрывают для простых советских граждан. До кучи в нескольких советских городах при горячем одобрении публики проходят публичные процессы над расхитителями социалистической собственности. Среди расхитителей преимущественно евреи, т.к. именно они забрались на верхушку пищевой пирамиды потребностей СССР — директора торговых предприятий.
К концу 40-х годов в советском обществе сформировался ряд острых вопросов:
— Очистят ли медицинские учреждения, т. к. многие отказываются лечиться у них (евреев)?
— Почему евреи не занимаются физическим трудом, а преимущественно занимают руководящие должности? (глупый народ эти евреи, однако... не хотят физическим трудом заниматься... нет, чтобы выбросить все свои дипломы, да к нам, за станок, в мир 12-часового дня и коллективного единения).
— Почему не применяют санкцию спецпереселения к евреям особенно из пограничных городов, Москвы и Ленинграда? (интересно, а зачем? Уж не затем ли, чтобы хаты освободить в жирных Москве и Ленинграде?).
— Почему евреи материально живут лучше других? (видимо, потому что с детства на скрипке пиликали, а не бессмысленно мяч за гаражами пинали, как русские? Да нет, какой вздор!)
— Почему курорты Рижского взморья заполнены в основном евреями?
Основные же сюжеты антиеврейских легенд звучали следующим образом:
— евреи через антитуберкулезные прививки прививают людям рак или туберкулез, а особо злые евреи — и то, и то разом;
— «мальчик, опоздавший на урок, случайно увидел, как еврейская учительница что-то бросила в питьевую воду. Воду сдали на анализ, и выяснилось, что она была отравлена туберкулезной бациллой» — легенда, кочевавшая вообще по всем школам СССР от Украины до Прибалтики, что неудивительно, если учесть, что большинство директоров школ и учителей также были евреями.
«Еще слышал, тоже якобы, в Подгорном одна из учительниц-евреев удалила одного ученика из класса. Ученик спрятался в вешалке. В середине урока эта учительница вышла, якобы, из класса и высыпала в бак с водой какой-то порошок. Ученик сообщил директору или там кому следовало. Пригласили врача, приехавшего из Томска, тоже еврея. Он при анализе воды ничего подозрительного не обнаружил. Был приглашен другой врач, тоже из Томска, который обнаружил в воде бациллы бруцеллеза»
— Николай Мартынов, сельский учитель Томской области, 02.03.1952
Но во главе всех сюжетов городских легенд в который раз встал вопрос кровопускания. Тогда было чрезвычайно распространено поверье, будто бы евреи-врачи изготавливают для себя какое-то чудо-лекарство, дарующее в различных вариациях то омоложение, то вечную жизнь, то просто продление этой жизни. А основной компонент этого лекарства — кровь наших детей. В провинции эта легенда успешно просуществовала до середины 60-х годов. По воспоминаниям именитого советского писателя Андрея Альмарика, "жители глухой сибирской деревни Гурьевка и в середине 1960-х годов боялись ложиться в больницу. Гурьевцы слышали, будто врачи подвешивают больных на железных крюках, а еще все время берут у них кровь и продают ее куда-то за большие деньги, тем самым доводя больных до смерти. Подобные истории сопровождались замечаниями, что «не все врачи русские»."
Полностью вышла из оборота легенда лишь с началом репатриации евреев в Израиль с 1967 года.
Почему вопрос послевоенного антисемитизма и рожденных на этой почве страшилок мы рассматриваем со столь поразительной скрупулезностью? Потому что только копание в деталях позволит нам в полной мере понять суть процессов, происходящих в обществе. Я последний год пламенно отстаиваю две дополняющих друг друга концепции, общая суть которых в том, что не власть управляет народом, а народ властью, и все говно, которое происходит в мире, идет именно с низов, а не с верхов. Согласно первому положению, тоталитаризм и демократия спонтанно формируются в обществе, после чего выходят на политическую арену, чтобы удовлетворить это общество. Согласно второму — никакой пропаганды не существует, и невозможно человека через телевизор убедить в чем-либо, что заведомо не отвечает его запросам к миру. И вот все описанное выше в который раз полностью отвечает этой теории.
13 января 1953 года в главной советской газете «Правда» была напечатана печально известная статья «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей», в которой группу кремлевских врачей еврейского происхождения обвинили в том, что они, работая на американскую разведку, неправильным лечением убили члена Политбюро Жданова и умышленно вредили другим высокопоставленным пациентам. Если вы сегодня спросите любого либерала-общественника о том, что же послужило причиной антисемитской истерии 53 года, то он в лучших традициях все спишет на пропаганду, дескать, Сталину так захотелось. Однако же на описанных выше примерах мы видим, что антисемитская моральная паника своими метастазами поразила все общество задолго до дела врачей, и Сталин тут совершенно ни при чем. Более того, как минимум до 49-го года Советская власть старалась отчаянно препятствовать слухам о врачах-убийцах, поскольку это приводило к тому, что в условиях эпидемиологической опасности и царящей послевоенной антисанитарии люди не обращались к врачам. СССР пытался бороться с этим как методами контрпропаганды, так и репрессиями — не помогло. Любая попытка противодействия в таких ситуациях приводит лишь к одному: «Ага, пытаются заткнуть нам рты — значит это все действительно правда!»
«…уже несколько месяцев ходят по городу слухи, что в некоторых больницах врачи отравляют больных, медленно действующими средствами прививают рак, умерщвляют новорожденных мальчиков»
— Нина Покровская, Москва
«…Я мучаюсь ангиной, лечить негде совершенно. К врачам идти не нужно. Ты будь осторожна с лекарствами. Хорошо, если бы вы их совсем не принимали. Уж лучше покупайте травы, варите, настаивайте и пейте»
— Г.Б. Теслицкая, г. Корбин, Брестск. обл.
«Работать районным врачом очень трудно. Сейчас проводятся противодифтеритные прививки, так если вы думаете, что проходит без инцидентов, то ошибаетесь — не пускают в квартиру врачей, кроют матом, в особенности плохо евреям. При записи в поликлинике их бесцеремонно выталкивают из очереди, к врачам евреям никто записываться не хочет»
— Ефросиния Федоровна Фоменко, Одесса
Уровень страха перед врачами-евреями хорошо иллюстрирует случай, описанный в воспоминаниях дочери видного советского медика Якова Раппопорта (одной из жертв дела врачей) Натальи Раппопорт — также именитого химика-фармацевта. Во время обыска в доме ее отца, арестованного по «делу врачей», один из сотрудников МГБ случайно порезал палец. Испуг чекиста и его коллег перед возможным отравлением показывает, что работники карательных органов были подвержены моральной панике не меньше рядовых граждан, а слухи об отравленных лекарствах были для них источником не менее значимым, чем Политбюро. Вот как иронично она описывала эту сценку в своих мемуарах:
«Порезался в доме врача-вредителя! Дни его сочтены! Он сидит на стуле белее стены, вытянув вперед руку с пораненным пальцем, товарищи окружили его и встревоженно переговариваются. Что предпринять? Как спасти? Оригинальный выход предлагает моя мама — она приносит потерпевшему пузырек с йодом. Возбуждение достигает апогея: мазать или не мазать? Один мужественный доброволец капает каплю йода себе на ноготь, все по очереди нюхают и решают не рисковать. Куда-то звонят, вызывают машину и увозят пострадавшего — наверное, в спецполиклинику, где царапинку смажет и перевяжет проверенный и надежный русский врач»
Как мы видим, чекисты были поражены этой паникой в той же мере, что и весь народ, а отнюдь не являлись коварными фальсификаторами. Скорее всего и сам Сталин был точно таким же носителем подобных представлений, как и его подданные. Ощущение угрозы нарастало, и довольно быстро, и отказа от услуг «врачей-евреев» уже было недостаточно для обретения чувства безопасности. «Сводки о настроениях» с мест говорят о том, что многие советские граждане требовали от власти решительных мер: изолировать опасную группу (выслать всех евреев) или уничтожить ее (расстрелять, повесить, а то и четвертовать). Наряду с подобными требованиями, обращенными «во власть», советские люди часто выражали желание расправиться с источником опасности самостоятельно (ярчайший пример — описанный выше случай из 50-го года, когда стихийная толпа жаждала линчевать еврея, продавшего мясо русского ребенка на колбасу, а кровь — на лекарство).
Как мы видим, дело врачей пришло именно снизу. Этим жестом элита в лице товарища Сталина лишь возглавила уже давно существующую моральную панику, она ее не создавала, что важно понимать для адекватной оценки исторических событий и для восприятия диктатора как существа, напрямую зависящего от народа, а не как чего-то существующего в абстрактном вакууме, оторванном от народа. В нашей истории слухи о том, что чьей-то соседке врач-еврей прописал аспирин, внутри которого оказалась проволока, или что где-то детям врач-еврей под видом прививки против туберкулеза сделал «прививку рака», получили поддержку власти, что легитимизировало любые агрессивные действия по отношению к евреям. Статус слухов в этот момент радикально изменился — они превратились в важную информацию, «одобренную сверху» и, соответственно, способную оказывать еще более разрушительное воздействие. Более того, Советской власти стоило огромных трудов возглавить эту панику, а направить ее в нужное русло и вовсе не получилось.
В тексте «Правды» утверждалось, что врачи по заданию американской разведки и «сионистской организации» стремились убить высокопоставленных военных и партийных деятелей. «Народные» тексты тоже вопили об опасности во все свое народье горло; опасности исходящей от врачей-евреев, вот только изображали эту опасность несколько иначе. Врачи-евреи в народной молве вредят вообще всем советским людям, что резко увеличивало количество отказников от медицинской помощи. И тогда партийные работники и представители карательных органов забили тревогу. В сводках о настроениях из самых разных мест повторялось одно и то же: «население неправильно понимает постановление партии». Составители этих сводок вынуждены были констатировать: вместо того, чтобы заклеймить позором шпионов, работающих на иностранную разведку, население впало в антисемитскую истерию и боится врачей.
Т.е. еще задолго до того, как Сталин провозгласил антисемитский государственный курс, общество требовало решить еврейский вопрос радикальными путями: либо за счет полной высылки, либо за счет расстрелов. Продиктованы страхи общества с одной стороны были жестокой борьбой с евреями за ресурсы (главным образом жилье и рабочие должности), с другой — дремучей невежественностью самых широких слоев населения, до усрачки боявшихся непонятных прививок и лекарств. Это и есть ответ на вопрос, который мне задали в том грузинском интервью: «Почему ты не читаешь никаких оппозиционных блогеров?» Вот как раз поэтому: они политики, а стало быть, демагоги. У них нет понимания глубины вопроса, они все максимально упрощают, имея на любой случай жизни лишь два ответа: «во всем виновата пропаганда» и «во всем виновата власть». Да им это не особо-то и интересно, у них другие задачи, они не исследователи. Мне много там писали про некую Шульман, мол, какая это умная девочка. Я даже решил посмотреть, о чем она  вещает. Первое, что я увидел в ее видео, — это заголовок «Пропаганда страшнее ядерной войны». Увидел и закрыл нахуй, больше не возвращаясь к вопросу. Потом открыл Ириночку Шихман. Увидел следующее:
Увидел и пришел в негодование от тотального незнания вопроса. Сам заголовок говорит о том, что они опять там щас всю ответственность за геноцид в Руанде повесят на пропаганду. Дескать, пропаганда убедила несчастных доверчивых людей в том, что тутси воруют их детей и продают на органы. Однако же на самом деле в Руанде все происходило с точностью да наоборот. Начнем с того, что дикая резня между тутси и хуту там была задолго до провозглашения геноцида властями, равно как и бушевала легенда о воровстве органов. Геноцид начался не потому, что пришел самодур-диктатор и захотел всех убить, а по совершенно банальной причине — нехватка ресурсов как следствие демографического взрыва. Все точь-в-точь, как в РИ, на Балканах и т.д.
Плотность населения в Руанде является одной из самых высоких в Африке — 408 человек на квадратный километр. Если в 1931 году в государстве проживало 1,3 миллиона человек, то к 1989 году их число выросло до 7,1 миллионов, что неминуемо вылилось в земельные конфликты по нац признаку. Именно перенаселение было единственной, но главное - неизбежной при любой власти причиной геноцида, а не злая воля диктатора. Диктатор там потому и пришел к власти, что общество его вознесло на пьедестал. Более того, пытаясь ответить на вопрос о роли пропаганды в крупнейшем геноциде ХХ века, западные ученные проводили исследования, итоги которых показали слабую корреляцию между пропагандой и геноцидом. Речь идет об исследовании под руководством профессора Цюрихского университета Дэвида Янагизава-Дротта «Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide». Более того, исследователи пришли к неожиданному для многих любителей поорать про пропаганду выводу о том, что пропаганда, невзирая на людоедскую риторику, оказывала меньший эффект, чем ее отсутствие.
История геноцида в Руанде — прямо-таки химически чистый пример работы пропаганды в стране, где телевизоров не было из-за нищеты людей, газет — из-за неграмотности, а интернета в то время в массовом обиходе не было нигде, и именно радио стало безальтернативным «организатором и вдохновителем» чудовищного насилия. Исследователи смоги воссоздать точную карту покрытия руандийских деревень радиоволнами и выделили три категории: деревни, которые очень хорошо принимали радиоволны, деревни, в которых радио не ловилось, но которые находились рядом с теми деревнями, в которых был прием, и деревни, которые находились далеко от любых точек приема радиоволн, т.е. были полностью отрезаны от информационной повестки. Далее они сравнили все три группы с количеством убийств тутси. По итогу выяснилось, что в одних регионах без покрытия радиоволнами убийства были масштабнее, в других (те, что на самых дальних отступах) — чуть меньше, чем там, где радио, но лишь на 7%. Но в целом в регионах без радио численность зверств была на 23% выше, чем там, где радио было. Ответ на причины этого, на первый взгляд, парадокса очевиден: им, вне зависимости от власти, требовалось расчищать территории, ввиду чего общество породило на свет множество жутких легенд о своих врагах. Однако радио, невзирая на риторику геноцида, способствовало успокоению общества, т.к. давало четкую информационную повестку с очерченными гранями. К тому же при источнике оповещения в лице радио напряжение снималось и тем, что в случае опасности власть их оповестит. Там же, где радио не было, бушевало народное мыслетворчество. А оно уже, в отличие от пропаганды, дает очень обширное поле для фантазии, которая не ограничена никакими рамками. Безвестие лишь усиливает панику, ты знаешь, что в случае нападения тебя никто не предупредит, т.е. тебя застанут врасплох, что способствует усилению циркулирования в обществе жутких легенд. Паника усиливается. По деревне с бешеной скоростью произвольно распространяются истории от бабы Клавы, внучатый племянник которой ей рассказал, как видел, что тутси схватили ребенка свекра матери его деда по отцовской линии и распотрошили на органы. Как итог, ожесточение лишь усиливается.
Пример Руанды — наглядная демонстрация ложных представлений о СМИ как об институте программирования умов. Глупо полагать, что большевики победили благодаря пропаганде. Они победили лишь потому, что в обществе был очень сильный запрос на крайнее насилие к буржуям. Глупо полагать, что холокост произошел лишь потому, что до власти дорвался какой-то безумец. Геббельс в своей пропаганде не придумал ни единого слова, он лишь озвучил то, что в немецком обществе до этого циркулировало десятилетие; и у большинства немцев был откровенный запрос на полную либо высылку, либо на полное уничтожение евреев, в то время как Гитлер — лишь винтик в механизме безжалостной народной машины. Глупо полагать, что война с Украиной началась по злой воле Путина. В народе был широчайший запрос на эту войну (достаточно просто посмотреть на миллионные подписки зет-военкоров), вспомнить хотя бы то, что главный поток критики 2014 года в адрес Путина сводился к тому, что он, подлец такой, не пошел на Киев. Да и ругают его шир массы разве лишь за то, что он не Сталин. Запрос общества на Сталина в полной мере продемонстрировал себя Ростовской встречей населением вагнеров плясками и песнями. Пригожина-то в первую очередь полюбили за то, что он более жесток, чем Путин, более близок к Сталину, оттого и рукоплескали его ручному мелкоуголовному скаму в танчиках. Так что, если после Путина новый правитель начнет жестить еще сильнее, вспоминайте, как вагнеров встречали в Ростове, и станет понятно, что это не злая воля вождя, а злая воля народа.
avatar
Я думаю, чвкашникам хлопали все таки от радости, что не началась полномасштабная бойня. Потому, как если б начались бои, Ростов превратился бы в Мариуполь или Бахмут. Тут известный принцип: сделай хуже, а потом верни как было.
avatar
Сергей Сергеевич, их приветствовали сразу, как только они приехали, задолго до ухода. А выступление Пыни только увеличило количество желающих поддержать. Лысый еврей создал себе репутацию критика зажравшейся элиты и это заходит низам.
Паша как всегда жжёт! Гут)
avatar
Браво, лично я жду продолжение описаний средневекового чада кутежа, который был у тебя написан настолько давным давно, что я уже и содержание статьи не помню
avatar
LCD , 5
avatar
Ну скажем так, по Украине до 2004 года у россиян не было запроса на войну против Украины.
Но обосравшись с Яныком и Майданом, таки и была включена на полную мощность останкинская игла которая 10 летобесчеловечивала украинцев и Украину. Вбивая в мозг. Идею русской земли отобранной шумерами.
И если в 2004 году ни народ ни армия не были психологически готовы к войне и истреблению Украины. То за 10 ть лет пропаганды все уже было готово.
avatar
Ярослав Зіневич, уничижительное отношение было всю историю взаимоотношений рф и укр

Уровни подписки

Стандарт

$ 1,13 в месяц

Подписка

$ 2,26 в месяц
Наверх