Обзор Love, Money, Rock'n'Roll.
ДИСКЛЕЙМЕР: Рецензия написана по заказу и просьбам трудящихся, а также с целью личного волеизъявления автора обзора. Спасибо за чтение.
Любовь, Деньги, Рок-н-ролл, или ЛМР - крайне провокационная новелла всех времён от небезызвестной (во многом благодаря новелле-предшественнице "Бесконечное лето") студии Soviet Games, умудрившейся растерять весь ключевой состав, кроме последнего человека, вышедшая 4 Августа 2022 года. Игра разрабатывалась на протяжении семи лет под довольное урканье всё больше нараставшего кома донатеров и (теперь уже бывших) фанатов тогда ещё невыпущенной игры. Тот самый единственный не выходец, но оставшец студии - т.н Господин Ритан - также сценарист, руководитель проекта, финансовый директор и сын советских эмигрантов и даже бывший обычный японский школьник (С), является именно той персоной, от которого зависела судьба этой визуальной новеллы, что является предметом жарких дискуссий между бывшими фанатами, и теми, кто игру уже дождался и даже распробовал. Да, по этой не то чтобы популярной игре в не то чтобы популярном жанре (всё слишком относительно - скажу я вам!) были споры, была грязь, слёзы и многочисленные истерики.
Про испытавших последнее, с гордостью можно сказать, что они смогли оказаться на месте главного героя этой новеллы - Николая, тяжесть характера (да и его наличие само по себе, впрочем, тоже) которого очень сильно отразилась как на первом, так и на общем впечатлении всех прослоек игроков. В основном, негативно. Проблема наблюдалась в крайне сильном несоответствии между ожиданиями читателей, предыдущим детищем Soviet Games и самой игрой: Всё таки в "Бесконечном Лете" протагонист являлся обезличенными аватаром для более глубокого погружения читателя и его возможность оказаться на месте событий. ЛМР отказалась от подобного, полностью концентрируясь на происходящей истории.
Поэтому - никаких вам кошкодевочек, никакого прямого фансервиса или соответствий человека играющего с главным героем местного романа. Нет. Есть история. Есть главный герой и события, которые происходят с ним. Ни больше, ни меньше.
Уже само это являлось приоритетной целью для всего многообразия существующей критики. Всё таки наученные предыдущим опытом, люди пришли погыгыкать, заромансить очередную (всё таки мы знаем, ради чего играют в новеллы, не так ли?) пассию и с чувством собственного превосходства выйти на хорошую концовку. Или на плохую, но за то пассия всё равно в нас влюблена, а скупую слезу пустить всегда можно. И это самый главный облом.
ЛМР - это именно что история судьбы одного человека, выраженная в формате визуальной новеллы. Человека неограниченного в возможностях, но распущенного, сильного умом, но при этом слабого духом, которому благоволит удача, и которую он насовсем теряет. Это не визуальная новелла в истинном её понимании - выбор здесь есть, и при всей примитивной его реализации он является судьбоносным инструментом для героя. Вы не можете повлиять на Николая напрямую - только направить его в ту сторону, которая кажется вам наиболее благоприятной или интересной. И даже так - подобные выборы происходят уж нечасто, лишь в моменты затишья. Этот грамотный, но неуместный для данного жанра приём оказался ещё одним обломом для рядового игрока.
Николай - устоявшаяся личность со своими проблемами, возрастом и характером. И в напряжённых ситуациях только он (точнее будет сказать, его чувства) решает, как поступить в этой ситуации. Все условия, что влияли, влияют и, возможно продолжат влиять на него - и делают его таким, какой он есть. Что в подобной ситуации может сделать игрок? Только направлять в определённых моментах. Привыкшие к "рутам" недоумённо посмотрят на деление возможных пассий главного героя на две группы. Есть выбор, от которого пойдёт уже дальнейший - с кем останется (или кого предпочтёт, но останется одиноким?) сам Николай? Останется разгребать одни проблемы прошлого, раздираясь между подругой детства и своей бывшей девушкой, или заведёт новые знакомства с малознакомыми девчонками из одной школы, пытаясь разгрести другие? Впрочем, это неважно.
Важно то, что именно девушки являются спасением для главного героя. Да, вот так. Вы, как игрок, выбираете пассию протагонисту, исходя из своих предпочтений. А дальше разбираться, пытаться ужиться и выбирать между выживанием и жизнью приходится герою. Большая часть выборов приходится на первую половину этой предостаточно долгой игры. И если ваше судьбоносная для героя сила не поможет ему - он обречён, сколь бы сильно ему не везло даже в самые трудные моменты, и как бы ни любила его возлюбленная. Ни ваше мнение, ни пассии, ни героя уже не будут никого интересовать.
Ещё одним уникальным сценарным моментом является огромная проработка. В том смысле, что, любой из выбранных путей неминуемо привнесёт свои невзгоды, но также и даст ответы на тайны и проблемы других невыбранных. Главный герой может узнать о девушке с совершенно другой стороны, потому что судьба сложилась иначе, и он не с ней, а с другой. Да и все персонажи ведут себя адекватно: есть события, на которые они реагируют, но и реагируют они также на разную степень вовлечённости и вмешательства протагониста в эти события, порой даже раскрывая свои доселе незамеченные игроком (и Николаем) черты или вовсе скрывавшийся под лживой маской характер. При перепрохождении вы узнаете частичку нового о том, кто представлялся вам по другому. Ну и изрядно натерпитесь самого Николая, который под маской истерика хранит в себе бесценную кладезь интеллекта.
О превосходном визуале, завораживающем и трогательном саундтреке, небольшим сценкам, титрам на два с половиной часа реального времени и говорить не приходится. Всё сделано качественно, а если претензии и есть, то исключительно к вышеперечисленным "обломам". А если суммировать, то это идеальная книга, подаваемая с разных ракурсов и сторон. Сразу видно, на что ушло семь лет разработки. Просто ожидания были не те. Просто попробуйте - и уже смотрите на результат.
Спасибо Ритану.