Теология слабая и «ну очень слабая». Статья 2021 г.
Поскольку речь об изданном материале, а также о мыслях Рудольфа Отто, пост открыт для всех.
Приведу здесь примечательную и иллюстративную мысль Отто в связи с его обсуждением темы предопределения в христианстве, идущей от Павла: «...такое
предопределение поначалу еще не имеет ничего общего с предположением о
«несвободной воле». Чаще оно сочетается как раз со «свободной волей» твари — только тогда предопределение проступает во всей
ясности. «Желай, чего хочешь и можешь, намечай и решай; но выйдет все же так, как должно быть и как определено» — в этом все же, в этом несмотря на свободную волю и выражена суть дела. Вместе со всей своей свободой выбора и действия человек есть ничто в сравнении с вечным могуществом. Оно достигает безмерности именно потому, что по воле Божией все происходит вопреки свободе человеческой воли».
Иными словами, "предопределение" как "не мое определение" не исключает свободы, а скорее предполагает ее. Если только свобода понимается как свобода решать, а не как власть устраивать дела.
предопределение поначалу еще не имеет ничего общего с предположением о
«несвободной воле». Чаще оно сочетается как раз со «свободной волей» твари — только тогда предопределение проступает во всей
ясности. «Желай, чего хочешь и можешь, намечай и решай; но выйдет все же так, как должно быть и как определено» — в этом все же, в этом несмотря на свободную волю и выражена суть дела. Вместе со всей своей свободой выбора и действия человек есть ничто в сравнении с вечным могуществом. Оно достигает безмерности именно потому, что по воле Божией все происходит вопреки свободе человеческой воли».
Иными словами, "предопределение" как "не мое определение" не исключает свободы, а скорее предполагает ее. Если только свобода понимается как свобода решать, а не как власть устраивать дела.