EN
Хроники заката цивилизации
Хроники заката цивилизации
276 subscribers
goals
50 of 50 paid subscribers
Каждый месяц в открытом доступе будет выходить два текста, посвященных истории, политике или моим переводам интересных иностранных публикаций.
1 of 3

Тайная история Красной Шапочки

Сюжет сказки "Красная шапочка" появился в Средних веках во Франции и Италии. Он всем хорошо знаком, но большая часть читателей не задумывается над тем, какой именно скрытый смысл был заложен в сказку ее создателями.
Однако, этот смысл хорошо заметен при историческом анализе текста сказки, чему и будет посвящена эта заметка.
Мать посылает свою дочь "Красную шапочку" к бабушке для того, чтобы отнести ей хлеба и молока. Здесь интересно следующее - бабушка живет отдельно от своей дочери в домике в лесу. Откуда столь странное место проживания? Вот тут тот мы и обнаруживаем информацию, которая наводит нас на след. Во второй половине XII-начале XIII веках юг Франции и север Италии (отметим - именно тот самый регион, где и появилась сказка про Красную шапочку) был охвачен ересью катаров. Вероучение катаров приобрело огромное влияние как в народе, так и среди дворянства, что в итоге повлекло угрозу для католицизма в виде возможного отпадения от веры обширного и богатого региона и для королевства Франции, в виде использования ереси как идеологического обоснования сепаратизма в Лангедоке.
В результате, совместными усилиями Рима и короля Франции был организован Крестовый поход, после которого ересь на юге Франции и в Италии стала подавляться всеми возможными способами. Преследованиями еретиков занимались как католическая инквизиция, так и чиновники назначенные королем, а также сеньоры с севера, получившие пожалования захваченных земель на юге. Чтобы избежать поимки, катарские наставники, известные как совершенные, были вынуждены скрываться в лесах, поблизости от поселений, но вне явной возможности наблюдения со стороны церковных и светских властей. Такая жизнь с одной стороны позволяла быть скрытым от наблюдения а с другой - продолжать пропаганду ереси в народе.
Места проживания совершенных чаще всего были хижины построенные в лесу. Расположения этих домов было хорошо известно катарам, но от католиков тщательно скрывалось. Поскольку в лесу было невозможно заниматься сельским хозяйством, а охота для совершенных была невозможна по религиозным соображениям, то пищей их снабжали сторонники ереси. Очень часто приношения пищи маскировались местными крестьянами от возможной слежки, как передача посылки с едой родственникам в соседней деревне или отцу и старшему брату, находившимся на дальнем поле.
То есть очевидно, что "бабушка" из сказки это совсем не бабушка, а совершенная катаров, которыми, как известно, могли быть и женщины. Не случайно мать обращает особое внимание дочери на опасность ее пути к "бабушке" и настаивает на том, чтобы она не отклонялась от сообщенной ей дороги. Ведь с одной стороны, ее дочь могли выследить, а с другой - дороги к совершенной она скорее всего не знала и была вынуждена идти по маршруту, сообщенному матерью. Можно также предположить, что мать чувствовала, что ее подозревают и за ней ведется наблюдение и поэтому осталась дома, доверив важную миссию дочери, которая как она считала, не привлечет внимания.
Красная шапочка отправляется в путь, и по дороге встречает волка. Тут нам становится ясно, что "волк" это вовсе не волк, а аллегорическое отображение инквизитора, который пользуясь наивностью маленькой девочки выведывает у нее путь к дому совершенной и собирается нанести решительный удар по прибежищу лидера еретиков. Волк-инквизитор успевает к дому совершенной быстрее, чем девочка и по сюжету сказки убивает "бабушку". Далее, что интересно, он не съедает ее (хотя казалось бы именно за этим "волк" и спешил в дом "бабушки"), а готовит из мяса "бабушки" пищу, а из крови - напиток. Когда Красная шапочка приходит, "волк" переодевшись "бабушкой" предлагает ей скушать, то что им приготовлено.
Вот тут мы обнаруживаем еще одно очень сильное свидетельство в пользу нашей версии. Волк дает девочке пищу из мяса "бабушки" и питье из ее крови. Что это как не попытка еретиков опорочить христианское таинство преосуществления вина и хлеба в плоть и кровь Христа? То есть катары - создатели сказки показывают нам как представитель церкви кормит девочку настоящей плотью и кровью. Для еретиков, не признававших таинств христианской церкви, такая жуткая пародия была вполне естественной и очень хорошо укладывалась в концепцию катарской критики католицизма.
Затем следует еще один антикатолический выпад - "волк" предлагает девочке раздеться и лечь с ним в кровать. Чрезвычайно странное предложение, как со стороны бабушки, так и со стороны настоящего волка, объясняется между тем очень просто. Одна из важнейших составляющих катарской критики католицизма, это постоянное обращение внимание на развращенность римской церкви: вот и здесь "волк"-инквизитор показан сластолюбивым педофилом, стремящимся воспользоваться легкой добычей в виде беззащитной девочки, которая фактически уже разоблачена им в сотрудничестве с еретиками. То есть от нее можно требовать всего чего угодно.
После соблазнения Красной шапочки, "волк" планирует "съесть" ее, то есть убить, благо повод для этого у него был. Но проходившие мимо дровосеки услышав странный шум в доме бабушки заходят туда, обнаруживают "волка" и сами убивают его, а Красная шапочка счастливо избегает гибели. Что же это за "дровосеки" вступившиеся за совершенную? А скорее всего это катарские рыцари, которые вплоть до последнего восстания в 1242 г. группировались вокруг Монсегюра и ряда других катарских замков, слушали проповеди совершенных, собирали сторонников и готовились к вооруженному выступлению против власти короля Франции.
При этом, рыцари часто скрывались от слежки под видом людей неблагородного происхождения, в том числе как раз дровосеков. Что в частности позволяло объяснить ношение оружия, необходимого им для "защиты от зверей в лесу". То есть, мы видим, как группа рыцарей-катаров шла к совершенной, которая судя по всему была их духовной наставницей и придя к дому обнаружила, экстраординарную ситуацию. Поняв, что ячейка их тайной организации раскрыта и возможно церковь узнает еще больше, когда допросят других свидетелей, рыцари решают что поздно действовать мирными средствами. Тогда катары убивают инквизитора, заметают следы своего преступления под видом нападения на дом дикого зверя и отпускают девочку, строго запретив ей рассказывать о случившемся.
Ну и напоследок - почему же "Красная шапочка"? Да потому, что красный колпак это с одной стороны, символ множества тайных революционных обществ, бытовавших еще в Средние века, а с другой стороны, широко известный в Европе символ разного рода нечисти - redcap - осуждаемой христианской церковью. То есть "красная шапочка" это символ антицерковных и антикоролевских сил. Такой своеобразный знак для своих, как масонские перстни и тайные знаки. И, отметим еще одну деталь. Красная шапка (красный плащ с капюшоном - как вариант) доступна была не всем, так как краска в Средние века стоила дорого, поэтому одежда социальных низов либо не красилась вовсе, либо красилась в доступные цвета коричневой гаммы. Так что Красная шапочка сама по себе очень не проста...
Такова тайная история "Красной шапочки", которая оказалась не простой сказкой, а зашифрованным уроком для всех сторонников катаров на юге Франции и севере Италии, созданным как учебник конспирации с указаниями на то, что надо делать, чтобы тайная структура еретиков не была раскрыта. Скрывайте информацию пока это возможно, а если кто то из врагов катаров узнал о вашей тайне - убейте его. Вот тайное послание еретиков, пережившее века и превратившееся в популярную сказку для детей младшего возраста.
avatar
Никогда не встречал варианта сказки, где волк готовит что-то из бабушки и предлагает это съесть внучке.
avatar
Ivan Astafyev, в наиболее старых вариантах такое есть
Эта сказка, как и большинство сказок, об инициации девочки. Бабушка - ведьма, поэтому живёт в лесу. Мама отправляет девочку к бабушке, чтобы она тоже стала ведьмой. По дороге девочка встречает волка-оборотня.  Оборотень спрашивает девочку, хочет она идти дорогой булавок или дорогой иголок, то есть стать белошвейкой. В бабушкиной избушке котёнок предупреждает девочку, что еда и питьё приготовлены из плоти и крови бабушки. Если девочка съест и выпьет, то она как бы примет опыт бабушки и сама станет ведьмой. Девочка сбегает и прибегает к реке. Прачки спрашивают, будет ли она прачкой и натягивают мост из простыни. Когда оборотень бежит по простыне, то прачки сбрасывают его в реку. Красной шапочкой девочка не была, это и остальное Шарль Перро придумал, когда никаких катаров уже не было, и осовременил мораль, которую в современных текстах всегда вырезают. Но ваша версия отличная, с фантазией!
Мораль
Детишкам маленьким не без причин
(А уж особенно девицам, красавицам и баловницам),
В пути встречая всяческих мужчин,
Нельзя речей коварных слушать, —
Иначе волк их может скушать.
Сказал я: волк!
Волков не счесть,
Но между ними есть иные
Плуты, настолько продувные,
Что, сладко источая лесть,
Девичью охраняют честь,
Сопутствуют до дома их прогулкам,
Проводят их бай-бай по темным закоулкам…
Но волк, увы, чем кажется скромней,
Тем он всегда лукавей и страшней!

Subscription levels

Спасибо!

$ 1,02 per month
Это простейшая возможность выразить мне благодарность  и поддержку. Также эта подписка даёт возможность читать открытые публикации и увеличивает их число.

Читатель

$ 2,54 per month
Эта подписка открывает доступ к закрытым публикациям. Их количество зависит от числа подписчиков.

Советник

$ 5,1 per month
То же что и уровень ниже, но теперь вы можете писать мне сообщения с предложением тем будущих публикаций. 

Сенатор

$ 10,2 per month
Если вы перешли на этот уровень поддержки, значит вам очень нравится то что я пишу. Обращайтесь - вам доступны особые опции в заказе тем для публикаций.

Меценат

$ 31 per month
Поддержка русской национальной мысли со стороны состоятельных господ. Моя благодарность не знает границ!
Go up