EN
Creative Course
Creative Course
223 subscribers
goals
291.98 of $ 2 141 money raised
Поддержать Creative Course

Как рисовать для топовых издательств со всего мира. Интервью с Ксенией Савва

Наша сегодняшняя гостья работает в одной из самых конкурентных стоковых ниш: рисует милых персонажей. Однако, несмотря на высокую конкуренцию, она не просто нашла себе там местечко, но и выплыла далеко за пределы стоков и работала с гигантами мировой книжной индустрии, такими как Hachette Livre (одно из крупнейших издательств в мире, выпускает миллионные тиражи книг, включая такие хиты, как "Гарри Поттер" и "Сумерки").
Ее книги были представлены на Болонской ярмарке детской книги (Bologna Children's Book Fair) - крупнейшей ярмарке, посвященной детской литературе, где собираются лучшие новинки со всего мира.
И скорее всего, вы ее уже знаете, ведь она вела потоки нашего Pro-качинга и была одним из преподавателей осеннего Creative Camp.
Есть аудио версия этого интервью, для тех, кто любит послушать на фоне за чашечкой какао :) А ниже текст.
Встречайте: Ксения Савва – опытный стокер, путешественница, настоящий гуру милоты и автор нашего нового курса «Милаши и милашки». 
В сегодняшнем интервью Ксюша расскажет о тонкостях работы с  мировыми издательствами и поделится ценными
советами о том, как найти первого заказчика.
Разговор получился длинным и ооочень интересным! Так что устраивайтесь поудобнее и приготовьтесь к увлекательной беседе!
Саша: Привет! Давай начнем) Для тех, кто не
пока не очень знаком с твоим творчеством, расскажи немного о себе и своем опыте. Чем ты занимаешься? И чем интересен аспект работы с издателями?
Ксюша: Я работаю с заказчиками уже 14 лет и 10 лет – со стоками. Начинала я с небольших российских бирж фриланса, затем открыла для себя стоковые сайты) Они затмили всю работу с небольшими
фирмами) Я грузила туда милых персонажей и развивающие игры для детей. И в какой-то момент стоки превратились в своеобразное портфолио, которое начало привлекать заказчиков. Так как в портфель я рисую в одном стиле, потенциальные клиенты сразу понимают, что я могу сделать серию работ, которая будет смотреться цельно.
Сейчас у меня более 13 тысяч иллюстраций в стоковом портфолио, а в работе две книги с издательством Hachette (одно из крупнейших издательств мира, находится в США). Это очень классный и интересный заказчик, о котором я еще расскажу!
Саша: А ты знаешь, сколько уже книг напечатано с твоими работами?
Ксюша: Интересный вопрос, потому что с некоторыми заказчиками ты работаешь, но книг потом не видишь. По моим прикидкам, книг наверное 30-40 точно есть. Некоторые проекты я находила, а некоторые исчезли. Есть также и стоковые покупатели, которые берут на стоках работы сериями и тоже делают книги. А так как информации о том, где будут использованы работы, нет, посчитать их невозможно) В магазинах я находила более пятидесяти книг с моими стоковыми картинками.
Саша: Откуда к тебе приходят заказчики?
Ксюша: В основном они находят меня на стоках, видят стиль, который им нужен, и пишут мне. Я всегда заполняю контакты на стоках. Либо ищут меня по имени и фамилии в соцсетях.
Саша: А ты занимаешься продвижением работ в соцсетях?
Ксюша: К сожалению, я весьма ленивый человек. Хочу заняться нормальным оформлением, например, Behance, вести свой профиль иллюстратора в Instagram (*деятельность Facebook/Instagram в России
запрещена)
, или Cara – появилась такая соцсеть для художников. Но пока получается с переменным успехом. Надеюсь, в ближайшее время я это исправлю)
Саша: Бывало ли, что ты сама писала заказчику?
Ксюша: Было) В самом начале моей карьеры. Особо ничего хорошего из этого не выходило: либо я не подходила под проект, либо они отвечали тишиной. И я предпочитала тратить время на стоки, чем
рассылать письма. Тем более со стоков ко мне приходили интересные проекты, которых хватало и для заработка, и для накопления опыта.
Саша: Какое портфолио ты показываешь заказчику?
Ксюша: На стоках у меня сейчас 13 тысяч работ, выполненных в разных стилях. Когда ко мне обращаются с запросом на сотрудничество, я стараюсь выяснить, что именно их интересует. Они часто скидывают мне примеры желаемого стиля.
К слову, про портфолио один нюанс. Я училась на концепт-арт художника компьютерных игр, и у меня было портфолио на сайте Art station. После прохождения курса я туда выложила работы - всяких брутальных дядек и крутых тетечек... В общем, такие большие работы, которые я неделями рисовала в Фотошопе.
Я выставила эти иллюстрации, и в какой-то момент
мне начали писать сообщения типа: «О, классно! А давай нарисуй мне работу в таком стиле, это же вы нарисовали, давайте мне тоже!». А я поняла, что мне не интересно это рисовать. Я поучилась и выложила картинки типа похвастаться) Но вот заказы такого рода делать просто не хочу. В итоге я удалила со всех сайтов эти изображения, потому что не хочу, чтобы меня с этим стилем ассоциировали. Так что подумайте, что у вас выложено под вашим ником и будьте готовы к тому, что люди, возможно, попросят вас нарисовали то, что вы в итоге совсем и не хотите)
Саша: Вернемся к работе с издательствами. После того, как они тебе написали, что происходит? Как вы договариваетесь о работе?
Ксюша: Обычно большие издательства приглашают на конкретный проект, и у них уже есть свои установленные сроки и прочие условия. А вот небольшие фирмы часто не знают, чего хотят, и выяснение
всех нюансов занимает много времени. Поэтому я, конечно, предпочитаю работать с крупными издательствами.  Например, то самое американское издательство Hachette, о котором я упоминала, сразу написало «Нам надо вот столько картинок, в такие сроки, и вот столько мы платим. Если согласны, пишите ответ». Дальше вы уже или соглашаетесь на их условия, либо отказываетесь, либо что-то корректируете. Например, облегчаете стиль, если их бюджет не соответствует вашим трудозатратам)
Саша: Вы работаете по договору?
Ксюша: Да, после того, как мы обсудили условия, обычно идет подписание договора. У крупных компаний обычно есть свой договор. Важно ОЧЕНЬ внимательно читать вопросы оплаты и спорных ситуаций. Например, у меня был договор (с российским издательством), где я еще 5 лет после завершения проекта несла бы ответственность за любые споры с третьими лицами и должна была бы возмещать все судебные издержки и даже упущенную выгоду! Пункты эти исправить не получилось и сотрудничество не сложилось.
Также важен порядок оплаты. При этом предоплата в работе с издательствами бывает очень редко. Так что я всегда пытаюсь договориться об оплате в два этапа: после утверждения скетчей и после утверждения финальных картинок. В работе с издательствами есть еще такой нюанс, что оплату вы получаете позже в течение месяца или двух после сдачи работы. Это нормальная практика.
Саша: А если заказчик приходит без договора?
Ксюша: Часть заказчиков вообще не интересуется договором. Мы переписываемся по почте и договариваемся по ходу дела) В принципе, их устраивает и мне подходит. Но в таких случаях я стараюсь работать по предоплате, а исходные готовые файлы отправляю только после полной оплаты.
Саша: А бывало ли такое, что приходилось что-то менять в уже заключенном договоре?
Ксюша: В начале моей работы была ситуация, когда мне пришлось перерисовывать иллюстрации практически заново, поскольку я сама себя не обезопасила, невнимательно изучив все условия. Сейчас я стараюсь обозначить этот момент: что после утверждения скетчей изменения могут быть уже только минимальные.  В плане увеличения оплаты заказчики не идут навстречу, когда работа уже идет.
В самом начале я часто промахивалась с обозначением стоимости своей работы, поскольку не могла рассчитать время и злилась на саму себя, и заканчивала проекты в негативе) 
Сейчас, если у заказчика нет предложений, я стараюсь четко расписать: «Скетчи займут столько-то времени, правки к ним - столько, на ободку и цвет я потрачу вот столько. Итого получилось столько-то умножить на такую-то часовую ставку». То есть, в конце заказчик видит из чего складывается стоимость моих иллюстраций.
И здесь я могу поиграть часовой ставкой: например, если заказчик зарубежный, ему можно повыше ценник выставить. Я здесь так рассуждаю: «Уборщица получает 20-30 долларов в час, и ты имеешь право просить больше, ты справишься!» В общем, постоянно с этим приходится бороться, потому как в российских издательствах, как все мы знаем, цены очень печальные, очень. Я знаю, что кому-то везет находить хорошо оплачиваемые заказы, но у меня с российскими издательствами не очень складывается. Поэтому я решила ориентироваться больше на западный рынок.
Саша: Давай теперь вернемся к процессу работы. Я вот пытаюсь составить схему. В начале тебя находят, тебе пишут, что хотят, какие сроки, какие финансы. Дальше идет подписание договора и создание скетчей. Какие еще важные этапы ты можешь выделить?
Ксюша: Первый этап – скетчи. Про них я хочу сказать подробнее, этот этап на самом деле у меня самый любимый. Чаще всего у меня заказывают серию персонажей, и на каждого я стараюсь предоставить два-четыре скетча на выбор заказчику. Если вы представите один скетч, то скорее всего вы потом потонете в правках: заказчику не понравится поза, внешний вид или еще что-то. Поэтому я делаю четыре варианта, например, льва. В разных позах, с разными аксессуарами. И заказчик потом говорит: «Вот отсюда я хочу позу, а отсюда – прическу». Я составляю этакий микс и отправляю вариант)
Саша: Есть ли норматив в количестве правок?
Ксюша: Норматива нет, но в последнее время у меня максимум бывает два этапа правок: то есть заказчик внес изменения, я переделала скетч, и после этого еще что-то чуть-чуть исправили. Здесь очень важен как раз первый этап переговоров. Если сразу в начале вы хорошо договорились, четко утвердили стиль, ссылками друг на друга покидали типа «я вот такое, а вы такое», то и дальше у вас работа идет более-менее нормально.
Честно, уже не помню, когда меня последний раз заваливали правками. Я сразу делаю в стиле, который нужен заказчику)
Саша: Давай вернемся к этапам работы. Вот мы утвердили скетчи, что дальше?
Ксюша:  После этого я приступаю к рисованию лайна. Тут тоже могут быть правки, но они минимальны. Дальше переходим к работе с цветом - моя не самая любимая часть. Здесь я тоже стараюсь предоставить два-три варианта цвета заказчику, чтобы он мог выбрать. Потому что вы, например, выбрали цвет, и он вам кажется удачным, а человеку вообще не понравился. А когда есть несколько вариантов, он может выбрать.
То есть, я стараюсь делать чуть больше работы, чтобы потом не получать кучу правок и не работать в негативе, когда все бесят)
 Если все предыдущие этапы были согласованы и приняты нормально, то на этапе цвета почти нет правок. И дальше уже идет перечисление денег и отправка вами финального файла. Либо вы отправляете файл сначала, а потом мучительно ждете оплаты. Как я уже говорила, в случае работы с издательствами это обычное дело, приходится мириться.
Саша: Бывало, что ты прекращала работу с заказчиком?
Ксюша: Да, особенно в начале, и если не был заключён договор, а была только устная договоренность. Если я понимаю, что контакт никак не идет, то я считаю, лучше потерять деньги и завершить все в начале, чем мучиться месяцами. Кстати, многое сразу понятно по первому письму. С лучшими заказчиками у меня сразу устанавливается контакт.
Саша: А бывало, что с тобой прекращали работу?
Ксюша: Нет)
Саша: Классно! Давай тогда поговорим про стратегию ценообразования? Что ты в нее вкладываешь?
Ксюша: Я стараюсь прописывать, что я делаю: вот столько-то скетчей, столько это занимает времени (я всегда беру его с запасом), и стоимость. И из этого складывается почасовая оплата, которую я
стараюсь поднимать. И ощущение своей ценности очень зависит от
успешных проектов и работы с зарубежными заказчиками. То есть, если с тобой работают мелкие заказчики, у которых маленький бюджет, ты тоже подстраиваешься. Назвать хорошую сумму страшно или неудобно.
А потом приходит какое-нибудь издательство английское и говорит: «Так, я тебе плачу 150 долларов за картинку».
И ты такой: «В смысле? А так можно?»)
Здесь могу рассказать историю про работу с австралийским издательством. Им были нужны обводки по номерам. У меня тогда их было много, и я их делала вручную: то есть я делала контур и подставляла циферки и точечки сама.
И вот меня находит это издательство и просит нарисовать мировые достопримечательности, только номеров будет примерно
тысяча на каждой картинке! Я согласилась и назвала цену типа 15
долларов за картинку, а они мне: «Давайте мы будем платить вам 30!»
И я такая: «Что, правда?») При этом сейчас я понимаю, что надо было
300, а, может, и 500 долларов за эту картинку просить, потому что это
эксклюзивная работа и очень сложная. Тогда муж написал мне скрипт для иллюстратора, который проставляет эти точки и цифры автоматически. Первую картинку я нарисовала вручную, подставляя всю тысячу циферок к точечкам, и это было просто адская работа… На трое суток без отдыха. Сейчас я могу практически автоматически создавать эти картинки.
Саша: Ну вот еще раз для тех, кто совсем не понимает, как высчитать стоимость своего часа. Скажи еще раз, как это сделать?
Ксюша:  Ну, то, что я чаще всего слышала от других иллюстраторов, берешь свои затраты за месяц: аренда, еда и так далее. Потом считаешь, сколько часов в месяц ты можешь работать и делишь цифру затрат на цифру часов. И вот по идее да, это и есть твоя стоимость часа.
Саша: Возвращаемся к заказчикам. Присылают ли они тебе продукты с твоими работами?
Ксюша: Если я в начале договорилась с заказчиком, что хочу получить свои авторские экземпляры, то потом их присылают. А если я прошляпила этот момент, то скорее всего никто ничего не пришлет. И сейчас я стараюсь прописать в договоре, что после печати книги хочу получить копии. Но сейчас есть проблема с пересылкой в Россию. Цифровые копии тоже высылают, если это прописано в договоре. Поэтому если хотите получить экземпляр, обозначьте это заранее. Кстати, некоторые издательства потом присылают ссылки на магазины, где продаются готовые книги или макеты. Их можно сохранить в свою коллекцию, использовать в соцсетях.
Саша: А над чем, кроме книг, приходилось работать?
Ксюша: У меня было несколько заказов на карточные игры. Иногда я рисую картинки, а заказчик уже сам делает серию продуктов: стикеры, раскраски, игры. Также моих персонажей  иногда используют для рекламы. Например, я рисовала гимнасток для «Принцессы спорта» - клуба художественной гимнастики в Беларуси. Они использовали их для оформления буклетов, флаеров, клеили на столбы и даже оформляли ими сцену!
Саша: Из каких стран твои заказчики?
Ксюша: В основном США и Великобритания. Но на самом деле много откуда: был опыт с Израилем, Германией, Австралией.
Саша: Расскажи, как ты получаешь деньги от заказчиков?
Ксюша: У меня открыт счет в одной из стран, близких к России. Туда приходят деньги за проекты, либо идет оплата через Payoneer, но большие заказчики предпочитают именно банковский перевод, ни о каком Payoneer или Paypal они даже слышать не хотят, им нужно все официально. Плюс почти всем нужен оформленный счет на оплату. То есть просто такая табличка в Exсel, где написано, кто заказчик, кто я, что сделала, сколько это стоило и т.д. Что-то вроде нашего счета-фактуры. Без неё они не работают, не отправляют деньги, пока ты её не предоставишь. Также, если заказчик из США, ты еще должен заполнить форму 8W-Ben, которую мы на стоки предоставляем. На самом деле ничего страшного в этом нет. Заказчики обычно сами знают, что им надо.
И вот еще один аспект, который мы не затрагивали, но я хочу о нем сказать. Это язык) Многие, наверное, думают, что я гуру английского, но это не так) Я в основном пользуюсь переводчиком и за это время я научилась составлять разговор простыми фразами. Сначала я на русском пишу текст, потом отправляю его в Google переводчик, а потом - на сайт www.deepl.com Это такой «улучшатель» текстов. Он может предложить текст английский британский или американский, а вы уже сможете выбрать, что подойдет для общения с конкретным заказчиком.
Саша: А ты еще не использовала нейросети для общения с заказчиками?
Ксюша: Нет. Но я сейчас играюсь с мокапами и оформляю проект с гимнастками. Мне, например, нужно сделать макет рекламной листовки, в ней нужно название гимнастического клуба на английском языке. И вот я прошу нейросеть предложить мне 10 вариантов названий школы художественной гимнастики в Нью-Йорке и просто выбираю самый смешной и интересный вариант. Или мне нужно 10 выдуманных адресов, по которым может находиться эта школа, и нейросеть пишет адрес в том формате, который используется обычно в США. Мне остается только это вставить в мокап. И такие вещи стали гораздо веселее и проще с искусственным интеллектом. Раньше мне приходилось мозговой штурм устраивать, чтобы сочинять такие вещи и описания делать.
Саша: А ты можешь вспомнить свой самый интересный заказ?
Ксюша:  Я могу вспомнить свой самый бесячий заказ, который был в самый первый год. Мне нужно было нарисовать иллюстрацию для российского детского садика. Там была идея типа «у Лукоморья дуб зелёный». Я нарисовала большое дерево, очень долго с ним мучилась, наверное, месяц. Ещё и в растровом формате. И вот всё хорошо, всё нарисовали, всё готово, и тут мне заказчик говорит: «Слушай, вот тут вот у нас дупла слева, а давай, когда у нас курсор будет наводиться на дупла, из них будут вылезать детские лица». И вот мне пришлось добавлять лица детей, которые вылезали изнутри при наведении мыши. Вот это какая-то крипота была страшная)
Саша: Интересно, а какой самый денежный?
Ксюша:  Вот самый денежный сейчас у меня идет сейчас с издательством с издательством Hachette.  Я просто была поражена их суммам за небольшое количество картинок и тому, как идёт работа, насколько они восторгаются всеми этапами. Короче, ты прямо себя человеком чувствуешь, и жить хочется, дышать) Я стараюсь понравиться им, чтобы работа продолжилась, потому что очень приятно жить с такими ценами, а не 2000 рублей за разворот.
Саша: А про цифры я тебя могу спросить?
Ксюша: Лучше не надо, потому что, знаешь, это всё тоже сильно зависит от проекта, от количества работы. По российским ценам я не сильно могу что-то сказать, потому что перестала в какой-то момент вообще пытаться договориться, потому что это что-то типа «20 000 за книжку, и все, успокойтесь».
С зарубежными издателями, наверное, от 400 долларов начинается за книгу. Причем эта книга не такая полноцветная с кучей картинок, а это обычно персонаж на странице и ещё какая-нибудь мелочь. То есть это  будет 10 страниц, которые легко можно за неделю нарисовать».
Саша: А есть заказ, о котором ты мечтаешь?
Ксюша: Из издательств мне бы хотелось поработать с английским  издательством Usborne. А сейчас мне бы хотелось каких-то громких имен вроде Disney) Написать им мне страшно)) Постоянно приходится бороться с синдромом самозванца. При таком информационном потоке все равно сравниваешь себя с другими.
Саша: Если вспоминать стоки, то как ты делишь время между стоками и заказчиками?
Ксюша: Заказы однозначно в приоритете. Пока я не сделаю заказ, я не занимаюсь стоками или соцсетями) Я могу работать только над чем-то одним и на другие темы даже не получается думать. В последние годы стоки вообще просели и стали не таким интересным инструментом. И я сейчас хочу больше переключиться на работу с заказами, сделать портфолио и заниматься курсом)
Саша: Какие материалы ты используешь больше всего?
Ксюша: В жизни я больше всего люблю живые материалы: гуашь, маркеры, акварель, у меня с собой пол чемодана блокнотиков). Но пока использовать это получается только для души. Поэтому мои рабочие инструменты это Adobe Illustrator, Photoshop – для скетчей и работы с мокапами, IPad, в котором я рисую скетчи для заказов и часто делаю там часть векторной работы (в Adobe Fresco, Adobe Illustrator). И мой сканер) Объехал со мной половину мира, но пока не пригодился в коммерческой работе)
Саша: Наше интервью близится к завершению. Можешь дать напутствие? Пять советов для тех, кто хочется работать с заказчиками?
Ксюша:
Первое. Будьте вежливыми! Все письма начинайте со «здравствуйте», заканчивайте «с уважением», интересуйтесь, как у них дела, поздравляйте с праздниками, если неподалеку Пасха или День Независимости. Они (*зарубежные компании) на самом деле это любят. 
Второе. Если письмо заказчика вызывает негатив, не отвечайте ему сразу, отложите на полдня. Обдумайте свой ответ, охладите пыл)
Третье. Старайтесь не работать на выходных. Сама все время нарушаю) Но пересильте себя. Уважайте себя и свое время. Заказчик не должен рассчитывать, что вы будете работать на выходных.
Четвертое. Не будьте, как я, ведите соцсети) Показывайте свои проекты, даже выдуманные)
Пятое. Если вы хотите какой-то проект, нарисуйте его для себя!  То есть, например, вы очень хотите нарисовать книжку про русалочек. Нарисуйте хотя бы пару разворотов, оформите их как мокапы, везде покажите, выложите, где можете. Есть большая вероятность, что кому-то понравится, они захотят себе подобное, и закажут у вас книжку на эту тему, в этом стиле или на эту возрастную категорию, которую вы рассчитывали.
Саша: И напоследок блиц-опрос)
Ксюша: Давай-давай)
- Что для тебя творчество?
- Это, наверное, мой ещё один ребёночек. У меня есть дочка, и в какой то момент я поняла, что больше детей, наверное, у меня не будет. И этим следующим ребёнком для меня как раз является творчество и рисование.
- Совет себе восемнадцатилетней.
- Сними каблуки, хватит мучиться! Одевай кроссовки, и все будет хорошо!)
- Главный совет тому, кто хочет найти первого
заказчика.
- Ну, наверное, как я говорила ранее, начинайте показывать то, что у вас есть уже сейчас. Не ждите, что вы сначала сделаете 500 картинок, а потом будете достойны, чтобы это выкладывать. Попытайтесь показывать свои работы миру уже в данный момент! Воспользуйтесь мокапами, натяните картинку на кружку или футболку и посмотрите что будет)
И небольшой бонус))
На этом мы завершим наш разговор и поблагодарим Ксюшу за интересную беседу. 
______________________________________________
Многие уже знакомы с Ксюшей по нашим движухам Proкачинг и Creative Camp. Но для тех, кто знакомится с Ксюшей впервые, рассказываем:
+ Ксюша – опытный иллюстратор, стокер и гуру милоты. Сотрудничала с издательствами со всего света, в том числе из США, Израиля, Австралии, Испании.
+ А также опытная путешественница, любительница блокнотов, карандашей и кистей и подкастов трукрайм)
Подписывайтесь на Ксюшу в соцсетях:
Запрещенная соцсеть @savva_sketch и @savva_illustration
И, конечно, приглашаем на наш совместный с Ксюшей курс «Милаши и милашки», который научит вас поэтапно создавать милых и обаятельных персонажей. Пройти курс можно в любое время https://creativecourse.ru/cute_character

Subscription levels

No subscription levels
Go up