EN
Creative Course
Creative Course
161 subscribers
goals
0 of $ 2 304 money raised
Поддержать Creative Course

Монетизация паттернов

Есть одна ниша на стоках, которая нравится тем, кому по душе
равно медитировать и декорировать.
И это паттерны.
Сегодня мы снова поговорили с известным магистром паттернов
– Аленкой Карабановой. Она уже не раз приоткрывала нам тайны создания
гармоничных узоров, а сегодня расскажет об еще одном весьма интересующем многих
иллюстраторов аспекте: монетизации творчества. Со стороны паттернов,
естественно)
Где, как и кому (и почем, почем?) можно продавать паттерны?
Три способа монетизации
паттернов
Если говорить о способах продать паттерн, то здесь можно
выделить три глобальных «канала сбыта». У каждого из них есть свои достоинства
и недостатки.
1.  Стоки и принтшопы
Для тех, кто не знает, – это площадки, которые продают ваши
иллюстрации (стоки) или товары с вашими иллюстрациями (принтшопы).
Вы как автор получаете за это вознаграждение.
Плюс этого способа в том, что вы отстраняетесь от всех
процессов, связанных с размещением иллюстраций, продажами, поиском клиентов и
т.п. Все это площадка берет на себя. Ваше дело – рисовать и загружать, причем
без всяких условий по срокам.  Допустим,
если в какой-то месяц вы были заняты другими заказами или проектами, можно
ничего туда не отправлять, а если было настроение и время – нарисовали и
отправили хоть 10, хоть 100 картинок.
Еще один плюс – то, что одна картинка может продаваться
сколько угодно раз, и от каждой продажи вы получите свою долю)
Вот паттерн с динозаврами,
который я продаю на разных площадках. Если бы рисовала его
эксклюзивно для заказчика, я бы взяла примерно 35 тысяч рублей. На Spoonflower за покупку
метра обоев с таким рисунком я получу 7-10$. На Маркетшмаркет – за метр
хлопкового сатина – 75 рублей. А продажа по подписке на
стоке Shutterstock принесет чуть меньше одного доллара. Но благодаря тому, что
количество продаж не ограничено, на Shutterstock этот принт принес мне уже
1596$.
Но и минусы у тоже есть.
Во-первых, условия у стоков и принтшопов разные, и надо
внимательно их изучать. Конечно же, основную часть вознаграждения за покупку
забирает себе площадка, а не вы)
Во-вторых, (сейчас это весомый минус), почти все площадки, от которых
можно ждать хорошей отдачи – зарубежные. И сейчас работа для проживающих в РФ с
ними очень ограничена, в том числе из-за трудностей с выводом средств.
Но есть и российские принтшопы, с которыми можно попробовать поработать, чтобы
хотя бы получить об этом представление: МаркетШмаркет, PinkBus, Printdirect,
Maryjane, fun.ru.
Примеры зарубежных стоков и принтшопов: Shutterstock,
Adobestock, GettyImages (стоки), Redbubble, Society6, Spoonflower (принтшопы).
Работа с такими площадками имеет свою специфику, которую
невозможно охватить в нашем разговоре.  Если хотите узнать о работе со стоками больше, приходите на
наш бесплатный курс «Точка взлета».
Также в курсе «Паттерны» продаже паттернов на этих площадках
посвящен отдельный блок.
2. Самостоятельная продажа
паттернов
Те, кому мало только стоков, могут отправиться в моря
свободных продаж. Да, цифровые иллюстрации можно продавать самому и не
делиться прибылью ни с кем (ну, кроме налоговой) 😁
Здесь также есть разные способы.

2.1 Первый  – рисовать для заказчиков по ТЗ.
Здесь вам нужно освоить юридические тонкости работы по
договору и лицензий на изображения. От типа лицензии будет зависеть конечная
цена продажи.
Есть два основных типа
использования вашей работы – эксклюзивное и не эксклюзивное. В первом случае паттерн
может использоваться только одним заказчиком. Для этого используется
исключительная лицензия на покупку. Во втором случае заказчик
также получает свой паттерн, но вы можете также продавать его на других
площадках или как-то еще его использовать по своему усмотрению. Лицензия на
покупку неисключительная. Собственно, от этого будет
напрямую зависеть цена.
Так несложный паттерн на заказ по неисключительной лицензии может стоить 10
тысяч, а по исключительной – все 25, а то и больше.
Если самому разбираться во всех тонкостях лицензий и договоров нет желания или возможности, можно обратиться к юристу в области авторских прав за консультацией. Или вообще - нанять агента)
2.2. Создавать
паттерны, какие душа пожелает, а потом предлагать  готовые паттерны клиентам.
Здесь также можно предлагать как эксклюзивные паттерны
(такая работа стоит дороже, но и ограничения у нее есть – использовать ее может
только один покупатель), так и не эксклюзивные (в том числе те, которые уже
продаются на принтшопах и стоках, или были проданы другому покупателю на не
эксклюзивных условиях).
Плюс в том, что можно дать себе творчески разгуляться:
никаких ограничений и подстроек под вкусы заказчика.
Но  есть и минус: мы
точно не знаем, приглянется ли работа покупателю или нет, а лишь предлагаем ему
поглядеть и подумать.
Также здесь весьма существенен вопрос: если на стоки
покупатели приходят сами, то где нам искать покупателей своих готовых
паттернов?
3. Продажа продукции
Ну и третий путь – когда мы сами создаем не только паттерны,
но и товар с ними. Например, производим платья со своими узорами. Этот путь уже похож на полноценный бизнес, на каждом этапе
которого мы можем привлекать помощников-подрядчиков). И от этого уже будет
зависеть и сложность, и количество затрат, и стоимость конечного товара. Для начала как минимум нам нужно найти компанию, которая
произведет сам материал: бумагу, ткань с нашим паттерном и т.д.
В России достаточно много
фабрик, печатающих паттерны на синтетических тканях, и чуть меньше на
натуральных. Процесс этот достаточно сложен и трудоемок, поэтому натуральные
ткани с принтами будут стоить в разы дороже. Сэкономить можно, печатая крупные
партии. На просторах телеграм можно встретить чатики по совместной печати на
ткани, где дизайнеры в складчину заказывают ткань, чтобы набрать большой тираж
за меньшую цену.
Также есть фабрики, которые могут сразу же отшить серию готовых изделий по
своим лекалам. К примеру, так работает питерский «Кунжут». Однажды я заказывала
небольшую партию платков из шелка армани и отдала их на продажу в магазин.
Дальше  платья мы
можем отшивать сами, а можем только придумать дизайн, а сам отшив заказать в
ателье.  Можем арендовать полку в магазине авторских товаров
(например, Полкиус, ПолкаRoom, Твоя полка, Крафтико) или продавать через
маркетплейсы  – те же Озон и Вайлдбериз.
Но работа с ними так же имеет свою специфику и тут, соответственно, нам опять
нужно решать: будем ли мы осваивать ее сами или наймем менеджера по работе с
маркетплейсами. А можем сами отшить, например, несколько сумок с нашими
паттернами и продать их на ярмарке хенд-мейда.
В общем, в этом варианте все зависит от вашего желания
развернуться🙂
В этом варианте надо
учитывать разные нюансы. Например, то, что вложения потребуются не только на
производство продукции. Аренда полки в магазине или места на ярмарке не
бесплатна для продавцы. Для новичка такие взносы могут быть ощутимы, поэтому
можно снимать место с кем-то в складчину.
А еще я советую начинать с
новогодних маркетов. Они всегда самые прибыльные. Люди идут с хорошим
настроением покупать подарки и с удовольствием берут крафтовые вещи. Хорошую
отдачу мне всегда приносили новогодние открытки
🙂
Где искать клиентов?
«Рисовать что хочешь и продавать паттерны клиентам» – это
звучит здорово! Но где обитают наши клиенты и как их привлечь?
Варианты разные, и их не так мало. Причем пользоваться можно
всеми сразу или для начала сосредоточиться на одном, который приглянется.
1. Можно податься в текстильную студию с ограниченным набором дизайнеров, которые продают уже готовые эксклюзивные паттерны. К примеру, АртЛампа студия текстильного дизайна или Print-a-porter от SolStudio. Отчасти они возьмут на себя продвижение и юридические моменты продажи ваших работ, но все же они потребуют от вас большей активности, чем стоки. Нужно будет и самому продвигать свои паттерны в соцсетях.
https://studiolampa.ru/user/34.html
Портфолио Алены на АртЛампа
2. Развивать соцсети
Многие представители брендов рыщут в поисках исполнителей
или интересных картиночек в соцсетях. Почти у каждого иллюстратора со стажем
есть история о том, как он нарисовал и выставил картинку на свою страницу, а
кто-то захотел ее купить, например, для обложки книги. Или сделал хорошее
предложение по работе.
В общем, вести соцсети надо регулярно.
Каждый раз, когда к вам
приплывает клиент, надо сохранить его контакты, даже если он ничего не купил. Может, вы сумеете сделать ему предложение, от которого невозможно отказаться.
Помимо обычных соцсетей
важно иметь специализированные. Самой популярной площадкой в сфере дизайна, на
мой взгляд, является Behance. Возьмите за правило выкладывать хотя бы один
проект в 1-2 месяца. Еще классно, если проект будет содержать хоть какое-то описание
процесса работы над паттерном, так вы станете ближе к потенциальным заказчикам.
Собственно, почти все
проекты для брендов, которые я делала, я сделала благодаря активности в
соцсетях. Многие заказчики находили меня в запрещенной ныне сети, но многие
приходят и через Behance.
Именно через соцсети ко мне
пришел интересный проект для  LAPA – бренда одежды для животных.
Задумка была такая:
взять за основу народные орнаменты и переосмыслить их на новый лад.
 А потом запустить гулять по этому цветочному разнотравью хвостатых
друзей.
Работа включала в себя
несколько этапов по поиску композиции, подбору цвета и других деталей,
подробнее ее можно прочитать здесь.
В результате получился красивый сказочный  принт для модных выходов наших меньших
братьев🙂
Страница Алены на Behance
3. Коллаборации с брендами.
Многие клиенты были бы рады приобрести ваши работы, если бы они о вас
знали) Так стоит им с этим помочь.
Предлагать свои работы стоит как крупным брендам, так и
локальным.
В сети можно рассылать свое портфолио брендам, которые могут
заинтересоваться паттернами:
-         
бренды одежды и аксессуаров;
-         
бренды домашнего текстиля;
-         
производители упаковки;
-         
производители мебели и штор,
-         
просто текстильные фабрики печатающие и
продающие ткань.
Крупным брендам можно писать в соответствующие отделы,
информация о которых есть на сайтах и в соцсетях. Им хорошо отправлять уже
готовое «коммерческое предложение», но до того, как его отправить, стоит
изучить концепцию бренда, и уже на этой основе создать из своих работ подборку эксклюзивных паттернов, которые могут
хорошо вписаться в эту концепцию.
Можно собрать в ПДФ файлик
свои самые лучшие 6-10 работ разной сложности, приложить ссылочки на соцсети и
Behance, обозначить примерную ценовую шкалу и предложить уже готовые паттерны,
условия сотрудничества (сроки по изготовлению паттернов на заказ, свой
налоговый статус и еще какие-то нюансы) и небольшой текст обоснование, почему
мы хотим сотрудничать именно с этим брендом. Ведь всем приятно чувствовать
адресность предложения.
Иногда, я встречаю на
просторах Интернета вещи с моими паттернами, купленными на стоках. И если мне
нравится товар, то я всегда пишу бренду, что-то наподобие «Я автор этого
принта, и мне очень понравилось, как вы применили мою работу на вашем изделии»
Иногда после нашего общения они присылают мне свой товар или могут сделать
заказ на новый подобный паттерн или перекрас.
Общение - очень важный инструмент в продвижении для художника!
С локальными брендами работа может быть менее формальной, но
не менее увлекательной.
Для поиска локальных
брендов для сотрудничества очень хорошо подходят популярные сейчас ярмарки
хенд-мейда. Там можно посмотреть представленные
товары, и, если повстречаются вещи с паттернами (а они повстречаются), можно
предложить сотрудничество и оставить визитку с ссылками на портфолио.
Собственно, так мы познакомились с  брендом
рюкзаков Марии Синьковой и до сих пор работаем.
Кроме маркетов можно и 
(нужно!) оставлять
свои «визитки» в местах обитания потенциальных клиентов: в арт-пространствах,
воркспейсах, коворкингах, библиотеках, кофейнях.
А еще дарить друзьям. Даже если ваши друзья не связаны с
творческой сферой, в их кругу знакомств может быть кто-то, кто связан. Увидев
вашу симпатичную открыточку с паттерном из космических огурцов, такой человек
скажет: «Ох, какие огурцы! А я ведь как раз открываю бренд товаров для дома!
Именно таких занавесок нам и не хватает! Где взял?»
И вот, у вас уже есть клиент😏
3. Закрытые каналы
Если какая-то база клиентов уже есть, можно создать закрытый
канал или емейл рассылку, где публиковать подборку эксклюзивных паттернов,
свободных для продажи. Информация о таком канале должна быть на видном месте ваших
открытых каналов.
В качестве закрытого канала может выступать личный сайт с
платной подпиской или блог на Бусти, где новинки выходят каждый месяц за
какую-то денежку. Доступ к каналу можно дать как за небольшую плату, так и за
информацию о потенциальном клиенте, который хочет получить доступ.
На этом мы завершим наш
разговор и поблагодарим Алену за интересную беседу. Многие уже знакомы с Аленой
по нашему совместному курсу "Паттерны" и по двум сезонам нашей
движухи Creative Camp.
Но для тех, кто знакомится с Аленой впервые, рассказываем:
+ Алена - человек, влюбленный в паттерны
+ Ведущий преподаватель нашего курса "Паттерны"
+ Хозяйка блога на бусти, в
котором погружается со всеми желающими в композиционные эксперименты с сетками.
+ А также мастерица керамики и любительница горных троп. Спортсменка и просто красавица 🤩
Подписывайтесь на Алену в
соцсетях
Запрещенная соцсеть @alenkakarabanova
И, конечно. приглашаем на
наш совместный с Аленой курс «Паттерны», который научит вас поэтапно создавать
коллекции паттернов и расскажет о том, как их продать. Пройти курс можно в любое
время https://creativecourse.ru/patterns

Subscription levels

No subscription levels
Go up