Обзор книг из шорт-листа Paris Photo–Aperture: продолжение
В первой части обзора мы посмотрели первые 10 книг, вошедших в шорт-лист в категории "Первая книга", и сегодня посмотрим остальные 10. А начнем с книги, комментарий к которой, по моей просьбе, написала Светлана Каверина, визуальная художница и создательница телеграм-канала, посвященного коллекционированию фотокниг. И это "Lay Her Down Upon Her Back" by Róisín White.
Lay Her Down Upon Her Back by Róisín White. Witty Books, Turin, Italy, Design by Tommaso Tanini
Светлана: "В книге Lay Her Down Upon Her Back меня, что бывает не так часто, захватывает и проблематика, и визуальная сторона. Проект рассказывает о проблеме гендерного неравенства, которая затрагивала и затрагивает качество оказываемой женщинам медицинской помощи. В частности, в проекте исследуется так называемое Rest Cure, совершенно живодерская практика 19 века, когда женские «нервы», «истерию» и даже неспособность забеременеть лечили принудительным удерживанием до полугода в постели и изоляции, и кормлением продуктами повышенной жирности. На экскурсе в историю проект не останавливается и справедливо проецирует эти традиции на более поздние и современные нам проблемы с диагностикой женщин, пренебрежением к их реальных жалобам и симптомам.
Мне книга Róisín White напомнила и работы Joanna Piotrowska, и одну из моих любимых книг, которая, кстати, вошла в шорт-лист прошлой Апертуры, - "Hunting in Time", Ronit Porat. Róisín работает с разными медиумами: перформативной фотографией, архивными снимками, рисунками и коллажами. Для меня такая смесь всегда представляет собой особую привлекательность. Художница живет и работает в Дублине, происходит из семьи мультидисциплинарных художников, также в основном работающих с фотографией."
"Into the Quiet and the Light: Water, Life, and Land Loss in South Louisiana" by Virginia Hanusik
"Into the Quiet and the Light: Water, Life, and Land Loss in South Louisiana" by Virginia Hanusik Columbia Books on Architecture and the City, New York, Design by New Information, Dave Yun, and Inyeong Cho
Книга с самым длинным в этом списке названием, которое можно перевести как "В тишине и свете: вода, жизнь и утрата земли в Южной Луизиане".
Aperture: "Into the Quiet and the Light: Water, Life and Land Loss in South Louisiana" рассказывает об истории Южной Луизианы, одновременно наводя на размышления о климатическом кризисе. Черно-белые фотографии Вирджинии Ханусик - это уважительные, богатые деталями документы ландшафта и архитектуры региона. Они дополняют тексты, включающие ее личные записи, а также хор стихов, размышлений и эссе местных писателей, ученых, художников и активистов. Черная твердая обложка привлекательного, скромного размера. Вступительный текст напечатан на медно-коричневой немелованной бумаге, а иллюстрации вклеены на белых мелованных листах меньшего размера. "Размер и дизайн прекрасно работают на общую идею", - отмечает член жюри Нонцикелело Мутити. "Она портативна и доступна, а я считаю, что книги, содержащие подобную информацию, должны быть легко доступны".
Into the Quiet and the Light
"Rotting from Within" by Abdulhamid Kircher Loose Joints Publishing, Marseille, France / London, Design by Loose Joints Studio
"Rotting from Within" by Abdulhamid Kircher. Loose Joints Publishing, Marseille, France / London, Design by Loose Joints Studio
Еще одна непростая семейная история, исследующая отношения сына со своим отцом. Ключевые слова: семья, травма, дневник.
Aperture: "В книге "Гниение изнутри" Абдулхамид Кирхер борется со сложной семейной историей и собственными представлениями о маскулинности. Родившись в Берлине, Кирхер в детстве уехал в США, оставив своего жестокого отца. Только позже, когда ему исполнилось семнадцать лет, он стал больше узнавать о жизни своего отца в Турции и Германии, включая его тюремное заключение. Кирхер начал проводить лето в Берлине, документируя эти новые отношения с отцом и постепенно разочаровываясь в нем. В хронологической последовательности некоторые страницы книги содержат одну фотографию, в то время как на других разворотах помещается до пятнадцати; темп уравновешивает временные разрывы, когда Кирхер покидает Берлин и возвращается на следующий год. Его фотографии остаются заботливыми и наблюдательными, открытыми для понимания разрыва поколений и традиций. Как отмечает член жюри Майкл Фамигетти, "Rotting from Within" - это "захватывающая, дневниковая хроника семьи, в которой переключается красота и травма".
"Lebensborn: Birth Politics in the Third Reich" by Angeniet Berkers
Lebensborn: Birth Politics in the Third Reich by Angeniet Berkers
The Eriskay Connection, Breda, Netherlands, Design by Rob van Hoesel
Недавно на канале Artistbook Юлии Бориссовой вышли обзоры о Paris photo и парижских книжных ярмарках, которыми специально для подписчиков канала поделились две другие русские художницы. И в этих обзорах, в том числе, говорится о роли обложки. Представьте себе бесконечную череду фотокниг - какую из них взять в руки, какую нет? Все посмотреть невозможно. Чтобы принять решение, пусть интуитивное, глазу нужно за что-то зацепиться, и это что-то - всегда обложка. В своем посте под названием "Математика фотокнижных конкурсов" я тоже об этом писал и даже показывал фото с кельнского Dummy Book Award, на котором изображен шопппер с надписью "Always (далее - перечеркнутое слово never) judge a book by it's cover" - "Всегда (никогда) суди книгу по обложке".
Обложка рассматриваемой нами книги совершенно точно из разряда "цепляющих". По крайней мере, я бы мимо не прошел. Вот что пишет о ней Aperture: "Lebensborn: Birth Politics in the Third Reich рассказывает о мрачной истории программы Генриха Гиммлера по созданию "арийской" расы. Введя запреты на контрацепцию и аборты, а также налоговые льготы и стимулы для деторождения, нацисты поощряли немецких граждан иметь как можно больше детей. В конце концов этот план провалился, и они прибегли к похищению тысяч детей из Восточной Европы для "германизации". Lebensborn представляет свободную хронологию этой политики, колеблясь между архивными материалами и собственными фотографиями исторических мест и выживших жертв, которые дают личные свидетельства о травматических и трагических последствиях этого плана. "Этот проект - необходимое напоминание об уязвимости детей во время конфликтов", - считает член жюри Нотсикелело Мутити.
Как и в случае с "Into the Quiet and the Light" - перед нами книга, обильно насыщенная документами и текстами. У меня в этой связи всегда возникает вопрос: насколько это фотокнига, а насколько богато иллюстрированный non-fiction? Но, возможно, в контексте исследуемых авторами тем это не так уж и важно.
"Pictures in My Hand of a Boy I Still Resemble" by Srinivas Kuruganti
Aperture: "В книге Pictures in My Hand of a Boy I Still Resemble " Сринивас Куруганти искусно использует свои воспоминания об ушедшей эпохе. Куруганти приехал в Соединенные Штаты из Индии в 1986 году в качестве студента, и фотографии, сделанные им в последующие годы, - это пропитанное солнцем свидетельство культурной сцены, одновременно диаспорической и явно американской. Скромный мягкий переплет содержит только полноцветные фотографии, которые обеспечивают визуальный барабанный бой - сентиментальный, но экстатический монтаж молодости Куруганти формируется на протяжении почти двухсот страниц. Знакомые лица и пейзажи появляются вновь: стильные мужчины стоят у машины на обочине дороги, опираются на забор на фоне города, позируют перед разбивающимися волнами на пляже. "Интимный формат и стиль снимков - это захватывающая история сообщества друзей, ориентирующихся в американской культуре 1980-х и 90-х годов", - говорит член жюри Майкл Фамигетти."
Мне понравилось выражение "визуальный барабанный бой". Хотелось бы вживую полистать эту книгу, чтобы самому его "услышать". Сам автор родом из Индии, с 1986 по 2013 жил в Нью-Йорке и Лондоне, потом вернулся в Дели. Его книга - это, по сути, визуальный дневник, в котором он документирует первые годы своей жизни в Калифорнии и Нью-Йорке (80-е - 90-е). "Теперь у меня есть десять чемоданов, полных негативов, чтобы показать это", - пишет автор. - "Эта книга написана на основе фотографий первых нескольких лет из моего личного архива." Думаю, нас ждет продолжение.
"Spell, Time, Practice, American, Body" by RaMell Ross
Spell, Time, Practice, American, Body by RaMell Ross MACK, London, Design by Morgan Crowcroft-Brown
Aperture: "Книга художника, режиссера и писателя Рамелла Росса "Spell, Time, Practice, American, Body" представляет его работы вместе с эссе, написанными им самим и другими авторами. Книга переосмысливает визуальные повествования об американском Юге, открываясь кадрами из документального фильма Росса "«Утро, вечер, округ Хейл» и продолжаясь фото- и скульптурными работами. В основе книги, отличающейся тонкой глянцевой черной бумагой, лежит документация смешанного медиа-перформанса Return to Origin, в котором Росс отправился в 59-часовое путешествие внутри морского контейнера. Эта работа - дань уважения Генри Боксу Брауну, который избежал рабства, отправив себя по почте в Филадельфию. "Переплетенная книжными винтами и похожая на рабочий документ, работа вызывает ощущение учебника, бросая вызов и расширяя определение того, чем является и может стать фотография американского Юга, - отмечает член жюри Джеки Бейтс, - постоянно развивающаяся концепция, которая приглашает к переосмыслению и пересмотру".
Добавлю что фильм Росса «Утро, вечер, округ Хейл» был номинирован на премию «Оскар» в 2018г, а авторами текстов, включенных в книгу, является целая команда в лице Рамелл Росс, Трейси К. Смит, Ричарда Маккейба и Скотта Мэтьюса. Понятно, что конкурс, который проводится в Нью-Йорке, просто не мог пройти мимо такой книги.
"Daily Self-Portraits 1972–1973" by Melissa Shook
Daily Self-Portraits 1972–1973 by Melissa Shook
TBW Books, Oakland, California, Design by Paul Schiek
Aperture: "В декабре 1972 года Мелисса Шук (1939-2020) начала проект, в рамках которого она каждый день в течение года фотографировала себя в своей квартире в Нижнем Ист-Сайде в различных позах и состояниях одежды и раздевания. Этот перформанс позволил ей задуматься о своем отношении к памяти и пересекающихся идентичностях женщины, матери и художника. В книге "Ежедневные автопортреты 1972-1973" собрана вся серия работ Шук - откровенный, прозорливый портрет, в котором нет места решающему моменту, а взгляд более длительный, открытый, который извлекает свою силу и пафос через накопление мимолетных жестов и взглядов.
Минималистичный дизайн книги в мягком переплете придает равное значение каждой из 192 черно-белых фотографий. "Это прекрасно изданная книга, выполненная простым, но совершенным способом", - говорит член жюри Анна Планас. "Это важный вклад в историю искусства, но ее изображения также кажутся вполне современными и актуальными сегодня".
Это тот случай, когда я полностью согласен с выбором жюри. Помимо художественной ценности самих фотографий, здесь важно еще понимать контекст. Вот что пишет об этой работе The Nelson-Atkins Museum of Art, организовавший летом этого года выставку работ художницы: "Несмотря на личную интонацию, "Ежедневные автопортреты 1972 - 1973" тесно связаны с темами феминистской художественной практики конца 1960-х и начала 1970-х годов. Во время этого периода, художницы, такие как Eleanor Antin, Hannah Wilke, and Ana Mendieta использовали свои автопортреты для того, чтобы бросить вызов культурно-угнетающим ожиданиям в отношении женского тела. Shook также сделала свои ежедневные автопортреты еще до того, как такие художницы как Cindy Sherman и Francesa Woodman начали фотографировать себя в середине 1970-х. Поставив себя, обнаженную и одетую, в центр своего проекта, Shook использовала фотографию как многогранный инструмент для наблюдения, документации, исполнения и формальных экспериментов. Ее ежедневные автопортреты находятся на переднем крае концептуальных идей, которые питали феминистских художников в этот важный период."
"Wata Na Life" by Ngadi Smart
Wata Na Life by Ngadi Smart Loose Joints Publishing, Marseille, France / London, Design by Loose Joints Studio
Яркая книга, причем во всех смыслах: визуально, концептуально, полиграфически. Напечатана на безупречной Hahnemühle Photo Rag тиражом 50 экземпляров - удивительно мало, учитывая, что это не самиздат (цена продажи, в результате, взлетела до £165.00 - удивительно много). Возможно, такой тираж как-то связан с условиями премии, в которой победил проект Ngadi Smart. Премия называется 2023 Publishing Ecology и организована издательством Loose Joints Publishing совместно с резиденцией Mahler & LeWitt Studios в Сполето для "поддержки и продвижения визуальных нарративов, актуальных для нашего современного момента".
Aperture: "Хотя с первого взгляда об этом и не догадаешься, работа Нгади Смарта "Вата на жизнь" была задумана по заказу, чтобы задокументировать, как глобальный водный кризис влияет на сообщества в Сьерра-Леоне. Перенасыщенные, шипучие фотографии Смарта играют с наслоениями, коллажами и другими средствами постпродакшена, чтобы отрицать этнографические взгляды на бесправие, которые так часто встречаются в изображениях Африки. Вместо этого в изображениях чувствуется живость, духовность и наполненность смыслом.
"Это очень африканская история - о том, как выглядят инновации в моменты кризиса", - отмечает член жюри Нонцикелело Мутити. В плотной картонной обложке фотографии представлены на множестве сложенных листов, прикрепленных степлером к задней обложке. "Сложность фотографий и объекта книги позволяет открывать новые смыслы каждый раз, когда я беру ее в руки", - хвалит Мутити."
"Born from the Same Root" by Tsai Ting Bang
Born from the Same Root by Tsai Ting Bang
Self-published, Taipei, Design by Tsai Ting Bang and Shū Hé Zhì
100% самиздат, двухсоставная структура - все как мы любим. Даже по фото видно, насколько притягательна эта книга тактильно - ее так и хочется взять в руки и полистать.
Aperture: "Работа Tsai Ting Bang"Born from the Same Root" представляет собой трогательный портрет старшего брата художника Хсиена и размышляет об их общей семейной травме. Мальчики росли в разных семьях. В юности Сянь начал страдать от психических расстройств и на три года прервал контакт с семьей. Цай использует эту книгу, чтобы исследовать отчуждение, непонимание и тайну, лежащие в основе их связи, переплетая архивные семейные фотографии и свои собственные нежные портреты Сяна и его повседневной жизни.
"Книга рассказывает простую, но сильную историю и полна прекрасных, неприкрытых моментов", - говорит член жюри Анна Планас. В небольшом по размеру томе использована продуманная двухсторонняя структура, заставляющая читателя переворачивать страницы книги в противоположные стороны, как при открытии ворот. По словам Планаса, "нам понравилось, что дизайн продуманно отражает как отдаленность, так и близость отношений братьев".
"Twana’s Box" by Rawsht Twana
Twana’s Box: The Photographic Life of Twana Abdullah, Kurdistan Region of Iraq, 1974–1992 by Rawsht Twana
Fraglich Publishing, Bregenz, Austria, Design by Stefano Carini and Lukas Birk
Aperture: "Когда Раушт Твана начал сортировать более двадцати тысяч фотографий, сделанных его покойным отцом в Курдистане, в Ираке, в период с 1972 по 1992 год, он знал, что проект будет не просто семейным. "У меня есть личная связь с ними, но их значение, конечно, политическое и историческое", - пишет он в предисловии к книге Twana's Box. Этот обширный архив лежит в основе книги, которая предлагает редкий взгляд на курдские общины в период огромных политических потрясений.
Динамичная компоновка и дизайн книги поддерживают широкий спектр изображенных предметов - от сцен повседневной жизни до официальных портретов, изображений военных операций и т. д. Два эссе открывают том, а серия расширенных подписей добавляет дополнительный контекст. "Twana's Box" - это портрет народа, находящегося в вечном кризисе, который, тем не менее, живет с достоинством и изяществом", - говорит член жюри Негар Азими. Это действительно похоже на вход в архивный ящик с чудесами, в особую вселенную".
Архивный ящик с чудесами - последний в нашем списке книг, вошедших в шорт-лист. Напишите, если есть желание, какие из них привлекли ваше внимание и почему - будет интересно узнать ваше мнение.