Как это сделано? Разговор с художницей Натальей Мадильян. Часть 3: После резиденции
Разворот дамми «Про деревья, насекомых и людей» Натальи Мадильян
Наталья, в предыдущих двух частях нашего диалога (часть 1, часть 2) мы обсудили с тобой то, что предшествовало твоей поездке в резиденцию Reminders Photography Stronghold, а так же детали книжного воркшопа, проходившего в рамках этой резиденции. Подводя итог своего участия в ней, ты произнесла замечательную фразу: «Работа над фотокнигой никогда не заканчивается, ее можно только прекратить». Как ты думаешь, в какой момент ты сможешь позволить себе «прекратить» работу, которую ты начала в Токио?
Я тоже себе задаю подобные вопросы. :) Когда я уезжала из Токио, хотелось забросить эту работу и не возвращаться к ней. Поскольку, когда так интенсивно работаешь и у тебя что-то не складывается, начинаешь злиться, паниковать, упрекать себя в неумении, неспособности найти решение. Думаю, решение заключается в определенной легкости и умении отпускать. Легкости отношения к процессу, принятии своих несовершенств и несовершенства своего произведения. Если я чувствую, что с радостью готова делиться с другими книгой или проектом - значит он, вероятнее всего, завершен. Если я радуюсь и улыбаюсь, листая страницы, и хочу рассказывать эту историю - миссия выполнена. Всё в проекте принято, тревоги смешны, не стоят внимания, и ты совсем про них забываешь. Я сейчас, конечно, не только именно про эту книгу. Потому что вообще-то у меня еще одна книга не завершена. И есть еще книжные планы. Вот такой итог: желаю себе этой легкости и несовершенства! Это не означает отказа от большой интеллектуальной работы, которая очень важна в фотокнижном процессе.
Развороты дамми «Про деревья, насекомых и людей» Натальи Мадильян
Я желаю тебе того же! И очень надеюсь, что мы увидим твои незавершенные книги изданными, если не в этом году, то в следующем. Как ты думаешь, какую из них у тебя получится издать первой? Ты еще не думала над тиражом? В частности, где ты его напечатаешь и на какой бумаге? Ведь не секрет, что выбор бумаги у нас сейчас не столь богатый, как раньше.
Я тоже на это надеюсь и иду к этому! Как шутил, кажется, Жванецкий: не можешь идти, ползи, не можешь ползти - ляг и лежи в нужном направлениии. :) Вот у меня пока что такой подход - лежу в заданном направлении. Бумага - это непростой выбор, пока не нашла для себя решения. Я люблю, чтобы листы были гибкими, трепещущими, но при этом бумага не должна просвечивать. Плюс, я ограничена цифровой печатью, а цифровые типографии принимают далеко не все бумаги. Натуральный цвет предпочтительнее для моего стиля, чем чистый белый.
Разворот зина «Подсосенские тетради» Наталья Мадильян
Недавно я работала с бумагами Вельгия - и это удовольствие. Еще раз убедилась, что люблю тонкие бумаги (мои фавориты были 17 и 40 гр.), и цвет у них очень приятный. Если бы я печатала на офсете… Но цифра или струйный принтер их точно не возьмет. Пухлая бумага, которую мы использовали на воркшопе «Докдокдок» (уже не помню, что это была за бумага), - очень приятная и мне нравится. Но она слишком пухлая! Листы мне кажутся недостаточно подвижными, живыми. Я живу в Ижевске, здесь есть типография «Маршак» и я печатаюсь у них, они занимаются и книгами тоже. Бумагу выбираю в «Береге», у нас есть офис.
Разворот зина «Подсосенские тетради» Наталья Мадильян
Какой из проектов реализуется первым - это будет зависеть не только от меня, но и от внешних откликов со стороны моих друзей, потенциальных партнеров. Может быть, это будет зин «Перламутровый город» - про пуговичную фабрику, которая когда-то, в 1936 году, была открыта в городе, где всегда делали оружие. Пуговицы изготавливали из прудовых ракушек. Через пять лет фабрика закрылась, потому что оружие снова оказалось нужнее. Не знаю, что у меня созреет быстрее. :) Насчет тиража - не думала, но точно до 20 экз.
Если суммировать тот опыт, который ты приобрела в Токио, то что бы ты выделила? Какое влияние, как тебе кажется, он оказал (или
может оказать в дальнейшем) на твою художественную практику?
Вот сейчас надо подумать. Во-первых, мне понравилось международное общение: мы все были очень разные из разных культур, и возможно именно это дало разнообразие итоговых проектов. Хотя схожие темы были. Так, у Ильи была тема ГУЛАГа (он из восточного Берлина, среди его предков были русские), у Ольги - тема депортаций и ГУЛАГа. Ян комментировал, когда переходили от родной темы к другой: «We stay in Russia connection».
Фото: RPS
Еще было несколько семейных проектов. Но все равно итоговые
дамми были очень разными.
дамми были очень разными.
Рабочий стол и книжные дамми Натальи Мадильян. Фото: RPS
Рабочий стол и книжные дамми Jenny Kim. Фото: RPS
Во-вторых, важны детали и важно размышлять, искать, интенсивно думать. Всегда должен быть ответ на вопрос «почему?»: почему такой переплет, такая бумага, такой цвет, почему чб - и так далее. Это, в принципе, не новость - Миша с Феодорой нас учат тому же. :) Hо доходит же не сразу. Где-то на десятый раз: ааа, так вот оно что! Точно! В-третьих, когда идет такая сложная работа в высоком темпе, то ты сам не понимаешь как это происходит - но ты меняешься. И повышается уровень твоих «можностей». Ты можешь больше. То, что казалось чем-то далеким, прекрасным и недостижимым - оказалось возможным. Значит, ты можешь и многое другое!
Разворот дамми «Про деревья, насекомых и людей» Натальи Мадильян
Что бы ты посоветовала визуальным художникам, которые впервые обращаются к книжной форме? Далеко не у всех есть возможность посещать книжные воркшопы за границей, а в нашей стране их проводится крайне мало. Где и как им набираться опыта?
Точно читать твой блог; конечно же, Низина; конечно же, Лера Круглова, Докдокдок, Ирина Тарханова. Из другого: мне нравится работать с материалом. Ты работаешь с бумагой, переплетом, делаешь разные классные блокноты, изучаешь техники - и через руки, через материал к тебе приходят открытия, которые ты потом применишь в книжках. Я в принципе люблю следовать за материалом, мне близок этот подход. Есть практики художников. Например, «Гниги» - самиздат художников-авангардистов начала XX века. Еще классно учиться из будущего: чтобы без ностальгии по самиздату. Или у пчел. Но как - еще не придумала. :) Честно, я не чувствую себя достаточным экспертом, чтобы давать советы.
Точно читать твой блог; конечно же, Низина; конечно же, Лера Круглова, Докдокдок, Ирина Тарханова. Из другого: мне нравится работать с материалом. Ты работаешь с бумагой, переплетом, делаешь разные классные блокноты, изучаешь техники - и через руки, через материал к тебе приходят открытия, которые ты потом применишь в книжках. Я в принципе люблю следовать за материалом, мне близок этот подход. Есть практики художников. Например, «Гниги» - самиздат художников-авангардистов начала XX века. Еще классно учиться из будущего: чтобы без ностальгии по самиздату. Или у пчел. Но как - еще не придумала. :) Честно, я не чувствую себя достаточным экспертом, чтобы давать советы.
Наталья, спасибо тебе за этот разговор! Уверен, что та информация, которой ты поделилась, будет полезна многим художникам, которые работают с книжной формой, а так же вдохновит остальных.
Спасибо большое за твои вопросы! Они помогли мне лучше осознать свой опыт.
*Авторство всех фото и видео материалов (за исключением отмеченных как авторство RPS), принадлежит Наталье Мадильян
Персональный сайт Натальи Мадильян - https://madilyan.ru
Интституции и персоны, упомянутые в ходе интервью:
RPS - Галерея Reminders Photography Stronghold (Токио), в которой проводятся выставки, конференции и воркшопы
Yumi Goto - независимый куратор, редактор, исследователь и консультант в области искусства и документальной фотографии. Соосновательница и редактор Reminders Photography Stronghold Gallery.
Jan Rosseel – бельгийский фотограф. В 2014 вместе с Юми Гото создал мастерскую «Фотокнига как объект», отметившую в этом году свое десятилетие.
Докдокдок – Школа современной фотографии (Санкт-Петербург).
Докдокдок – Школа современной фотографии (Санкт-Петербург).
Феодора Каплан и Михаил Новожилов – основатели и преподаватели школы «Докдокдок»
NIZINA — проект о культуре самиздата в России, который появился в результате самоорганизации двух петербургских художниц Кристины Сергеевой и Кристины Шкилевой.
Фотографика - академия документальной и арт фотографии (Санкт-Петербург)
Ирина Тарханова - художник книги, основательница издательства Barbaris и школы «Лаборатория переплета».
Валерия Круглова - художница, создательница канала-платформы для распространения и архивации зинов и фотокниг «Дзинь», организатор фестиваля самиздата «Жердёла»
Ирина Тарханова - художник книги, основательница издательства Barbaris и школы «Лаборатория переплета».
Валерия Круглова - художница, создательница канала-платформы для распространения и архивации зинов и фотокниг «Дзинь», организатор фестиваля самиздата «Жердёла»