Стекло в стекло pt.4
Это случилось! Мы наконец завершаем наш цикл статей о посуде. Страшно подумать, это уже четвертый материал и, собственно говоря, настойчиво рекомендуем ознакомиться с предыдущими, если вы еще не. Вот ссылочки:
Сегодня у нас особняком стоит wine glass, однако, мы будем рассказывать про этот популярнейший тип посуды в контексте истории стекла в принципе. Они неразрывно связаны, тут по другому никак. Поехали.
Wine Glass
Вино, наряду с пивом, считается одним из древнейших алкогольных напитков в мире, это вечный спор винных энтузиастов и пивных гиков. Про пивные бокалы тоже было бы интересно написать, но, кажется, нам тут не до конца хватает компетентности, хотя, и тут матерые сомелье могут накинуть на вентилятор. Если что, милости просим в комментарии, критику мы любим и ценим.
Еще до изобретения бокалов, хотя бы отдаленно напоминающих нам свои современные образцы, люди находили огромное количество способов для потребления прекрасного напитка. Кубки из обожженной глины, бронзовые кружки, рога животных и так далее и так далее. Касаемо же стекла, нам нужно заглянуть в 3500 г. до нашей эры. Тогда в районе Месопотамии древний человек обнаружил обсидиан, это природное вулканическое стекло. Использовали его для самых разных целей, но, если говорить именно о производстве сосудов, в них хранили масла и косметику.
Первые образцы стеклянной посуды для потребления вина появились в Древнем Египте, случилось это около 1500 г. до нашей эры. Однако, по настоящему функциональным это стекло стало только в в I веке нашей эры. Ремесленникам из Римской империи удалось освоить технику выдувания стекла. Технология была достаточно простой и сосуды получались достаточно неопрятными, а напоминали скорее чашки или мензурки. Отчасти этому способствовало то, что римляне всегда разбавляли вино водой, пить напиток в чистом виде считалось варварством. После падения империи, производство стекла на следующие 10 веков ушло в упадок, преимущественно, в производстве винной посуды использовали серебро.
Наша следующая остановка — Венеция. Именно она стала центром возрождения стекольной промышленности, а началось все в X веке, тогда появился известный всем витраж, широко применяемый в романской и готической архитектуре. К концу XII века правительство приняло закон, обязывающий перенести все производство на остров Мурано, дабы ограничить доступ других мастеров стекла к коммерческой тайне. Сотрудникам было запрещено покидать остров без разрешения правительства, нарушение каралось смертной казнью (!). К 1400-му году начали появляться первые бокалы для вина с привычными нам элементами — чашей, ножкой и основанием.
В стремлении избавить стекло от лишнего цвета, венецианские стеклодувы стали непреднамеренно избавляться от некоторых веществ, отвечающих за прочность. К примеру, известь, которая действует как стабилизатор. Это способствовало тому, что бокалы достаточно быстро портились на открытом воздухе. Появлялись трещины и все такое прочее, как результат, производство венецианского стекла ощутимо сократилось.
Эстафету подхватили англичане, которые создали собственную стекольную промышленность, случилось это уже в XVII веке. Одним из образующих факторов ее успеха стала простая просьба Королевского флота к производителям стекла перестать рубить дубовые рощи для разжигания огня. Деревья требовались для строительства новых кораблей, так что, ремесленникам пришлось изворачиваться.
Решением стало использование угольных печей, которые позволяли достичь более высоких температур, соответственно, бокалы получались более прочными. Моряки и так плотно повлияли на алкогольную индустрию, а тут еще даже косвенно с посудой связаны, кидаем вечный респект.
Важнейшей персоной в изготовлении винных бокалов является англичанин Джордж Равенскрофт, которому поручили придать стеклу более презентабельный вид, читай, сделать его прозрачнее и элегантнее. Кудесник добавил в смесь оксид свинца и кремень, что позволило бокалам походить на хрустальные. Вот так знаменитое венецианское стекло было вытеснено с рынка, отчасти, благодаря всего одному человеку. Кстати, существует мнение, что Равенскрофт обучался своему делу как раз таки в Венеции. Если это правда, то, видимо, глупый закон не помог жадным ребяткам сохранить свои наработки в тайне.
Что касаемо трансформации винного бокала, их средний объем к началу XVIII века составлял всего 80-100 мл (в среднем). Причина проста — не было принято, чтобы бокал стоял на столе. Его вам подносил гарсон, дабы быстренько осушить и поставить обратно на поднос. Тогда же существовал огромный налог на стекло, который также провоцировал производителей делать совсем небольшие образцы посуды для вина. Отменили его только к середине XIX века. Примерно в то же время началась Викторианская эпоха в Англии, когда на столах наконец стала появляться бутылка для вина, соответственно, это послужило началом к окончательной трансформации внешнего вида и, в принципе, роли бокала вина на праздничных застольях. Роль эта заключалась в эстетическом удовольствии и внешнем виде, отображающим статус хозяина. Ну и про функционал, конечно, никто не забывал.
Именно тогда появились прям длинные ножки, позволяющие совсем не касаться чаши и менять температуру напитка. Сами виды посуды стали подбирать под конкретное вино (красное, белое, мускат, десертное и так далее), короче, пошла жара. Эта классификация достойна отдельного материала, так что, мы пожалуй, будем закругляться. Возможно, пригласим кого-то из знакомых сомелье написать для вас базу по современной винной посуде. А наш профиль, все же, коктейли.
Вот и всё, друзья. Всем желаем только элегантных и утонченных винных бокалов в жизни, побольше любимого вина и приятных сопровождений, будь то еда или просто хорошая беседа. До новых встреч.
Stay boozy, stay nerds.