Корабль, который никуда не плывёт
В апреле смотрел художественный фильм “Залп Авроры”, а в рекомендованных до сих пор всплывает документальный фильм про крейсер. 1990-й год. Хорошая по-своему лента, потому что структура и содержание отлично отражают финальный этап заката советской эпохи. Про корабль, находящийся “на острие идеологических разногласий”.
3:00 Бодрое вступление про “начало эры коммунизма”. И тут же: с “несостоявшейся эрой коммунизма нам сегодня всё ясно”. Да и штурма Зимнего не было. А так, захват. Ерунда, короче.
4:20 Интервью с начальником музея “Аврора” - капитаном первого ранга в отставке Г.П. Бартевым. По старой привычке говорят ещё про каких-то там рабочих, которые лили сталь для Авроры. Но это уже атавизм. Очень скоро про рабочих все забудут.
Геннадий Павлович Бартев - настоящий герой. Член ВКПб с 1932 года. Из крестьян, получил образование, прошёл всю войну. Оборона и освобождение Одессы, Севастополя, Кавказа. Участвовал в боевых действиях по освобождению Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии, Чехословакии. День Победы встретил в Вене. Приличный список наград.
В белой и других буржуазных армиях не служил, в плену не был. Беспредельно предан партии Ленина-Сталина. Политрук и отличный пропагандист, как сказано в характеристиках и наградных листах, и в то же время “оглушён при разрыве мины противника и ранен в ногу при перезарядке немецкого маузира”. “Контужен в декабре 1941-го”.
В послевоенное время работал старшим научным сотрудником музея крейсера.
Интересно, что Геннадий Павлович в 1979-м и в 1983-м году выпустил книжку Крейсер "Аврора" (два издания). В соавторстве с Бурковским Борисом Васильевичем. А Борис Васильевич - не менее интересная и героическая личность.
Дворянин. Закончил Высшее военно-морское училище, учился в Военно-морской академии, служил на Авроре, штурман бригады торпедных катеров Черноморского флота, с первого дня на войне, в ходе которой не раз отличился.
В феврале 1945-го года на Ялтинской конференции глав союзных держав был назначен офицером связи на пришедшие в Севастополь американские военные корабли. Должен был постоянно находиться на этих кораблях и общаться с американскими офицерами и с адмиралом (владел английским). Во время Ялтинской конференции танцевал с Катлин Харриман (Kathleen Harriman), дочерью американского посла в Москве. В Ялте, по словам Бурковского, советские моряки обменивались с союзниками сувенирами и безделушками. Все эти три обстоятельства якобы послужили мотивом последующего ареста.
С арестом, правда, органы тянули. После войны Бурковскому присвоено звание капитана второго ранга. В феврале 1949-го года он был назначен начальником отделения службы тыла Черноморского флота. И только к 50-му чекисты разобрались с танцами и безделушками.
Осуждён на 25 лет. Этапирован в Экибастуз, в тот момент лаготделение Степлага. На соседних с Бурковским нарах оказался никому в ту пору не известный будущий нобелевский лауреат Александр Исаевич Солженицын. И который вскоре, если помните, напишет донос на готовящих восстание заключённых, подписавшись псевдонимом “Ветров”.
Позже Бурковский стал прототипом кавторанга Буйновского, одного из героев повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича", за которую тот и был одарён нобелевской.
Летом 1956-го освобождён и реабилитирован с возвращением всех званий и наград. Тут же принят на должность экскурсовода филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора». Солженицын включил его имя в список 257-ми “свидетелей Архипелага”, “чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании этой книги”.
Друг Солженицына, также отбывавший срок в Экибастузе, Дмитрий Панин называл Бурковского человеком глупым и “добровольным рабом сталинской деспотии”.
Бурковский был консультантом при создании мультфильма Аврора 1973-го года, в котором впервые прозвучала песня Владимира Шаинского “Что тебе снится, крейсер Аврора?”
Как причудливо тасуется колода!
5:15 Аккуратные ироничные уколы расставлены по ходу всего фильма: корабль “побывал в разных странах” (с уважением называются страны), “но сигналов к началу революции подавать больше нигде не приходилось”.
5:50 Музыка ещё как в фильме “Кортик” – по привычке. Ещё не все перестроились.
Ещё с уважением говорят о Ленине, о первых декретах революции. Даже как-то дико слушать сегодня.
7:00 Тем не менее ведущая: “декреты оказались обманом”.
Это странно. Декрет о мире принёс мир. “Не получили рабочие ни фабрик, ни заводов”. Рабочие получили и фабрики и заводы – все это было отнято у эксплуататоров, стало общественным достоянием и работало на общее благо, а не на благо отдельных лиц.
“Полным блефом оказался декрет о земле”.
7:49 “Только сейчас решается вопрос о передаче земли крестьянам”. 31 год прошел с момента произнесения этой исторической фразы. Как там крестьяне?
Земля была изъята из общественного пользования, сделалась, как и все при капитализме, товаром, а крестьяне исчезают вместе с деревнями.
8:10 Крейсер же выстрелил случайно? - с надеждой спрашивает журналистка. Но получает отлуп.
То же самое и про холостой выстрел. Журналистка отчаянно ищет, за что бы зацепиться, но Геннадий Павлович говорит, что Ленин и соратники хотели меньше жертв при восстании.
9:48 Тут сравните: Бартев - человек, проживший сложную жизнь и многое повидавший на своём веку, говорит тепло, почти любовно, о том, что кораблю требуется ремонт. Сравнивает его с человеком, одушевляет его. “Корабли, как и люди, стареют”. И ирония журналистки на монтаже про “смертельную болезнь символа революции”, “это показалось мне символичным накануне больших перемен в нашем обществе”. Накануне смены диктатуры пролетариата “на гуманное общество”.
11:54 Интервью с капитаном судна А.А. Юдиным. Ничего особенного про него не нашёл, кроме короткого упоминания о том, как его обрабатывали, впаривая белогвардейские книжонки (помните ролик Франция - Урал?).
19:10 Матросы родом с Украины – здесь очень почётно служить, каждый должен гордиться, на нас смотрит весь мир. Парень из Днепропетровска желает мирного неба над головой.
“Корабль, который никуда не плывёт”.
Весь фильм - высказывание о разочаровании в советской власти, в советском строе. Это ещё умеренно, почти беззлобно, осторожно, даже неумело. Всё ещё впереди. Впереди грандиозная вечеринка на Авроре, сносы памятников на Украине, в России и Казахстане, чудовищное социальное расслоение, то, что нельзя называть, и ещё много чего, что дало и даст нам “гуманистическое общество”.