EN
Аксолот
Аксолот
16 subscribers
goals
6 of 100 paid subscribers
Чем больше подписчиков, тем выше наша мотивация!

Что такое "русский квест" и какой след оставили в истории эти игры?

В выпуске с историей отечественной игровой индустрии мы упомянули жанр «русский квест». Вообще это, конечно, не отдельный жанр, но квесты, которые делали наши разработчики, имели настолько уникальный вайб, что появилось такое вот название.
Да и в комментах многие стали вспоминать квесты своей молодости, так что давайте чуть подробнее посмотрим на то, какой след оставили разработчики русских квестов в истории.
Откуда взялся и как работает «русский квест»?
По сути весь этот жанр (я все-таки буду называть это жанром) был продуктом своего времени. Во-первых, квесты в целом были довольно популярны в 90-х и 2000-х. А во-вторых, делать квесты было довольно дешево и просто.
Возможно когда-нибудь мы расскажем историю этого жанра, а пока что вот вам цитата из википедии, объясняющая, что такое квест:
Приключенческая игра (англ. adventure game) или квест (от англ. quest) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играет решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Такие характерные для других жанров компьютерных игр элементы, как бои, экономическое планирование и задачи, требующие от игрока скорости реакции и быстрых ответных действий, в квестах сведены к минимуму или вовсе отсутствуют.
Ну то есть уже понятно, что в принципе сделать квест куда проще, чем шутер там или стратегию какую-нибудь. Тут требования к графике сильно ниже, физику прорабатывать не надо, геймплей очень простой. Главное — пропиши хороший, интересный сюжет и сделай нетипичные головоломки, чтобы их интересно разгадывать было.
Но это все актуально для сферического квеста в вакууме, а у нас же свой путь, так что отечественные разработчики решали задачу, используя другие инструменты. Вот вам еще цитата, которая отлично описывает, чем русский квест отличается от всех остальных.
Русский квест — распространённое по всему бывшему Варшавскому договору явление. Нет, русский квест — это не просто квест, сделанный в России. За пределами страны происхождения русские (польские, болгарские, чешские…) квесты малоизвестны.
Рецепт русского квеста стандартный. Берут широко известного в отдельной стране героя. Помещают в комичную ситуацию. Добавляют кучу отсылок на всё вокруг. Разрабатывают предельно дёшево, и графика обычно трэшовая, багов полно, а сюжет — аттракцион, ведущий от одного гэга к другому. Логика головоломок зачастую сумасшедшая.
Ну короче вы поняли, вместо продуманного сюжета у нас решили делать рофло-трэш, построенный на отсылках и самых простых шутках. Иногда это получалось терпимо, а иногда уровень кринжа и трэша переходил все границы, хотя даже такие квесты имели свой прикол и могли казаться неплохими.
Плюс квесты работали почти на любом калькуляторе. Системные требования у таких игр были низкие, а значит кто угодно на каком угодно железе мог запустить очередной шедевр игроделов. Такая доступность очевидно повышала продажи, да и способствовала любви аудитории, все-таки далеко не у всех в 90-х и 2000-х были деньги на хорошее железо.
Вообще причин для появления этого уникального жанра было много. Сюда же можно записать и полную свободу в вопросе авторских прав. Если сделать игру про известного западного персонажа, то можно и пиздюлей получить, а если клепать квесты про Петьку и Василия Ивановича, то порой вообще не понятно, есть ли у кого-то права на этих персонажей или это народный фольклор. А даже если права и были, никто за ними не следил, так что можно было не опасаться судов.
Также одну из важных ролей играл русский язык. Западные игры не всегда хорошо переводили, а английский not really easy to understand, так что квесты полностью на русском языке выигрывали конкуренцию.
Короче, чтобы не ходить вокруг да около, вот вам несколько ярких примеров русских квестов, которые остались в памяти олдовых геймеров и в целом стали визитной карточкой этого жанра. Сразу предупреждаю, если тут не будет вашего любимого квеста или вообще любого квеста, который вы помните, то это лишь потому, что все не вспомнить и не описать. Можете в комментах рассказать, что мы забыли.
Петька и Василий Иванович
Про этого представителя жанра говорили в выпуске про игровую индустрию. На данный момент в серии насчитывается 9 частей и 3 ремастера. Последняя часть под названием «Петька 9: Пролетарский гламурЪ» вышла в 2009 году.
Если кто не в курсе (хотя я хз, как можно быть не в курсе), Петька и Василий Иванович Чапаев это герои кучи анекдотов. Очевидно, пройти мимо такого столпа современного фольклора было нельзя, так что из героев анекдотов их превратили в героев игр.
Собственно, эти квесты полностью соответствуют описанию, которое я давал выше. Назвать серию основоположником жанра нельзя, но главным популяризатором точно можно. Именно квесты про Петьку и Василия Ивановича стали первой визитной карточкой всего жанра.
Сейчас в них можно поиграть не только на ПК, но и на телефоне. 11 сентября 2014 года первая игра серии была портирована на Android устройства. Вторая часть была портирована на iOS 28 мая 2015 года, и на Android 20 августа. Если еще не знакомы с этими шедеврами своей эпохи, то рекомендую познакомиться. Всерьез, конечно, вас вряд ли затянет, но по приколу пройти можно.
Ядерный титбит
А вот и еще одна легенда жанра. Скажу честно, я сам в титбит не играл, но глядя на него сейчас, понимаю, за что его полюбили. Первая часть вышла 21 февраля 2003 года, а 31 августа 2006 года вышел сиквел.
Сюжет у первой части такой:
Главный герой Антон отправляется в Санкт-Петербург развлечься, для этого он направляется в бар «Сумерки человечества». На следующий день он приходит в себя раздетым на скамейке во дворе дома. Пробуждение сопровождалось галлюцинациями, вызванными наркотиком «Ядерный Титбит». Отыскав свою одежду, Антон решает заняться поиском производителей «Ядерного Титбита», захлестнувшего город, с целью их остановить.
Вся игра наполнена трэшем. Все от диалогов и персонажей до саунда и локаций сделано максимально ебанутым. По ходу игры можно, например, встретить Достоевского, который стал сатанистом. Собственно, за все это игру и полюбили. Атмосфера Питера, локации, созданные с любовью к деталям (ну насколько это возможно в рамках квеста), колоритные персонажи и все остальное не оставляли людей равнодушными. Кто-то считал «Ядерный титбит» идиотизмом и высером, а кто-то наоборот говорил, что это шедевр и легенда. Главное, что мимо не проходил никто.
А вторая часть стала идейным продолжателем первой, как и положено. Если честно, я даже не уверен, что ее сюжет не нарушает никаких современных законов, потому что звучит он примерно так:
Действие игры разворачиваются в 2010 году. Молодые люди нетрадиционной сексуальной ориентации захватили власть в Москве. Главными запретами стали программирование, секс с женщинами и употребление пива. Оппозицией выступают ФСБ, байкеры и футбольные хулиганы, однако они не добиваются результатов.
Внезапно Москву разрушает стометровый механический заяц, управляемый Дьяволом, переехавшим из Преисподней из-за повышения платы за аренду. Подмосковные поля покрылись радиоактивной крапивой. Аббат Нимало начал откладывать деньги на Пресвятую Боеголовку.
Главная героиня — сестра Антона Творога Стася, которой нужно срочно выбраться из города, пока власть не утилизировала всех женщин.
Это я даже комментировать не буду. Кажется разработчики первой части употребляли какой-то свой ядерный титбит и писали сценарий сиквела под его воздействием.
Братья Пилоты
Еще одна легендарная серия квестов от отечественных разработчиков. Мне почему-то казалось, что сюжеты и персонажи здесь были наименее трэшовыми из всех популярных русских квестов, но может моя память меня обманывает.
Для начала небольшая справка:
Бра́тья Пило́ты (Шеф и Колле́га) — вымышленные персонажи, созданные известным советским и российским детским писателем Эдуардом Успенским; частные сыщики.
Шеф и Коллега являются своеобразной пародией на Шерлока Холмса и его коллегу доктора Ватсона.
Всего вышло 8 игр про данных персонажей, но 2 из них были аркадами, а вот остальные уже квестами. Первая часть релизнулась 22 сентября 1997 года, а последняя на данный момент 27 января 2006.
Игр в жанре «русский квест» было огромное множество. Их делали и очень трэшовыми, как тот же «Ядерный титбит» и более адекватными даже по популярным произведениям типа «12 стульев» или «ДМБ». Можете в комментах написать, во что играли, и что запомнилось больше всего.
В итоге «русский квест» как и квесты в целом ушел в историю. Сам жанр был продуктом своего времени, как я уже говорил, так что чем дальше, тем сильнее менялась игровая индустрия и желания самих игроков. От классических квестом осталось много элементов в различных жанрах, но квесты в чистом виде сейчас можно встретить разве что на мобилках.

Subscription levels

Респект

$ 1,16 per month
Всего за соточку в месяц вы будете получать крутые материалы к нашим выпускам. Статьи, подборки, иногда даже дополнительные эпизоды подкаста!
+ chat
Go up