EN
Незабытое Наследие
Незабытое Наследие
15 subscribers
goals
4 of 1 222 paid subscribers
Подписчики на Boosty помогут на создать устойчивую базу для дальнейшего развития и реализации проектов.

о фильме "Рой" по мотивам романа "Рой"

В 1987-м году Алексеев Сергей Трофимович за роман «Рой» получает премию ВЦСПС и Союза Писателей СССР. А уже через три года по мотивам романа снимается двухсерийный фильм. Во главе проекта встаёт Владимир Хотиненко. Адаптировать художественную работу из деревенской прозы в кинодраму помогают Валерий Залотуха и Виолетта Седова.
«Страданью в семье не учили. Его было слишком много, большого и маленького, но на всех поровну, как хлеба. И состраданью не учили, ибо, хлебнув первого, невозможно было не изведать второго». 
(Сергей Алексеев. Рой)
рецензия «КиноНытика»:
«В 1990 году режиссер Владимир Хотиненко снял один из лучших своих фильмов – «Рой» по роману Сергея Алексеева.
Это история деревенской семьи Заварзиных, которая переселилась в Сибирь в 1909 году, где основала пасеку. События в фильме развиваются в конце 1980-х годов. В деревне живут дед, отец и три сына. У каждого из них – своя судьба, и их жизнь напоминает пчелиный рой.
Стоит сказать, прежде чем оценить фильм, что все снятые на Свердловской киностудии фильмы Владимира Хотиненко отличаются самобытностью, поэтичностью, интересным сюжетом. Это не конвейер, не конъюнктура, а настоящее искусство.
Хотиненко очень точно отразил гнетущую атмосферу позднего советского периода, собственно, когда и был снят этот фильм. Режиссер хорошо чувствовал то время, когда рушились идеалы, и приближалось время краха большой империи.
Теперь у членов одной семьи нет общей цели, и каждый вновь пытается обрести ее, хотя смысл жизни у каждого свой. В этой семье есть два светлых человека, которые способны радоваться жизни, идти вперед ради блага всех, кто рядом. Именно на них обрушиваются беда, драма.
Фильм очень искренний, жизненный. Это и есть настоящее кино, которое время от времени хочется пересматривать. Есть в нем очевидная аллегория, когда рой пчел сравнивается с родом человеческим. Клещ поражает пчел, а на семью Заварзиных обрушиваются несчастья». (источник)
(Свердловская киностудия, 1990 год, 148 минут). Авторы сценария Владимир Хотиненко, Виолетта Седова, Валерий Залотуха. Режиссер Владимир Хотиненко, оператор Евгений Гребнев, композитор Борис Петров. В ролях: Иван Агафонов, Виктор Смирнов, Борис Галкин, Владимир Ильин, Сергей Паршин, Наталья Куркина)
По материалам статьи -"Рой": 30 лет спустя
Тридцать лет назад у нас произошло без преувеличения знаменательное событие, о котором хотелось бы вспомнить. 24.08.2019 | Наталья Иванова, Сельская правда
Летом 1989 года в Зырянском районе снимали художественный фильм "Рой" по одноименному роману нашего земляка - писателя Сергея Трофимовича Алексеева. Ни до, ни после художественные фильмы у нас не снимались, да и других писателей масштаба Сергея Алексеева тоже пока нет...
Судьбе было так угодно, что одним из первых моих журналистских материалов, опубликованных на страницах "Сельской правды", было интервью с Сергеем Алексеевым. Начинающая журналистка беседует с известным писателем, было, отчего заволноваться! Разговор получился в том числе и о последнем его романе "Рой", который я тогда только что прочла в "Роман-газете". А летом следующего 1989 года стало известно, что по роману будут снимать художественный фильм, да ни где-нибудь, а у нас в районе! Вскоре прибыла и съемочная группа Свердловской киностудии во главе с режиссером Владимиром Хотиненко, известным на тот период своими фильмами "Один и без оружия", "Зеркало для героя". Это потом Хотиненко снимет "Мусульманина", "72 метра", "1612", телесериалы “Достоевский” и "Бесы" и станет всемирно знаменитым режиссером, обладателем многочисленных кинематографических премий и наград!
Сначала съемочная группа остановилась в Окунееве, позже перебралась в Зырянку. Съемки проходили на месте бывшего села Торбыкова, на Красноярском Рейде. Когда съемочная группа перебралась в райцентр, помню, мне дали редакционное задание взять интервью у Владимира Хотиненко. Я отправилась я в гостиницу "Чулым", так она тогда называлась, где и поселилась киногруппа, но режиссера в номере не было. Мне сказали, что он вместе с оператором ушел на стадион играть в теннис. На пустом районном стадионе Хотиненко с Евгением Гребневым увлеченно отбивали подачи. Разговаривали мы между таймами. Владимир Иванович рассказал, как он случайно обнаружил забытый кем-то в самолете журнал "Наш современник" с романом "Рой", увлекся чтением, и вскоре решил снять по нему фильм, Сергей Алексеев был не против экранизации своего произведения.
Для съемок фильма искали детей. Одним из главных героев романа и одноименного фильма являлся Тимофей Заварзин, у которого было шестеро маленьких детей - все дочки. По сюжету романа и фильма Тимофея, инспектора рыбнадзора, вместе с женой Валентиной убивают браконьеры. Дети остаются сиротами. Так вот дочек Тимофея в фильме сыграли наши зырянские ребятишки. На роли утвердили Лену Прибыткову, Таню Охотину, Наташу Буйневич, Алену Ермоленко, Олесю Алексееву и Машу Белоусову. Мама Елены Прибытковой - Людмила Николаевна вспоминает:
Дочке Лене тогда было всего три годика. Моя свекровь Тамара Артемовна где-то услышала, что для съемок фильма ищут белокурых детей, и говорит мне: "Может, нашу Ленку возьмут?". Я серьезно к этому не отнеслась, а она все-таки сводила Лену на пробы. И к нашему удивлению нашу трехлетнюю дочурку утвердили на роль! В Зырянке снимали только одну сцену, о том, как после гибели Тимофея и Валентины детей везут на катере. Остальные съемки проходили зимой в Свердловске. Нам купили билеты на поезд, и сразу после встречи нового 1990 года мы отправились в Свердловск. Тут уж я сама с Леной поехала, другие родители тоже. Съемки были павильонные. Снимали сцену в доме Заварзиных. Нам было все интересно. Лена, конечно, ничего не помнит, но мы семьей много раз просматривали "Рой", дочке было интересно на себя маленькую посмотреть, и нам с мужем тоже. От съемок фильма остались фотографии и сценарий, который нам подарили на прощание...
"Рой" Сергея Алексеева - это роман-предчувствие, там во всем чувствуется тревога, предчувствие беды. Многие из нас тогда, на рубеже 1989-1990 годов, живя в сибирской глубинке, этой самой тревоги и не ощущали вовсе, а между тем, до краха СССР оставалось совсем немного...
Основную концепцию романа режиссер Владимир Хотиненко сохранил, но, разумеется, внес и свое видение, потому как кино - это не иллюстрация литературного произведения, а совсем другой вид искусства. В финале картины появилась сцена массовой драки жителей Стремянки и Яранки, для усмирения которых вызвали не только милицию, но и солдат. Она - в духе времени, сказал тогда в интервью Владимир Хотиненко. Для участия в съемках фильма киногруппа пригласила владельцев авто- и мототранспорта, объявление было опубликовано в нашей "Сельской правде". Платили по тем временам неплохо - за автомашину - 25 рублей, за мотоцикл - 15 рублей за один день съемок. Для съемок самой большой массовой сцены возле кийского моста пригласили зырянских милиционеров и молодых парней. Помню, один мой одноклассник восхищался тем, что после участия в съемках массовой сцены была возможность лично познакомиться с кумиром юности - актером Борисом Галкиным, в молодости снявшимся в фильмах "В зоне особого внимания" и "Ответный ход", где он играл офицера ВДВ. У Владимира Хотиненко в фильме "Рой" Борис Галкин сыграл одного из братьев - Виктора Заварзина. Это не первый их совместный фильм. В "Рое" также снимался Владимир Ильин, на тот момент известный широкому кругу зрителей по фильмам "Время летать", "Авария - дочь мента" и другим.
А главное - та самая массовая финальная сцена снималась на берегу Кии, на деревянном мосту, который, правда, находился тогда выше по течению. На этом самом мосту милиционеры перегородили дорогу парням, идущим стенка на стенку. В сотрудниках милиции вполне узнаваемы милиционеры Зырянского РОВД. А еще в фильме есть такая фраза про окунеевский мост, ее произносит дурачок Артюша: "Вот опять мост строят. Каждый год новый. Не надоедает. Чего проще, тоннель бы прорыли, и половодья б не боялись…".
Фильм "Рой" вышел на экраны в 1990 году, но в прокате не имел кассового успеха. Однако режиссер считает его удачей в своем творчестве. После премьерного показа в кинотеатре "Радуга", помнится, многие зрители уходили разочарованные: ожидали художественный фильм про родную деревню, а тут ничего непонятно. Местная природа в картине была, конечно, узнаваема, а вот философский смысл фильма рядовому зрителю был не очень понятен. Мне кажется, "Рой" стоит посмотреть еще раз, сейчас, спустя тридцать лет, и тогда станет очевидным, насколько писатель и режиссер чувствовали перелом эпох, предвидели те события, которые всем нам предстояло пережить в 90-е годы. А еще в киноленте навсегда останутся те завораживающей красоты кийские берега и тот самый деревянный мост через своенравную речку…
Из интервью Владимира Хотиненко Российской газете

«Так что - да, я фаталист. Как-то показывал в Канаде "Мусульманина", и одна журналистка ужаснулась, когда я ответил ей словами Чичибабина из фильма "Макаров": "Мук не принявший вовек не спасется". Я бы очень хотел, чтобы Россия была безопасной, чистой, счастливой, но не вижу к этому предпосылок. Этого нет и в ее истории. Бывало чуть лучше, чуть хуже, но общий контекст оставался тем же. Может, знание, которое мы обретем в этих муках, и есть самое высокое и ценное. И я не думаю, что это плохо. Это плохо, пока мы отбываем свой срок человеческий, а он короток. Но коли ты веришь в жизнь бесконечную, жизнь после смерти, нужно к ней готовиться. И России, наверное, выпала такая судьба - через страдания. Она очень велика: море добра - но и море зла. И мощный разряд между этими полюсами.
Наше сознание болтается между величием и самоуничижением, никак не найдем баланс между гордыней и простым человеческим достоинством».

Subscription levels

Миф Атлантиды

$ 2,1 per month
Поддержать нашу работу

Сияние Шамбалы

$ 4,2 per month
Поддержать нашу работу

Сила Асгарда

$ 21 per month
Поддержать нашу работу

Град Китеж

$ 84 per month
Поддержать нашу работу

Солнце Аркаима

$ 126 per month
Поддержать нашу работу

Искатель Беловодья

$ 231 per month
Поддержать нашу работу

Исследователь Гипербореи

$ 461 per month
Поддержать нашу работу

Хранитель Подземелий Урала

$ 1 402 per month
Поддержать нашу работу
Go up