EN
Алиса Апрелева
Алиса Апрелева
110 subscribers
goals
35 of 42 paid subscribers
Когда "Лёгкую подписку" оформят 42 человека, я проведу бесплатный вебинар-консультацию с ответами на ваши вопросы :) - Алиса

Звукотерапия. Есть ли в научном мире такое понятие?

В феврале Валерия задала мне очень сложный в своей простоте вопрос: Есть ли в науке понятие "звукотерапия"?
Ниже – мой ответ на него. Если вам есть что добавить, оставляйте комментарии. Если вы хотите, чтобы я ответила на ваш вопрос в апреле 2023, вы можете задать его здесь до 31 марта.
Долго подбиралась к этому посту. В первую очередь, потому, что я не эксперт в этой области. Казалось бы, очень близкие сферы – музыкальная терапия и звукотерапия. Но, на самом деле, спрашивать музыкального терапевта о звукотерапии – это примерно как спрашивать эрготерапевта об остеопатии. Это две сферы, которые отчасти пересекаются, но работают с разными целями и применяют разные методы.
Думаю, ни у кого нет сомнения в том, что звук влияет на живые организмы. Впрочем, не только на организмы – здесь можно вспомнить эксперименты с водой доктора Масару Эмото и способность оперных див разбивать бокалы голосом (если хотите научиться, вам сюда). Но сейчас – про организмы.
Обычно это описывают загадочным словом «вибрации». Звуковым вибрациям, в строго научном значении этих слов, посвящён журнал «Journal of Sound and Vibration». Там много полезного, в том числе вот эта статья об уровне
шума в неонатальных отделениях
 или рецензия на книгу советского инженера
о стереоскопическом звуке в широкоэкранных кинотеатрах. О звукотерапии упоминаний нет.
Но о «вибрациях» мы все, безусловно, слышали. И не раз испытывали их воздействие на себе. Сравните хотя бы звук концертной арфы на близком (неоркестровом) расстоянии и, ну, например, бензопилы. Разные же «вибрации»? Хотя и на пиле можно очень красиво сыграть, при желании.
Я позволю себе вольность предположить, что музыкальные «вибрации», в физическом смысле, это – сумма таких характеристик звука, как
- частота, или высота (высокий, низкий, ультразвук, инфразвук и т.д., подробнее здесь),
- тембр, или характерная «окраска» звука (то, чем звук трубы отличается от звука кларнета, например, подробнее здесь),
интенсивность, или громкость (подробнее здесь).
Но все мы – так же, опытным путём – знаем, что звуки с одними и теми же характеристиками частота-тембр-интенсивность могут вызывать разные реакции у разных людей. У кого-то всё внутри переворачивается от звуков аккодеона. В хорошем смысле.  А у кого-то тоже переворачивается, и от того же аккодеона – но уже в плохом смысле: звук воспринимается как неприятный, слишком резкий.
Я часто привожу в пример флейту-пимак. Это деревянная флейта североамериканских коренных народов, «флейта любви» (вот здесь можно послушать) - флейта с благородным, «округлым», тёплым звуком. Большинству
моих клиентов, пациентов, слушателей этот звук (в сочетании, конечно, с определённой модальностью и фразеологией моей игры) позволяет погрузиться в расслабленное, полумедитативное состояния, иногда – отвлечься от боли и даже уснуть.
Но в моей практике были случаи, когда человеку этот звук был неприятен физиологически (как правило, это дети дошкольного и младшего школьного возраста) либо психологически (часто это люди, которые сдерживают в себе «трудные» эмоции, переживания – грусть, боль, горе, потерю). Всё это – при тех же модальности и фразеологии музыки. Поэтому всегда, прежде чем начать играть на этой флейте для пациента в первый раз, я говорю, что он может остановить меня в любое момент, если звук окажется неприятен.
Но это мой – музыкотерапевтический, клиентоцентрированный и целеориентированный – подход к работе со звуком.
А что же такое звукотерапия? Она отличается от музыкальной терапии?
Да. Музыкальная терапия и звукотерапия - это совсем не одно и то же.
Попытаюсь обобщить своё – максимально непредвзятое, но сильно ограниченное моей неэкспертностью в звукотерапии – понимание этого отличия.
#1 Формальное (академическое) отличие
Музыкальная терапия – это отдельная специальность, вспомогательная профессия здравоохранения. Музыкальный терапевт использует музыку и её элементы для того, чтобы улучшить здоровье и качество жизни своих клиентов. Всё это – в рамках терапевтических отношений. Которые могут выглядеть по-разному в разных ситуациях, но без которых музыкальная терапия не будет терапией. То есть если человек на аутическом спектре будет себе ежедневно включать музыку Моцарта, терапевтический эффект, возможно, и будет иметь место, но музыкальной терапией это точно не будет.
Звукотерапия – это метод терапии (именно так определяет звукотерапию, например, Британская Академия Звукотерапии), способ работы с клиентами, сумма знаний и навыков терапевтического использования звука. Отдельной специальностью, профессией звукотерапия не является.
#2 Отличие по способу и «материалу» / «среде» воздействия
Музыкальная терапия использует все составляющие музыки (в том числе, например, мелодию, ритм, целые музыкальные произведения, написание песен, активную совместную импровизацию с клиентом и т.д.) для работы с клиентом над целями терапии. Используются абсолютно любые музыкальные инструменты – от концертных и этнических до самодельных, в том
числе голос, тело (телесная перкуссия), электронные инструменты (напимер, Garage Band) и музыка в записи (я регуляно пользуюсь на работе волшебным сочетанием YouTube + iPhone). Про инструменты подробнее здесь и здесь.
Звукотерапия  использует преимущественно не музыкальные, а физико-акустические параметры звука (частота, тембр, интенсивность) для воздействия на клиента. В звукотерапии чаще всего используются гималайские («тибетские») и кристаллические «поющие чаши» разного диаметра, гонги, камертоны, колокольчики, иногда – монокорд и голосовое «тонирование».
Считается, что «каждый инструмент особо воздействует на человека» (любого человека). В этом, кстати, звукотерапия пересекается с антропософским взглядом на музыкальную терапию.
#3 Отличие по целям воздействия
Музыкальный терапевт работает с целями клиента из всех шести сфер здоровья человека: физической, эмоциональной, когнитивной, коммуникативной, социальной, духовной (подробнее здесь). То есть, например, может помочь школьнику с особенностями здоровья освоить базовые
математические навыки. Или «разработать» руку человеку после инсульта. Или
помочь женщине расслабиться или войти в ритм во время естественных родов. Или позволить человеку с депрессией невербально описать сложные чувства и таким образом прожить горе. Для всего этого будут запланированы особые (около)музыкальные активности.
Звукотерапевт работает, как правило, с релаксацией, энергией (энергичностью – наверное, так правильнее), в зажимами в теле, иногда с болью. Та же Британская Академия Звукотерапии предлагает ещё и «холистический инсайт» как результат терапевтического процесса в некоторых случаях – но, похоже, в этом случае процесс уже выходит за рамки собственно физико-акустического, «вибрационного» воздействия, а значит, приближается к музыкальной терапии (и здесь встаёт вопрос о квалификациях ведущего: способен ли непрофессионал справиться, например, с раскрытой в процессе «инсайта» травмой не навредив клиенту?).
Перекрёстки музыкальной терапии и звукотерапии
Если цель терапии – релаксация, музыкальный терапевт часто будет действовать практически неотличимо от звукотерапевта. Возможно, даже будет использовать «поющие чаши» – если этот звук приятен клиенту и, действительно, вызывает в нём эффект релаксации (выше я писала про флейту – там тот же принцип).
При этом музыкальный терапевт многие взаимодействия будет проводить «экологичнее»: будет лучше соблюдать личные границы клиента; возможно, будет более чутко отслеживать минимальные реакции клиента – и предлагать модификации соответственно; как любой (нормальный) представитель системы здравоохранения, будет соблюдать конфиденциальность и этические
нормы общения. «Заковыряет», если «расковырял» (простите :)).
С другой стороны, в зависимости от обучения, практики, чуткости, начитанности звукотерапевта, у него могут быть уникальные экспертные знания из области именно звукового, «вибрационного» воздействия на физиологию и психологию человека. Например, знания о разных частотах электрической активности мозга человека (альфа, бета, гамма, дельта и тета волны - фото ниже оттуда же) и точном звуковом воздействии для практического манипулирования этими волнами в терапевтических целях. Или хорошее понимание того, как «работают» бинауральные ритмы.  Это я теоретизирую (именно потому, что это не
моя сфера специализации: звукотерапевты, жду вас в комментариях!).
И что же получается?
Получается, что музыкальный терапевт – это профессионал и при этом специалист более «широкого профиля», чем звукотерапевт (работает с большим спектром клиентов, больше сфер применения,
больше методов, больше инструментов).
А звукотерапевт – это эксперт-практик более узкой специализации, но имеющий более глубокие знания и навыки именно о физико-акустическом
воздействии звука на человека.
В чём-то сферы их работы совпадают. Они могут учиться друг у друга секретам мастерства. При этом музыкальная терапия обладает большим весом в мире науки, образования, здравоохранения в силу наличия профессиональных стандартов, этики, системы образования, системной исследовательской
работы.
Непонятки (совсем личное, ненаучное, не читайте)
Что меня лично смущает методе звукотерапии – это нередко встречающаяся непререкаемая уверенность последователей метода в том, что «вот этот конкретный звук» влияет на человека «именно вот так». А если не влияет или влияет не так – значит, что-то не так с самим человеком.
Когда я занималась проектом МузТерапевт.Ру, я нередко оказывалась буквально атакована звукотерапевтами на разных тематических конференциях. Они практически сразу доставали чаши, раскладывали их на столах во время кофе-паузы и начинали мне демонстрировать их целебные свойства.
Я человек любопытный и доброжелательный, но у меня очень личные отношения с миром звуков. Во-первых, я очень хорошо слышу. Не гиперакусис, но близко к тому. Во-вторых, высокие частоты вызывают во мне слуховую усталость, а часто – физическую боль. Из-за этого, например, я совсем
не могу слушать некоторые металлические и рок-группы (хотя, в целом, люблю «тяжёлую» музыку), некоторые скрипичные произведения и – высокочастотные чаши, била, колокола и т.п.. Мне просто физически больно. В моменте и позже.
От звукотерапевтов я (с перекошенным от боли лицом) слушала лекции о том, что «если слушать больно, значит, нарушена психика или соматика» - и нужно продолжать слушать именно эти частоты для того, чтобы эти нарушения исправить. Как музыкальному терапевту, мне такой подход кажется неправильным. И вообще, я против пыток.
Я понимаю, что звукотерапевты бывают разные. Однажды мне посчастливилось побывать на мастерском сеансе групповой звукотерапии (чаши, гонги), котоый я с благоданостью вспоминаю до сих пор. Кажется, звукотерапия – поле специализации не менее разнородное, чем поле музыкальной терапии. И, как и во всём, много зависит от мастера.
И о науке
Научных исследований в области звукотерапии практически нет. Если искать (именно научные, это важно!) исследования по словам “sound therapy”, находятся преимущественно статьи о лечении тиннитуса (звона или шума в ушах) и гиперакусиса (повышенной чувствительности к звуковым стимулам).
Это объяснимо: научные исследования, как правило, связаны с академическим, вузовским профессом, с грантами на исследования в медицине и образовании. Поскольку вузовского образования в области звукотерапии нет, исследований практически не появляется. Те, что находятся, - это, как правило, исследования психологов, музыкальных терапевтов, неврологов, музыкальных теоретиков об авторском или очень узком методе, протоколе, процедуре, цели.
Почитать можно здесь, здесь и здесь.
Интересно, что многие ненаучные, медийные источники используют понятия «sound therapy» (звукотерапия) и «music therapy» (музыкальная терапия) взаимозаменяемо. Это – некорректно. Говорю как представитель Всемирной Федерации Музыкальной Терапии :)
Тем, кто интересуется звукотерапией, могу порекомендовать искать инфомацию не только по словам «sound therapy», но и по словам «sound healing» («звуковое целительство») или «audio therapy» («аудиотерапия»).
Вот, например, замечательный обзорный экспертный текст: “What is sound healing?” . Можно скачать полный текст на английском – и воспользоваться автопереводчиком. Вот здесь предлагают обучение звукоцелительским практикам. Вот сайт Американской Академии Звукового Целительства, Метафизики и Музыки (почему в этой сфере только "академии", интересно?). А вот - очень красивый сайт Международной Академии (!) Звуковых Целителей.
Если вы специалист в области звукотерапии и хотите (цивилизованно) поправить меня, добавить информацию или предложить дискуссию – буду рада вашим комментариям!
Пока писала этот пост, поняла, что хочу ещё подробно разобрать с «эффект Моцарта», метод Томатиса, «вокалотерапию» (много раз обсуждали, но хочется ещё) и опыты Масару Эмото. И про волновую активность мозга написать. И про воздействие музыки на животных.
Но я помню, что самый актуальный запрос ваш – это, по-прежнему, неврологическая музыкальная терапия. Поэтому в ближайшее время будет продолжение серии "НМТ "на пальцах"", aka "Музыка и мозг".
СПАСИБО за то, что поддерживаете этот блог. Подписывайтесь, читайте, делитесь. Любая поддержка помогает мне продолжать эту работу! 
Удобный навигатор по блогу – во вкладке «Об авторе».
ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ОБ АВТОРСКИХ ПРАВАХ. Цитировать можно - но только с активными ссылками и указанием авторства. Спасибо.
avatar
Спасибо Алиса! Кажется я ждала этого поста всю свою жизньHeart
avatar
Marina Po, ну, надо же! Но тема очень сложная и "наэлектризованная", это правда. Простых ответов нет.
Спасибо большое за донат.
Alisa Apreleva, PhD, MT-BC, NMT, донаты кстати доступны только с сайта. приложение они наконец-то сделали, но донаты с него недоступны
avatar
Спасибо, Алиса! Очень интересно и как всегда профессионально
avatar
Алиса! Спасибо преогромное!!! Это не просто ответ, это целое исследование, это действительно гипертекст с массой полезных ссылок! Я давно задавалась этими вопросами. Твоё видение как специалиста, "с высоты", так сказать, очень помогло разложить по полочкам эту тему! Особенно было важно про МТ - специальность и профессия, а ЗТ - метод терапии, способ работы... Я уверена, что многим этот текст поможет пролить свет на ряд вопросов и даже разобраться в себе в плане профессиональной самоидентификации. Всё это было очень важно, потому что популярность ЗТ в моём окружении растёт в прогресии и даже опережает МТ.  Назрела необходимость  отделять одно от другого и в то же время хочется брать от каждого метода только пользу. Спасибо большое за твой труд!
avatar
Валерия Чубат, спасибо за такое интересное "задание" :) Мне и самой было важно разобраться.
avatar
Спасибо! Я тоже очень ждала этот пост

Subscription levels

Лёгкая подписка

$ 8,4 per month
Ежемесячная подписка на блог с полезными материалами по музыкальной терапии, нейромузыкологии, психологии музыки от Алисы Апрелевой.
Закрытая группа поддержки в Телеграм.
Частичный бесплатный доступ к материалам курсов "Целеориентированная музыкальная терапия", "Навыки Терапевтического Общения" и материалам новых курсов.
Бережно модерируемое сообщество единомышленников.
Go up