Монолог о DLC и модах на игры
В этой статье я хотел бы поговорить не об одной конкретной видеоигре, а об играх в целом. На создание этой статьи меня вдохновил мой товарищ, который категорически не принимает моды в играх, да и к DLC относится настороженно. Я не столь категоричен в этом отношении, но и бездумно скачивать и ставить все подряд не рвусь. Сразу оговорюсь, что я не пытаюсь никому навязать свою точку зрения, просто ее излагаю и надеюсь узнать ваше отношение по данной теме в комментариях. Прежде всего, прошу обратить внимание, что видеоигры могут быть разной степени проработанности, а какие-то и вовсе в стадии раннего доступа или тестирования, что несомненно будет влиять на ассортимент модов и DLC. В приведенных ниже примерах я постараюсь показать эту разницу.
Начнем с DLC - это загружаемый контент, предоставляемый разработчиком игры за дополнительную цену. Я бы разделил их на две категории: косметические и геймплейные. Конечно бывает какой то смешанный контент, но как два экстремума их можно взять за основу. К косметическим DLC я отношусь довольно прохладно, особенно, когда разработчик штампует конвейером только такие DLC. Создается впечатление, что игра вроде бы и развивается, и регулярно поддерживается, но никакого разнообразия геймплея. В качестве примера могу привести игру Hunt Showdown.
Просто шкурки на куклу персонажа и модели оружия. Не спорю, нарисовано в большинстве очень красиво, но как-то бросаться деньгами в монитор вообще не побуждает. Несколько похожая ситуация с игрой Dead by Daylight, но там у маньяков есть хоть какое-то геймплейное разнообразие, а наличие некоторой кастомизации доступно и за внутриигровую валюту. Есть в этом правиле некоторые исключения, например я с большим интересом смотрю на косметические DLC в Cities: Skylines или в ANNO 1800, меня эти игры сами отчасти интересуют косметической составляющей, но это вкусовщина.
Далее рассмотрим геймплейные DLC: их бы я дополнительно разделил на две категории. К первой относятся DLC добавляющие игровой контент, никак не влияющий на оригинальную (ванильную) часть игры. Для меня это, своего рода, игра в игре: она может быть очень удачной, а может и не очень. Такое DLC может более подробно описывать какие-то события основного сюжета, например DLC Joe's Adventures для Mafia II, описывающее жизнь Джо Барбаро в период, когда Вито Скалета сидел в тюрьме. Бывает контент, который опирается на сюжет основной игры, при этом повествует о каких-то новых событиях, не связанных или слабо связанных с основной линией сюжета, например DLC для Metro Exodus или FrostPunk.
И третий вариант, когда DLC вообще рассказывает какую то новую историю, никак не связывая ее с основной сюжетной линией. Вот это уже классическая игра в игре, разве что в том же игровом мире. В пример могу привести дополнение Tales from the far territory для игры The Long Dark.
Вторая категория геймплейных DLC не добавляет, а расширяет игровой контент. Часто разработчики их предлагают комплектом в виде Season Pass (не путать с Battle Pass). Обычно в такое дополнение невозможно играть отдельно, требуется переигрывать основную игру, но уже с расширенным контентом и новыми механиками. Не всем такой подход нравится, но я наоборот являюсь большим поклонником именно таких DLC. Они добавляют в оригинал игры больше реиграбельности. Наиболее яркими для меня примерами такого подхода к выпуску DLC является уже упомянутая ANNO 1800, а также OverCooked и MechWarrior 5 Mercenaries.
Теперь поговорим о модах, эти расширения и дополнения производятся сторонними энтузиастами, часто не имеющими отношения к разработчику. Чаще всего они бесплатны для использования, могут быть указаны реквизиты разработчиков модификаций, для желающих поддержать их чеканной монетой.
В играх, где присутствует соревновательный геймплей, можно встретить моды, дающие некоторые преимущества перед соперником, не имеющим подобных модов. Такие моды называют читами, зачастую авторы таких модификаций просят копеечку за использование, а разработчики игр стараются вести с ними борьбу. Сам я такого рода расширения осуждаю, особенно в соревновательных играх, если матчмейкер сводит меня с игроками, имеющими запредельный для меня навык игры, я скорее расстанусь с самой игрой, чем прибегну к такому методу.
Но существуют и вполне себе полезные и безобидные моды, как и DLC их тоже можно разделить на косметические и геймплейные. И если с косметическими все более менее понятно - это вкусовщина, то вот среди геймплейных встречаются такие модификации, которые расширяют игру не хуже чем официальные DLC. К примеру интерфейсные моды, очень повышающие комфорт игры, яркий пример - модификации для игры Don't Starve Together, где долгое время даже официальной поддержки русского языка не было. Среди них есть конечно и совсем читерные, но многие игроки просто используют расширения интерфейса, добавляющие игре комфорта, рейтинг мастерской steam это наглядно показывает.
Но наиболее ошеломляюще на меня влияют модификации, полностью преобразующие игровой геймплей. Может это не всегда получается удачно, но осознание проделанной энтузиастами работы вызывает уважение. Причем я даже не знаю, каким еще другим способом можно внести подобный функционал в игры. Делать это при помощи DLC на мой взгляд нецелесообразно. Сейчас наоборот стараются все оказуаливать, упрощать. Добавление более сложных аспектов в игру ради 1% желающих, сделает геймплей неиграбельным для остальных 99%. Понимаю, что из моего текстового объяснения мало что понятно, поясню на примере одной из моих любимых игр Battletech 2018 и мода RogueTech. У вселенной БТ очень богатый ЛОР, уходящий еще во времена настолок, но комьюнити этой вселенной, особенно в пространстве СНГ, не очень многочисленно (относительно конечно). Поскольку человек, купивший игру, желающий просто походить и посражаться на огромных пилотируемых шагоходах может ЛоРа вселенной не знать, да в общем-то и не обязан, то нет причины перегружать его совсем уж сложными механиками. Вот пример интерфейса оснащения меха в оригинале игры.
Для человека, со вселенной БТ знакомого шапочно, или не знакомого вовсе этого более чем достаточно, а дальше, если он вдруг проникнется ЛоРом или уже изначально ветеран, то ему таких возможностей оснащения окажется мало. И здесь на помощь тому самому 1% игроков приходит мод RogueTech, вот пример того же интерфейса оснащения с модом.
Как видите, разница весьма существенна, и если дать такой функционал новичку, он просто не сможет в это играть, а вот человек осведомленный будет несказанно рад такой функциональности, а ведь мод расширяет не только кастомизацию, но и другие аспекты игры. Еще один пример - это модификация Neurotrauma для игры Barotrauma - существенно расширяющий возможности и усложняющий игру медику, но здесь я как раз тот самый новичок из большинства, от медицины далекий и такие сложности мне не нужны.
Расскажите, использовали ли вы подобные моды или DLC, значительно расширяющие геймплей, и в каких играх? Мне будет очень интересно.