Творец или воришка?
Многие люди не понимают тонкую грань между копированием и вдохновением в творчестве. Так, рано или поздно, любой художник начинает задаваться извечным вопросом:
Где граница, между использованием иллюстрации как референса, и ее копированием или воровством?
Давайте быстренько разберемся, тут все просто. Но для начала, важные обозначения. Рассматриваем термины в значении творческой арт-индустрии:
• Авторское право - это юридическая защита права автора на свою работу и полное распоряжение ей;
• Плагиат - это присвоение чужой работы или идеи без указания авторства;
• Воровство - это использование или присвоение чужой работы без разрешения автора;
• Копирка - это точное воспроизведение чужой работы без изменений;
• Вдохновение - это творческий импульс, полученный от внешнего источника, побуждающий к созданию новой работы;
• Референс - это пример, который используется для создания собственной работы;
А теперь выведем общий тезис, объясняющий разницу между воровством и заимствованием через вдохновение:
Копирование или воровство иллюстрации - это явное повторение чужой работы без изменений или с незначительными изменениями в ней. Использование иллюстрации в качестве референса и вдохновения- это взятие идеи / элементов / стиля работы для создания чего-то нового и оригинального.
Обращаю внимание, что «/» здесь обозначает «ИЛИ»!
Чтобы лучше нащупать уровень заимствования чужой работы в своем арте, вы можете проанализировать его, задав себе ряд вопросов:
1. Насколько сильно моя работапохожа на чужую?
2. Сколько элементов чужой работы(композиция, палитра, идея, детали) я использовал в своем арте?
3. Насколько сильно я переработал изначальный референс?
4. Добавил ли я в работу что-то свое?
5. Можно ли узнать источник вдохновения, посмотрев на мою работу?
6. Как бы я отреагировал, если бы кто-то другой сделал то же самое с моей работой?
Если отвечая на эти вопросы, вы почувствовали, что под ложечкой засосало - советую пересмотреть свое понимание слов «референс» и «вдохновение».
Плагиат и воровство - это плохо, но вот признание своих ошибок - это хорошо! Каждый художник начинает свою карьеру с копирования, потому что, чтобы начать создавать что-то свое, вы должны набраться опыта и заработать насмотренность. Это естественная часть обучения, за которую вам не должно быть стыдно. Главное, чтобы художник понимал, почему он делает то или иное действие. Отдавайте себе отчет в том, где заканчивается чужая работа и начинается ваша оригинальная идея.
Чтобы случайно не своровать работу и использовать ее именно как референс, следуйте следующим пунктам, которые, по-сути, являются ответом на вопросы, что вы задавали себе ранее:
1. Анализируйте главные элементы выбранной работы. Разберите ее на ключевые составляющие (композиция, цветовая палитра, шейдинг, динамика, идея, стиль) и поймите как именно работают эти элементы вместе, создавая желаемый эффект;
2. Не копируйте, переделывайте. Вдохновляйтесь конкретным аспектами работы, но не повторяйте их напрямую.
4. Комбинируйте референсы. Опирайтесь сразу на несколько работ, комбинируя между собой отдельные элементы каждой. Это поможет вам создать что-то новое;
5. Добавьте что-то свое. Привнесение своего секретного ингредиента обязательно сделает вашу работу уникальной. Это может быть ваш индивидуальный стиль, идея, техника исполнения или что-то другое;
6. Изучайте и учитесь. Референсы для этого и нужны. Это учебный материал для развития навыков, а не для прямого заимствования;
7. Жулик, не воруй! Будьте честны и не отрицайте факт использования референсов, если вас об этом спрашивают. Указание источников может помочь другим творцам!
Покажу вам для примера свою работу с референсами. За основу возьмем обои для телефона, которые я рисовала на сентябрь. На картинке все расписано:
С каждого подобранного изображения взят лишь один или два элемента, которые я использую уже в своей работе. Цветовая палитра, композиция, идея заднего плана, вдохновение, шутка, фрагмент предмета - все это конструктор, части которого, проходя через творческую голову, собираются в нечто новое и совершенно непредсказуемое!
А самое интересно, что эти элементы могут быть одни и те же, но вот заменив главное (голову творца), результат предугадать будет невозможно, потому что он всегда будет новым и уникальным!
Я придерживаюсь мнения, что все давно уже придумано, а нам с вами остается лишь воссоздавать нечто, интерпретируя материал из прошлого через призму настоящего. Звучит мудрено, но по факту - очень просто.
Не бойтесь придумывать и творить, главное верьте в свои возможности и силы. Реально.