Что такое насмотренность? Откуда ее брать?
Все вокруг говорят, что необходимо вырабатывать насмотренность, повышать свой визуальный кругозор, но, блин, что это такое вообще? Что насматривать-то?
Пару лет назад, когда я услышала этот совет, я вообще ничего не поняла. Слово насмотренность поняла, а дальше что с этим делать - не ясно. Именитые фотографы, режиссеры, операторы говорили: изучайте хорошее кино (например), и вы тоже прокачаете свой визуальный язык. Звучит вроде просто, но встал вопрос - а куда смотреть-то? Что изучать? Чувствовала себя дурой на выставке современного искусства, где все охают и ахают от мастерских мазков художника, а я такая: ну да, наверно красиво (раз вы все так говорите), не знаю..может быть. Где тут буфет?
Сейчас я хочу попробовать сократить вам этот тернистый путь глубокого понимания слова насмотренность и попробую объяснить на что смотреть и что анализировать. И раз уж я чаще всего говорю о кино, то про него и продолжу говорить.
Несколько лет назад я могла по десятку раз пересматривать один и тот же фильм, но совершенно не понимала, что в нем такого красивого, о чем все говорят. Для меня красивыми были совсем уж очевидные вещи, которые не заметить мог только слепой, типа прекрасная природа и великолепные костюмы. И проблема была в том, что я пыталась целиком охватить произведение, но все равно ни черта не понимала, и только потом до меня дошло, что в каждом кино есть свои элементы:
-Композиция кадра
-Цвет
-Свет
-Монтаж
-Окружающее пространство
-Музыка
-Сама идея картины/отдельного эпизода
И каждый из этих элементов должен раскрывать картину еще больше, то есть помогать понять зрителю основную идею фильма. И если начать понемногу по отдельности вникать (хотя бы теоретически) в каждую из этих частей, изучать основные принципы построения, как они воздействуют на зрителя, какой смысл закладывается в тот или иной прием, то тогда кинокартины начнут совсем по-другому смотреться.
Например, если вы углубитесь в изучение психологии цвета, то посмотрев на этот кадр из Малифисенты вы поймете, что зеленый здесь обозначает далеко не природу и умиротворение (как мы привыкли думать о нем), а колдовство и магию.
И в следующий раз, когда вы захотите снять свой ролик, в котором вдруг захотите обыграть тему зла, колдовства или магии (или токсичности, тоже подойдет), то сразу вспомните про этот ядовито-зеленый цвет, про зеленые языки пламени, и у вас сразу начнутся рождаться свои идеи как это можно воплотить в своем видео.
И в своем МК Свет.Кинорилс, я давала напутствие - изучайте качественное кино, мультфильмы, сериалы, чтобы не зацикливаться на какой-то одной постановке света. Вы уже и так знаете базовые принципы по работе со светом, вы можете выставлять красивый свет у себя в роликах, теперь остается только наращивать визуальный банк идей. И этот банк и есть - насмотренность.
Насмотренность - это не про посмотреть, запомнить все до мельчайших деталей, а потом скопировать. Это про то, как замечать все эти элементы по отдельности, объединять их, комбинировать, смешивать и превращать в свои видеошедевры. Увеличивая насмотренность - увеличивается возможность одну скромную (или великую) идею снять десятками разных способов, выбирать свои способы донесения информация, а самое главное - быть разным, потому что обладая большИм багажом насмотренности можно не зависать в каком-то одном формате видео, а придумывать свои уникальные, неповторимые форматы.