EN
Your Music Castle
Your Music Castle
12 subscribers
goals
0 of $ 55 money raised
Админу на жизнь

John Coltrane - A Love Supreme (1965)

Альманах "1001 альбом". №53.
Modal Jazz, Post-Bop, Spiritual Jazz
Вот мы и подошли к "A Love Supreme". Я специально выдержал паузу, потому что с нахрапа эту глыбу не возьмёшь.
Джаз начинался как обычное развлекалово и только в послевоенные годы, в 50-х, жанр начал формироваться во что-то уже более-менее серьёзное и интеллектуально развитое. Не только музыканты, но сами люди как таковые хотели развития, прогресса в музыке, выйти за общепринятые границы, попробовать что-то кардинально новое. И вот тут для джазовиков наступило раздолье. Произошла своеобразная духовно-культурная революция и джазмены стали одними из её ведущих двигателей.

Плавно возвращаемся к альбому. Опустим все вот эти вот количества проданных копий и так далее. Ежу понятно, что продался "A Love Supreme" семизначными цифрами. Гораздо важнее посмотреть на наследие этого альбома, на влияние, которое он оказал на последующие поколения и не только лишь джазовых музыкантов. До Колтрейна были Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи (оба уже появлялись в альманахе, я про них рассказывал) и они увели джаз от просто развлекательной поп-музыки, куда жанр был ориентирован прежде всего, но всё же их джаз всё равно был менее шокирующим и порог вхождения в него был невысок. В отличие от "A Love Supreme".
Колтрейн задался целью привнести в джаз духовность. Фишка в том, что джаза там никогда и в помине не было. По одной из версий, Колтрейна вдохновил ахмадийский ислам (то есть единый, не разделённый на течения). Может, оно и так, но Колтрейн в буклетах к своим альбомам писал, что не сторонник превосходства одной религии над другой и верит сразу во всех них. Изучал Коран, Библию, Каббалу, астрологию, индуизм, африканские истории, дзен-буддизм - словом, абсолютно всё. 

Как я уже сказал, в джазе не было духовности, в религиозном понимании этого слова. Но исторически сама музыка была инструментом, что применялся в том числе и в религиях. Классическая музыка, например, как известно, родилась в христианстве. А джаз вот не родился ни в одной религии. Он как антипод. Бедное сословие, хоть так или иначе слыша академическую музыку, не могли ей обучиться, поэтому люди стали впитывать ритмы народных традиций. Произошёл сплав, из которого родился джаз.

                                                     (это если очень условно)

Говоря дальше о Колтрейне, если почитать его размышления, он изучал музыку чуть ли не как материю. Всю музыку. Будучи религиозным человеком, в нём сплелась вера в каком-то духовном, возвышенном понимании, и музыка:

"Определённые звуки и гаммы могут «наводить конкретные эмоциональные смыслы. Цель музыканта — понимать эти силы, управлять ими и получать ответ от аудитории. Я хотел бы донести до людей эмоцию что-то вроде счастья. Я хотел бы узнать этот способ. Чтобы если я хочу, чтобы это был дождь, то пусть сразу начнётся дождь. Если один из моих друзей болеет, то я хотел бы играть определённую песню, и он бы выздоравливал. Когда бы у него не было денег, я бы выпускал новую песню и тут же бы он получал все свои деньги, которые ему так нужны." (с)

Грубо говоря, изучив, кажется, все религии мира, музыка для Джона превратилась в ещё одну такую же. И это он попытался передать в "A Love Supreme".

Этот альбом имеет огромное значение в мире музыки. Расписывать каждую часть альбома (их там всего 4 по 7-10 минут каждая) и почему она гениальная я не буду. Не то, чтобы про джаз не нужно читать, нет, но тут именно тот самый случай, когда альбом надо всё-таки включить. 
Во-первых, да, это первый "духовный" джаз-альбом. До "A Love Supreme" такого не было и никто такого не делал. Во-вторых, эти 4 трека предвосхитили психоделический рок, как таковой. Громкое заявление, вроде бы, но сами подумайте: в 60-х появились первые хиппи, которые замутили всю эту тему. Но первым хиппи же надо было что-то слушать, да? Плюсом к этому, далее на базе обычного джаза и психодела возник первый фьюжн. Плюсом к этому, "A Love Supreme" накачал весь джазовый авангард второй половины 60-х и тем самым определил вектор развития всего джаза на все следующее десятилетие.

Слишком круто для одного альбома, не правда ли?
Эта пауза стоила того. Спасибо за твои труды. Пускай мне не все интересно слушать, но читать такие факты и истории всегда до одури занимательно
Лучший муз.просвет, который я находил в интернете, серьезно. Всякие Уши в огне и иже с ними какой-то откровенный мусор. Не в обиду парням из Мертвых Собак Лай, они немного о другом контент делают
Кароче, слишком круто для 100р в месяц)

Subscription levels

No subscription levels
Go up