RU
Психология кино
Психология кино
41 подписчик

Полный сценарий разбора фильма "Вивариум" (жирным выделено не вошедшее в видео)

После просмотра фильма «Вивариум» у меня осталось сильное послевкусие отвращения, отторжения того, что я увидела на экране, тошноты, которая сохранилась на весь период анализа фильма. И хотя сама по себе картина сделана хорошо и на уровне, все же заложенный в ней смысл похоже вызвал в организме непреодолимое чувство отторжения, фильм продемонстрировал то, что в прямом и переносном смысле захотелось вытошнить. Поэтому этот ролик будет не просто разбором, а профилактикой и лечением у зрителя жуткого
послевкусия фрустрации и бессмысленности.
Пока я работала над сценарием, я встретила множество идей, о чем в метафорическом плане может повествовать фильм. Это идеи бессмысленности нашей жизни, человека как продукта зомбирования, метафора гностической ловушки мира, где только выход за пределы приносит освобождение, метафора безвкусности семейной жизни или дома в кредит, который служит тюрьмой для семьи, метафора тщетности стремления к идеалу и так далее. И еще много идей, с которыми я готова спорить. Но все эти метафоры, на мой взгляд, служат отдельными пазликами, которые все же не объясняют и не охватывает смысл целиком.
А иногда даже уводят от основной идеи.
Метафора с кукушкой
Метафора подкидывания своего потомства, на примере кукушки
очень неоднозначная.
Кукушка как и кукушонок, который выбрасывает своих сводных
братьев и сестер из гнезда следует инстинкту, поскольку детеныш
 не выживет в гнезде, где будут другие. Ему нужно много еды. Плюс к этому, кукушонок – это птица, просто другого вида, которая очень во многом похожа на приемных родителей. Это все равно, чтобы подкинуть человеческой семье обычного чужого ребенка другой расы. Он может отличаться некоторыми генетическими особенностями, но при этом так же будет
человеком.
В вивариуме мы видим существо, которое не является человеку родственным по виду, а так же не совсем очевидно, является ли это гнездо вивариума необходимым для выживания инопланетного вида, мы видим только цикличность завлекания людей в этот эксперимент (воспитали, стал менеджером, завлек новую пару, которая воспитает и так далее), но никак не распространение собственной популяции по Земле. Здесь подкидыш хоть и физически выглядит как человек, все же не является просто представителем другой человеческой расы, а полностью лишен человеческих качеств и ценностей – привязанности,
любви, сострадания, заботы, живости.
Стремление к идеалу
Метафора стремления к идеалу здесь подходила бы, если бы Том
и Джемма не могли найти дом, потому что искали бы идеальный, а они скорее были не уверены, чего хотят, нежели искали идеал. Ведь увидев этот идеальный дом они уже определили, что это не совсем то, что для них нужно.
Тогда бы наказание за поиск идеала было бы оправданным, имело бы основу. Но
здесь мы видим хорошо проставленную ловушку, которая срабатывает на
простодушии, неуверенности и вежливости.
Дома и идеальный мир выглядит как издевательство, вроде это
подмена возвышенного стремления человека к духовному росту, тошнотворный идеал, который ничего кроме отвращения не вызывает. Это похоже на идеальную симметрию черт лица, которая не вызывает у человека симпатии, скорее отторжения, ощущение неестественности, омертвения, мертвую красоту.
Метафора дома в кредит
Метафора дома в кредит чем-то схожа со стремлением к идеалу,
одно и другое показывает, что мы не можем этого себе позволить. Это похоже на
скачок с первой на десятую ступеньку. Метафора бесконечности ипотеки, которая
высасывает все соки, была бы уместна, если бы мы видели личный выбор, если бы видели, как они ставят подпись на бумаге о покупке дома в кредит или вообще
покупке дома в этом районе. Но мы видим другое, изначально они сомневаются в
том, что этот район и дом им подойдет, они не с большим энтузиазмом едут в Даль и чувствуют, что менеджер ведет себя странно. Отчасти от своей вежливости, неуверенности в том, что им по-настоящему нужно, из-за собственных сомнений они попадают в эту ловушку, ведь менеджер точно уверен, что нужно делать и формирует для них
потребность в этом доме. Хорошо, когда это касается покупки телевизора,
но не тогда, когда это ловушка на всю оставшуюся жизнь. По итогу, выбор они
свой не делают, их просто обманом заманивают в клетку, из которой они не
находят выхода.
Приемный ребенок
Том и Джемма любят друг друга и хотят создать семью. Они не
имеют детей, но не исключают возможности в будущем завести ребенка. Метафора приемного ребенка, которого растят без любви так же не ложиться гармонично на канву повествования. Родители берут ребенка на воспитание, когда не могут иметь своих детей, когда хотят этого ребенка. Если же этого ребенка им подбрасывают или отношения с приемным ребенком не складываются – то это точно не значит закрытости от остального мира, в котором можно получить консультации специалиста, когда можно получить совет или поддержку.
К этому добавим совершенную бесчеловечность самого ребенка,
который ведет себя не как обыкновенное человеческое дитя, он лишен любви,
чувства привязанности, это именно тот пугающий ребенок из фильмов ужасов, с
яркой формой психопатии.
То есть, грубо говоря, метафора приемного ребенка выглядит
неубедительно, разве что этого ребенка
семью заставили вырастить под расписку и этот ребенок оказался психопатом.
Потеря вкуса жизни из-за появления ребенка
Поскольку пропущен этап планирования, вынашивания и
вскармливания, который формирует привязанность и любовь, а так же
неестественность развития ребенка, его эмоциональная отчужденность, отсутствие живости и пытливости, присущей человеческому ребенку, которая вызывает умиление, привязанность, любовь, нежность у родителей, то эта метафора здесь не уживается по смыслу. Выходит, что с родительства убрали все то, что приносит радость этого родительства и оставили только сухой остаток бихевиоризма, а именно повторяй за мной, нарабатывай навыки.
Очень легко эта метафора разбивается в клочья, если бы на
месте инопланетного подкидыша был человеческий ребенок. И как сразу же может меняться все наполнение жизни Тома и Джеммы, меняются эмоции и смысл.
Метафора детско-родительских отношений
Еще одна метафора о сути взаимоотношений детей и родителей, а
именно процесса воспитания, когда ребенок копирует поведение родителей,
становится по характеру похожим на них.
Да, так и есть. Но это не попугайничество, ребенок это
пропускает через себя и встраивает в поведение, то есть инопланетный подкидыш в этом плане должен был проникнуться злостью, страхом, ощущением безысходности и бессмысленности, а не грубым копированием слов и жестов воспитателей. Опять же приходим к грубому бихевиоризму без какого-либо впитывания  и переваривания опыта и формирования личности.
К тому же его копирование слов и жестов совершенно не сделало его похожим на
приемных родителей, ничем.
Метафора бессмысленности жизни, мир как тюрьма
Пара получает задание вырастить ребенка и тогда они будут свободны. Здесь свобода представлена не реальной свободой – а освобождением смертью. Это идея, что в конечном итоге «выхода нет», или выход один - в смерть, что для человека приравнивается опять же к утверждению, что выхода не существует. Но все было бы прекрасно, если бы мы не видели другой мир, который существует за пределами вивариума, или вернее сказать, мир в котором этот вивариум был построен, где Том садовник, а Джемма – учительница. И у них есть много выборов и много выходов. Поэтому эта метафора вроде тоже не срабатывает. В вивариуме их профессии и призвания превратились в своеобразный гротеск, где Том просто бессмысленно роет, а Джемма просто безэмоционально учит.
Здесь же мы видит как лишается человек свободы выбора во всех смыслах, оставляя только возможность выбирать действия в ограниченном пространстве. Это четкое формирование выученной беспомощности, вроде собак из эксперимента Мартина Селигмана, а лишение свободы выбора и надежды приводит к бессмысленности существования.
Жизнь человека как эксперимент высшей силы
Метафора жизни человека как глобального эксперимента над людьми высшей силы тоже легко поддается критике. Опять же мы видим мир, где люди живут обычной жизнью. Поэтому привлекать в объяснению злого демиурга, сотворившего мир, где всех нас заключил в ловушку, не приходится, ведь Том и Джемма жили в мире, к которому стремятся вернуться. И этот мир – это обычный мир, наш мир, а не рай из которого их забрали.
Все эти метафоры вроде являются отдельными пазликами, которые
совершенно не показывают картину целиком, даже при их мастерском сложении.
Метафора Вивариума
Ярко и точно описать этот фильм можно таким образом: возьмем
картину в стиле натурализм, с сочными природными красками, счастливыми людьми, цветущими полянами, роскошными кронами деревьев, а потом - заберем людей, заберем с нее деревья, цветы, заберем траву,
сделаем цвет черно-белым и представим это как реальность жизни. Скажем, что так выглядит на самом деле наш мир. Это примерно то, что делает фильм «Вивариум». Лишает любви, радости, истощает чувства, отбирает творчество, вкус жизни и свободу. Он вроде бы и отображает реальность, но эта реальность лишена всего, что наполняет и украшает ее.
Единственной, на мой взгляд, метафорой, которая хорошо
подходит под фильм Вивариум – это метафора зла, поражающего наш дух. В книге
«Демонизм. Зверь апокалипсиса» авторы наводят своеобразную классификацию сил зла, их воплощение в образах и символах. Глава о пришельцах занимает свое
почетное место в разделе «Слуги дьявола», после главы о чертях и демонах.
До конца XIX века не возникало серьезных проблем
с интерпретацией подобных явлений. Священники однозначно относили их к
потустороннему миру, который в связи с ростом степени греховности человечества стал все чаще прорываться в реальность. Фигуры инопланетян, согласно их убеждению, это типичные бесы, принимающие различные облики. В пользу демонической природы пришельцев говорит и тот факт, что некоторые уфологи (Жан Валле) полагают, что обитают они в особом пятом измерении…
Демонизм. Зверь апокалипсиса
Следовательно, пришельцы являются образами зла, воплощенными
в неземную чуждую человеку оболочку. Это не природное зло, которое нам
демонстрируется вначале в виде гнезда с кукушонком. Природное условное зло мы можем понять и ему проще противостоять - это инстинктивное поведение, это
природные стихии, хищники, поведение которых обусловлено их внутренней природой. Но зла на уровне духовной жизни человека, заражение паразитом бессмысленности, пустоты, безэмоциональной цикличности, несвободы.
Это зло Вивариума не нижнего физического уровня, убивания,
расчленения или неимоверной жестокости, страстей, это более изощренное зло,
действующее на высшие сферы и ценности, это не физическое уничтожение человека, это уничтожение души - стремления, смысла, любви, свободы.
Юнг считал естественным стремление человека к духовному
росту, преобразование сексуальной энергии, энергии либидо из низших уровней, о которых утверждал Фрейд, на высшие, трансформацию этой энергии в духовную.
И это идеологическое зло утверждает, что жизнь – это совокупность механизмов и схем, инстинктивных реакций и рефлексов, роботизированного отношения к обязанностям и бессмысленному следованию цикличному заданию.
Это зло лишает человека свободы воли, что ведет к утрате
радости и удовольствия от жизни, утрате способности влиять на свою жизнь,
формирует выученную беспомощность и по итогу приводит к бессмысленности существования. Зло, которое ограничивает духовный рост и искания личности, предоставляя ей готовые пресные ответы на проблемы человеческого существования.
Метафора депрессии
Даль мог бы служить метафорой глубокой депрессии или
затянувшегося экзистенциального кризиса, тогда присутствие в сюжете внешнего зла переноситься на наш внутренний мир, где это зло может взраститься и показывать только один выход – смерть.
При кризисе или депрессии человек не видит выхода, все вокруг кажется
бессмысленным и пресным, чувство отчуждения и безвкусности жизни не покидает, день сурка преследует и подавляет волю. Человек лишается возможности влиять на свою жизнь, кажется, что он не обладает свободой воли и его усилия бессмысленны.
Но когда мы видим человека в глубокой депрессии или кризисе,
лишенного смыла, мы точно определяем, что ему нужна помощь, ведь он не видит полноты жизни. И суицидальное поведение вызывает желание помочь человеку найти другой выход, кроме смерти. Но почему-то Вивариум так завуалированно преподнес нам реальность, что зрители готовы искать метафоры из окружающей жизни, давая тем самым проникать этому злу в наше сознание. Но мне кажется, важно вовремя поймать "черта за хвост", не дать ему отравить себя. Ведь не зря после просмотра появляется это чувства отвращения, наш организм хочет вытошнить неожиданно проникшего паразита, паразита который поражает духовную сферу и убирает из нее жизнь и смысл.
Именно поэтому я категорически не рекомендовала бы этот фильм смотреть в состоянии депрессии или в состоянии экзистенциального кризиса.
И я знаю на собственном опыте, какие страдания может вызывать у человека жизненный кризис, мучительные поиски смысла - это вивариум воплощённый в психике. Но как раз отличное свойство человека, преодолевая кризисы, становится на порядок выше, расти в этом и учиться ценить жизнь, ограниченную смертью.
Как обходиться со злом
Опираясь на фильм, давайте поразмыслим, как можно попасть в
ловушку зла, как от нее можно защититься и противостоять.
Попадание в ловушку зла
Том и Джемма не уверены чего хотят, они долго выбирают дом, слыша
предупреждения от знакомых, что могут возрасти цены. Если ты не
знаешь, чего хочешь, не знаешь своих желаний, не уверен в своем пути
ты легко можешь стать жертвой ловкой идейной ловушки, в которую попадает душа полностью и целиком. В этой ловушке тебе подменяют ценности и смысл, лишают свободы воли, свободы действий, формируют выученную беспомощность, наделяют твой мир единственной задачей, выполнив которую ты
получишь вознаграждение в виде свободы, по факту же – это обман, который ведет к прожиганию жизни через чуждые смыслы и смерть.
Но если ты не знаешь, куда ты хочешь попасть,
значит тебе все равно, в какую сторону идти.
Льюис Керол
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.
Марк Твен
Человек, не умеющий принимать решения, делать выбор на
распутьях, лишается возможности осмысленной жизни и может стать легкой мишенью для внешнего управления (идеологии, внушения, контроля), становиться податливым для манипуляции, и лишается возможности личностного роста и реализации своего потенциала.
Некоторые люди сидят на
перекрёстках, не выбирая ни одной дороги, потому что не могут выбрать обе,
лелея иллюзию, что если они просидят достаточно долго, оба пути сольются в один
и, следовательно, оба будут возможны. Зрелость и мужество - это в значительной
степени способность именно к таким отречениям...
Не развив в себе способность принимать решения и покорное
следование тому, кто знает что мне на самом деле нужно, душа может оказаться
внутри подобной ловушки.
Возможно, человек был бы менее подвержен влияниям, если
бы он не обладал такой огромной потребностью в заданной системе координат. Чем больше идеология утверждает, что она может на все вопросы дать непротиворечивые ответы, тем она привлекательнее. Здесь, возможно, следует искать причину того, почему иррациональные или даже явно сумасшедшие системы идей обретают такую притягательность.
Эрих Фромм
Защита и противостояние злу
В процессе анализа мне не давала покоя мысль, сделали ли Том
и Джемма все, что могли, чтобы освободиться. Ловушка была устроена так, что у
них никак не получалось выбраться, но при этом мог спокойно выйти подкидыш.
 В один момент фильма Джемма держит в руках книгу инопланетян, которая очевидно служит учебником для ребенка, на ней значки обозначающие мужчину и женщину и узоры, которые так же мы можем видеть на телевизоре. Очевидно, это та информация и то обучение, которое не дадут ему люди, а в них содержится опыт и наука самих инопланетян. Поэтому одним из способов выбраться могло стать изучение этой книги и расшифровка изображенных символов.
То есть постигание сути происходящего и поиск путей выхода, поскольку
поверхностный слой действий героев такой возможности не дал.
 Это именно то, что доступно человеческому сознанию, то, что не могут сделать
животные, попадая в человеческую лабораторию – постигнуть смысл и устройство эксперимента.
Подобное действие требует определенных усилий мышления и рефлексии,
важно стремления постигнуть неизвестное и отыскать смысл. Но вышеперечисленного ни один из них не делает: Том продолжает бесцельно рыть землю, что по итогу показывает нам, что усилия человека тщетны в этой борьбе. Хотя метафорическое направление его деятельности правильное - докопаться до сути.
Джемма же безрезультатно бродит за ребенком, а узнав истинную его природу, просто пугается и оставляет всякие попытки понять происходящее. Похоже, она смиряется с тем, что закончив свое задание – им дадут свободу. Это единственное, что они знают и по итогу свободу обретают только в
смерти.
Четкость, определенность, осознанность, критичность и пространство собственного выбора формируют защиту сознания от подобного зла – они приносят свет на темные зоны нашего бессознательного, объясняют то, что до этого было интуитивным, неосознанным и обладало над нами властью, возвращают человеку ответственность за свою жизнь. Это похоже на эволюцию
формирования сознания человека, когда монстры, населяющие леса и болота, вернулись назад в психику, человек смог осознать символичность собственного восприятия мира и вернуть себе свои проекции на природу.
Подобное подсвечивание помогает встретиться со злом у себя в
душе, увидеть его и встроить в свой опыт. Бороться со злом нельзя только лишь
 добром. Как говорит Джордан Питерсон, люди, интегрировавшие свою тень, видят в мире зло, признают зло и становятся увереннее, четче, оформленней, отращивают зубы. Одним из примеров интеграции тени – это хитрость, которую можно использовать, чтобы обмануть зло и познать его. Хитрость, которую как отмечает Мария-Луиза фон Франц, часто используют
герои сказок для того, чтобы справиться со злом.
И мы видим как Джемма начала использовать эту хитрость, но испугалась и отступила. Вроде она просто не готова была принять реальность, и продолжила жить в предоставленной ей реальности, не стремясь понять ее сути и расширить сознание.
Человек становится просветленным
не потому, что представляет себе фигуры из света, а потому что делает тьму
сознательной. Однако последняя процедура не из приятных и, как следствие,
непопулярна.
К. Г. Юнг. Избранные труды
Тогда противостоять злу можно постигнув его природу, отыскав
суть и первопричину, и встроить его в свое мироощущение, как неотъемлемую часть нашего мира. Но в этом случае человек не служит злу, а использует его для
достижения своей целостности и осмысленности жизни. Может его переварить,
сделать частью своего мировоззрения, как основу приспособленности к реальности.
Том и Джемма же демонстрируют не очень оригинальные идеи и
способы освободиться из ловушки, они игнорируют хитрость, вдумчивость,
совместную кооперацию и сообразительность. Они делают только то, что умеют и не хотят учиться новому, не хотят развиваться.
Не предприняв попытки понять, как эта ловушка зла работает,
понять ее сути, целей и смысла, не развив критичности мышления, ты обречен на
бесцельную деятельность, следование чуждой задаче, которая должна принести
мнимое спасение. Мы отчетливо можем наблюдать, как в таком случае, лишаясь
свободы выбора, постепенно умирает душа.
То есть основное чему нас может научить этот фильм – это способам
противостояния злу, а именно важности понимания собственных желаний, понимания себя, важности личных выборов, критичности мышления и осмысленности жизни.
Развитие души - это расширение осознанности, принятие ответственности за свою жизнь, стремление к пониманию сути, погружение в смысл происходящего, что помогает быть в контакте с реальностью, выходить
из Вивариума, покинуть этот злой эксперимент над человеческой душой.
Полечиться от нигилизма Вивариума можно с помощью фильма «Побег из Шоушенка», разбор которого вы можете найти у меня на канале.
Эпилог
Мне писали, что не стоит смотреть такие фильмы, чтобы не
заражаться негативными чувствами. Но я думаю иначе, ведь это отличный способ прокачать свое мировоззрение и здоровые реакции на происходящее.
Научиться "противостоять" злу и переваривать его, встраивая в свою систему мировоззрения, сохранять критичность мышления и развивать осознанность.
И сейчас, когда фильм попал в тему карантина, где каждый из
нас сидит в собственном мини-Вивариуме, незамедлительно соприкасаясь с
экзистенцальными вопросами жизни, помните, что все мы остаемся властны над
своей жизнью и над тем, насколько осмысленно мы ее проживем.
А дальше выбор за вами.

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх