EN

Villina

Генеалогия, дизайн, математика
Villina
Глушкевичи
Level required:
Дружеский

Карп Дубровец

Савва Петрович Дубровец родился в селе Копище Овручского уезда Волынской губернии 3 декабря 1879 года (по старому стилю). Его отец был солдатом и сначала бывал дома нечасто, впрочем Савва этого не помнил. Всю его сознательную жизнь, отец, уже вернувшийся из рекрутов, жил жизнью обычного крестьянина. Правда, иногда рассказывал удивительные истории о других местах. Савва любил слушать эти рассказы и мечтал тоже как-то изменить свою жизнь, чтобы не так, как у отцов и дедов.. Тот же двор, та же речка. Не хотел он так. И выбрал себе жену из соседнего села - Хочина.
Звали ее Мария. Она была из старого хоченского рода с прозвищем Боровики. Её дед, Диомид Гаврилов Боровик (Скумин) умер через год после её рождения, а прозвище пережило его лет на сто, не меньше. Хотя откуда оно пошло, Мария не знала.. То ли из-за внешности, то ли из-за умения деда грибы собирать.. 
Свою мечту о перемене мест Савва реализовал, переехав жить в Хочино, к жене. Жили сначала с ее родителями и младшими братом и сестрой, а потом свекр разрешил поставить хату рядом, разделив тем самым двор между детьми. Первой родился сын Борис*, потом дочь, назвали Вассой. Третьим был сын Карп.  И Борис и Карп участвовали во второй мировой войне и оба вернулись с медалями.
Что стало с Борисом после войны - неизвестно, а Карп так и жил в Хочино. 
Level required:
Дружеский

Как фамили Саковец в Хочино появилась

В 1848 году двадцатилетний Кузьма Афанасиевич Бондарь решил жениться. В супруги он выбрал себе девушку из села Перги, Екатерину Степановну Петруню. Поженились они, построили дом и стали жить. Один за другим родились два сына, продолжили фамилию. Но через 10 лет после свадьбы Кузьма умирает, и Екатерина остается вдовой.
Возвращаться в родное село смысла нет, да и привыкла уже на новом месте.. А тут еще молодой да пригожий Парфен Григорьев Саковец из соседних Копищ сватается. На 7 лет младше, не вдов. Люблю, говорит, не могу.
Поженились. Переехал он к ней, стали жить поживать, да добра наживать. Сын родился.
Когда дети выросли, старшего от первого брака в рекруты забрали, в один из последних рекрутских наборов. Но ничего, вернулся, женился построил дом, сына в честь отца назвал. А средний и младший разделили материнскую землю пополам и стали жить по соседски. 
Удивительно, но и второго мужа Екатерина пережила. Умерла в 1913 году в возрасте 82 лет "от старости".

Как фамилия Туровец в Хочино появилась.

Шел 1878 год. Февронии было 35 лет, младшему сыну Михаилу недавно исполнилось два. Всё шло своим чередом, пока вдруг, неожиданно, не начались перемены. 
В конце февраля от воспаления легких умирает муж. Тяжело в то время было остаться одной, хозяйство, двор, хозяин нужен. Вдовствовать долго было не принято. И в апреле она снова выходит замуж за вдовца из села Хочино, и переезжает из Юрово к нему. Маленький Михаил едет с мамой. Через 5 лет у него даже появляется брат. Остальные братья носят фамилию Дворак, а Михаил так и остался Туровец.
Он и стал основателем этой фамилии в Хочино. 

Весенние правила

Тема генеалогии бесконечна).
Даже изучив основную линию предков, вряд ли захочется останавливаться. Ведь можно взяться за боковые ответвления, попытаться выяснить путь жизни семьи: кто, куда, когда (а может и почему) переезжал. Или уточнять те детали, которые не удалось сразу найти. А уж если материалы для изучения доступны онлайн, остановиться вдвойне труднее!
Но остальная жизнь и другие проекты не перестают существовать и тоже требуют времени и внимания.
Чтобы продвигать дела более-менее равномерно, принимаю на два ближайших месяца (апрель и май 2024 года) следующие решения:
1) Занятия генеалогией разрешены ежедневно 20 минут + 5 минут на фиксацию. 
2) Занятие рукоделием обязательно ежедневно не менее 20 минут (шитье, вязание, вышивка)
3) Занятие виртуальным пространством обязательно ежедневно не менее 20 минут (фотоархив или внешний диск)
4) Занятие бытом обязательно ежедневно 15 минут
Посте выполнения обязательных пунктов время можно тратить как угодно.

Сказка про село Х

Когда и почему появилось село, доподлинно неизвестно. Первые официальные упоминания (по непроверенным пока данным) были в середине 16 века. Мол, 20 дворов, платят такие-то налоги. Относилось оно тогда к территории Речи Посполитой, но судя по тому, что православие было и осталось основной религией, появилось значительно раньше. Говорят, находили орудия труда 8-9 веков. В принципе, верю. Река рядом есть. В то время - вполне себе полноводная, с выходом в Днепр, к Киеву. Это сейчас до той реки километр по полю, а тогда, когда не было дамбы, не было оросительной системы, спрямлений, весной она разливалась как раз до тех высот, где сейчас идет главная улица. 
Что точно известно, так это то, что в 1820 году дворов было 28, а в 1828 - 29. И жили там государственные (казенные) крестьяне. Где-то в 60-ых дворов уже 58, а к 1912 стало 118. Большую часть 20 века население росло, а с 70-ых пошло на убыль. Было ли село когда-либо помещичьим, и когда перешло в собственность государства - загадка, которую еще предстоит разгадать.
Но вернемся в дела давно минувших дней, к самому началу 19 века. Территория после третьего раздела Польши становится Российской империей. Маленькое село среди болот, 20 с небольшим дворов, продолжается развиваться. Церковь во имя Богоматери стоит с одной стороны села, напротив нее - кладбище. В конце села - дом Священника со вполне приличным участком. Одна улочка, маленькие дома, топящиеся по черному. К середине века церковь обветшала, и на ее месте была построена новая, тоже деревянная, но на каменном основании и освященная уже во имя Святого Николая. Впрочем, жители села продолжат считать своей покровительницей именно Богоматерь и праздновать Её день как день села.
Медленно но верно количество жителей растет. Нужны новые дома, и село развивается на север до берегов протекающей речушки, которая любит разливаться по лугу, становясь зимой отличным катком для детворы.
Когда место на севере заканчивается, начинается движение на юг. Там менее удобно: более холмисто, повороты дороги, да и напротив кладбища не всякий хочет жить. Некоторые осваивают территорию за церковью. Именно так село встречает 20 век.
Show more

Случайная загадка

Случайно задав себе задачку в прошлом посте, не смогла остановиться и пошла искать "однофамильца" наших Войткевичей в Минской губернии. Алгоритм ровно тот же самый: смотрим список населенных мест за 1909 год. Там нет ни такого, ни похожего населенного пункта в Березовской волости.
Начинаю искать указанные в межархивном справочнике метрические книги. На familysearch нахожу несколько, просматриваю. Прихожу к выводу, что составители межархивного справочника немного ошиблись, включив Войткевичи в качестве приписной деревни* к селу Березову. Да, в книгах попадаются жители их Войткевич, но в основном в качестве жениха или невесты. И не удивительно, ведь оттуда до Березова недалеко, дорога есть, браки между жителями соседних или близлежащих сел не редкость. Но рождение и смерть жителей деревни регистрировалась в другой церкви, в с. Журжевичи, относящейся к Юровской волости, о чем мы узнали из Межархивного справочника Житомирской области.
Show more

Начало поисков

Изучение генеалогии, поиски своих предков - занятие трудоемкое и очень увлекательное для тех, кто любит погружаться в глубину. Есть общие рекомендации, с чего начинать, куда двигаться, и много-много нюансов, зависящих от местности поисков. 
Первое, с чего нужно начинать в любом случае: опросы родственников. ФИО бабушек и дедушек, года жизни, место рождения. Вопросы о родных братьях и сестрах бабушек (и уж тем более - прабабушек) обычно ставят в тупик. Но если спросить о троюродных, часто ответы есть. Понять, с какой стороны, по какой ветви это родство получилось задача обычно несложная. Её решение как раз и даст родных прабабушек/дедушек.
Важно не надеяться на память, а максимально записывать: как в процессе разговора, так и сразу после, пока свежи впечатления. Если получилось дойти до начала 20 века - это половина успеха. Защиту персональных данных никто не отменял, поэтому данные за последние 75-125 лет (в зависимости от региона) запрещены для публичной публикации, получить их можно только сделав официальный запрос, причем вероятно потребуется доказательство прямого родства.
Метрические книги - основной документ для поисков информации о предках. Обычно они хранятся в областном архиве того региона, куда относится нужный населенный пункт в данный момент (или его окрестности, если именно вашего поселения уже не существует). Таким образом, выяснив место рождения предка, ищем его на карте и выясняем, в какой архив нам нужно. 
Затем нужно понять, куда относился данный регион на рубеже веков. Для решения этого вопроса удобно использовать списки населенных мест, которые издавались в Российской империи по губерниям. Для определения губернии можно воспользоваться подробными атласами Российской Империи (мне попадались 1860 и 1871 года). Там же можно примерно определить уезд. Зная уезд, найти нужное поселение в Списке населенных мест не составит труда. Оттуда же получим волость, расстояние до волостного и губернского цента (помогает, если одинаковых названий несколько и не сразу понятно, какое именно из них - нужное). 
Show more

Сказка про деда Кузьму

Кузьма родился почти в самом конце 19 века. Его мать звали Ксения. После первого брака она рано осталась вдовой, потеряв не только мужа, но и детей, и вышла замуж второй раз: за мужчину из соседнего села, который тоже недавно стал вдовцом. Звали его Карп. На тот момент ему было 45, Ксении - около 30. Пасынки и падчерица были немногим младше молодой мачехи. Отношения со старшим сыном мужа были сложными, но Карп, как хозяин дома, усмирял сына.
Первый ребенок в браке умер во младенчестве, а второй, Кузьма, оказался малышом крепким, рос на радость родителям. Детство в то время заканчивалось рано, но у Кузьмы это случилось еще раньше. В неполные 6 лет умирает его отец, главой семьи становится старший брат. Ксения забирает сына и возвращается к родителям. Правда, ненадолго. 
Она снова выходит замуж, нового мужа зовут Яким, он тоже вдовец, его дочь - Ульяна - ровесница Кузьмы, есть еще старшие девочки - Харита и Анна. После рождаются еще двое детей: Федор и Федора. 
Яким был неплохим отчимом, пасынка не обижал. Кузьма рос, взрослел и в 20 лет женился на девушке из хорошего рода, Катерине. Вплоть до Первой мировой они живут с родителями. Рождаются дети: сначала Мария, потом Александр. Ну а потом начинается война. Кузьма, как и большинство мужчин его возраста, уходит на фронт и возвращается только в 1918 году. К этому времени младший брат Федор уже вырос и собрался женится. Становится ясно, что всем в одном доме будет тесно. 
Выручают старшие братья (к тому моменту они уже взрослые мужчины, с детьми и внукам). Они дают деньги и Кузьма покупает участок земли на окраине села, ставит хату и уходит с семьей жить туда. Много лет спустя сын Федора поставит дом напротив, в родительской вотчине останутся его незамужние дочки.
В новом доме у Кузьмы и Катерины рождается еще четверо детей: Ефима, Марк, Домна и Марта. И буквально через год после рождения младшей дочери Катерина умирает. Кузьма остается в 40 лет вдовцом с младенцем на руках, но жену в дом не приводит, сказав: "детям мать никто не заменит". Кто знает, может быть это отголосок его непростого детства и отрочества.. 
Show more

Subscription levels

Дружеский

$ 29,5 per month
Go up