RU
Dreamland Notes
Dreamland Notes
26 подписчиков

Таро, Богини и феминизм

Первые колоды Таро были созданы мужчинами - это исторический факт. Поэтому особенно интересно наблюдать за их отношением к женщинам, которое они выразили в Арканах Таро. Первые колоды, согласно официальной истории, появились на свет в середине 15 века - эпоху Ренессанса. В это время зарождается феминизм, когда женщины начали активно отстаивать свои права на образование, владение собственностью, на доступ к государственным должностям. Некоторые тенденции проникли и в сюжеты Арканов Таро. 
БОРЬБА МАТРИАРХАТА С ПАТРИАРХАТОМ В АРКАНЕ ВЕРХОВНАЯ ЖРИЦА
Папесса Иоанна
В реальной истории или в легендах (это еще
не известно) был лишь один случай, когда женщина заняла папский престол, и то обманом, переодевшись в мужчину. Ею или им была Папесса Иоанна, правда, тогда она назвала себя Иоанном VIII (Рис. 49). Эта женщина была образована — умела читать и писать. Поэтому сначала она стала нотариусом курии, потом дослужилась до кардинала, после чего стала Папой Римским. Разоблачена она была лишь тогда, когда родила ребенка. Есть версии, что она либо умерла сразу после родов, либо ее казнила разгневанная обманом толпа. Самым главным доказательством ее реального существования может быть то, что после Папессы Церковью вводится процедура определения пола для всех новых понтификов. Для этого был изобретен даже специальный стул.
Спорность ее существования поднимается как раз в XV
веке во время зарождения феминизма, прошу заметить. Ученый Платина в это время подверг сомнению легенду о Папессе. Однако, в пользу существования Иоанны может говорить еще тот факт, что в ее честь было установлено множество скульптур. Так, ее бюст стоял в кафедральном соборе в Сиене, который потом был переделан в Папу Захария.
Как бы там ни было, создатели Таро, видимо, верили в Папессу Иоанну и посвятили ей Аркан. Это говорит о том, что мужчины, создавшие Таро были современных взглядов. Они бросили вызов самой Церкви, которая могла запросто подвергнуть их инквизиции за это. (Почему Церковь была лояльна к создателям Таро, читайте в книге "Разоблаченное Таро").
Легенда о Книге Тота и Скрижаль Исиды.
Про создание Таро Тотом или Гермесом Трисмегистом знают многие тарологи. Это одна из главных легенд появления Арканов Таро. Немногие знают, что у Исиды тоже могла быть своя роль в из создании. Поэтому давайте разбираться, к какому богу могли принадлежать тайные знания, которые нашли свое отражение в Арканах Таро?
1. Книга Тота 
Оккультисты связывают появление Таро с Гермесом
Трисмегистом — это образ, который сочетает в себе черты египетского
бога Тота и древнегреческого Гермеса. В Древней Греции считали, что
именно он дал людям знания письменности, медицины, в том числе алхимии. Про последнюю науку у него есть известный трактат под названием «Изумрудная Скрижаль». В Древнем Египте бога Тота считали создателем таких форм культуры, как магия, законы, религия, наука, искусство и философия.
Египтяне очень почитали Тота, строили ему храмы и приносили дары. Он
принадлежал к одному из самых древних божественных культов. Его
первое упоминание появилось еще в додинастическую эпоху. Таро считается детищем именно Тота. Есть предположение, что когда-то существовала «Книга Тота» в виде 78 табличек из золота, которые потом были перенесены на Арканы Таро. Якобы в них хранилась зашифрованная информация о том, как управлять реальностью с помощью магии.
2. Скрижаль Исиды
Исида — богиня плодородия, женственности и магии в Древнем Египте. Считается, что она, как и Тот, давала людям тайные знания. В неком египетском храме Исиды в Саисе есть надпись, которая гласит: «Я, то, что было, есть и будет: никто из смертных не приподнимал моего покрывала». В таком послании Исида может быть олицетворением Хроник Акаши или информационного поля Земли. Именно она скрывала истины и тайны мироздания от человека. В мифах прослеживается связь Тота с Исидой, в них она частенько обращается к нему за помощью. Кто-то считает эту богиню даже его дочерью. У Исиды тоже есть таинственная табличка с тайными знаниями, которая, в отличие от «Книги Тота», дошла до наших дней. Это связано с тем, что культ Исиды намного моложе, чем культ Тота, ведь первое упоминание об этой богине встречается в период Древнего Царства, а просуществовал ее культ вплоть до христианизации. Поэтому логично, что с большей вероятностью сохранится и дойдет до нас «Скрижаль Исиды», чем «Книга Тота».
                                                          Скрижаль Исиды
Есть мнение, что скрижаль содержит мистерии
жертвоприношений жрецов Богам, с ее помощью происходил контакт между ними. Некоторые исследователи видят в «Скрижали Исиды» знания Древа Сефирот, кто-то считывает информацию о знаках зодиака из астрологии. С помощью нее происходил ритуал инициации адептов в тайные знания по аналогии посвящения в масоны. Названа скрижаль в честь восседающей богини на троне в центре. Элифас Леви считал, что двадцать один образ в центре скрижали — это двадцать один Аркан в Таро, и что «Скрижаль Исиды» — это ключ к «Книге Тота».
Здесь мы видим явное желание патриархата быть источником знаний, которое содержится в Арканах Таро, хотя это не доказано. Факт в том, что таблица Исиды сохранилась, а загадочная книга Тота - нет. С таблицей Исиды происходили ритуалы посвящения в тайные знания, которые, возможно, и были связаны с Арканами Таро. Несмотря на это Исиду через Аркан Верховной Жрицы ставят на второй план после Мага, который олицетворяет бога Тота или Гермеса Трисмегиста. Что это? Желание патриархата утвердиться в своих способностях проникнуть тайны мироздания самостоятельно без влияния женщин? Если вы не знали, то изначально почти во всех культурах женщины правили племенами, и у них был установлен матриархат. В древности богини плодородия стояли на первом месте. В Таро же мы наблюдаем обратную тенденцию. 
 ОТНОШЕНИЕ МУЖЧИН К ФЕМИНИЗМУ ЧЕРЕЗ АРКАН СИЛА
В Древней Греции была легенда про Геракла, где он сражался с огромным Немейским  львом, которого не брало ни одно оружие. В честь победы Геракла над животным были основаны немейские игры. Были и богини, которых часто любили изображать в окружении львов. Самая яркая из них - Кибела - древнегреческая богиня природы, которую стали отождествлять с самой матерью Зевса. Аркан Сила в Таро постоянно меняется вместе со своей смысловой окраской. 
Например, на Аркане Сила не всегда изображалась женщина. В Таро Висконти мы увидим мужчину с дубинкой, погоняющего льва, что больше похоже на отсылку к мифу с Гераклом.
Не всегда на Аркане Сила был лев. Так, например, в Золотом Флорентийском Таро мы увидим женщину, которая крушит колонну, где же тут привычный нам смысл мягкого укрощения своих инстинктов? Колонна может символизировать цивилизацию, патриархальные устои, ведь архитекторами были мужчины. Возможно, этим Арканом создатели Таро передали свой страх перед зарождающимся движением феминизма. 
Только с приходом Марсельского Таро и Таро Эттейлы привычный нам образ женщины, которая дрессирует льва закрепляется в сознании и находит свое выражение в Таро Уэйта. Все дело в том, что Марселькое Таро сильнее связано с алхимией, чем другие колоды. Если трактовать этот Аркан через алхимию, то женщина перед нами - королева, которая символизирует серебро, а лев - это, скорее всего, свинец, который был важным компонентом в создании серебра, и он, прежде чем стать благородным металлом, должен был пройти процедуру очищения. Поэтому Аркан Сила в Марсельском Таро олицетворяет именно этот процесс.
Аркан Сила показывает очень неоднозначное отношение патриархата к женской силе. В Таро Висконти женская сила игнорируется. В Золотом Флорентийском Таро женская сила - это в большей степени агрессия, разрушающая основы патриархальной цивилизации. В Марсельском Таро женская сила способна возвышать и очищать. Возможно, через Аркан Сила мы видим стадии принятия феминизма мужчинами: отрицание, гнев, принятие.
ЖЕНЩИНЫ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ В АРКАНЕ ЗВЕЗДА
Ни для кого не секрет, что на Аркане Звезда изображен Водолей - это собирательный образ:
- Древнешумеркого бога подземных вод Эа;
- Ганимеда - троянского юноши, который стал официантом на Олимпе;
- Девкалиона — героя всемирного потопа.
Однако, нас больше всего должен интриговать тот факт, что на Аркане несмотря ни на что изображена женщина, а не мужчина. Эта традиция сохранилась во всех первых колодах. Мужчины всегда видели в женщинах источник своего вдохновения. 
Например, Урания - была музой астрономии. Именно ее изображение можно найти в Таро Мантеньи.
В Золотом Флорентийском Таро предположительно
изображена дочь Посейдона и Афродиты — Рода. Именно в нее
влюбится Гелиос и заставит воды потопа уйти.
Свой вывод я сделала на сходстве изображения женщины из Аркана Звезда с изображением Афродиты на известной картине Сандро Боттичелли. Сравните позу, пропорции тела и ноги — они почти идентичны. Если на Аркане перед нами не сама Афродита, то, скорее всего, ее дочь. Стрела в руках может быть аналогом трезубца Посейдона. На этом Аркане видны мотивы поклонения женской красоте. 
В Марсельском Таро женщина уже не просто объект красоты, здесь у нее есть конкретная функция - она творит и питает материю. Мужчина на этом Аркане тоже присутствует в виде птицы Ибиса, которая символизирует Бога Тота. Может быть он подглядывает за женщиной или присматривает за ней. Возможно, создатели Марсельского Таро видели возможность женщины творить материю и созидать, но только под контролем и присмотром мужчины. 
Таким образом, Аркан Звезда показывает на эволюцию восприятия женщин мужчинами. Конечно, они всегда видели в женщинах своих муз. Никакой патриархат не мог изменить этого. Однако, изначально женщина на Аркане Звезда была образом вдохновляющей красоты, и только в Марсельском Таро у нее появилась функция питания и созидания, но не без мужского влияния.
Карл Юнг считал, что именно Таро содержит Архетипы бессознательного. Именно поэтому по ним и стоит изучать то, как меняется отношение мужчин к женщинам сквозь века, сквозь изменение изображений на Арканах под влиянием тенденций. Надеюсь, что на многие вещи у вас теперь открылись глаза.
Я не случайно выбрала эти три Аркана: Верховная Жрица, Сила, Звезда. Без влияния феминизма не было бы Аркана Верховной Жрицы в самой структуре Таро, не было бы изображения женщины на Аркане Сила, вместо нее был бы мужик с палкой, не было бы образов красоты и женственности на Аркане Звезда, вместо них был бы мужчина-Водолей. 
Большая часть материалов к этой статье взято из книги "Разоблаченное Таро" Тайлин Дрим
© Тайлин Дрим

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх