RU
Taganay
Taganay
2 444 подписчика
цели
300 из 300 платных подписчиков
Цель проста - иметь возможность создавать регулярный контент на канале, без рекламы и коммерческих видео.
1 из 3

СМУТА - ваши ожидания, это ваши проблемы

СМУТА - игра во многом знаковая, хотя бы потому, что это самый громкий из отечественных игровых проектов, получивший прямое государственное финансирование в рамках патриотического воспитания. 
Сама ситуация вполне нормальна для нашей страны. Российский игропром в своё время "ушел в мобилки и сессионки" в первую очередь  из-за высокой стоимости и низкой окупаемости крупных сюжетных игр. Но если государство заинтересовано в патриотическом воспитании молодежи, то почему бы не выделить деньги талантливым разработчикам на патриотические игры? На кино уже много лет тратятся бюджетные миллионы, а чем игры хуже?
Впрочем, как раз ситуация с кино порождала опасения. Ибо из профинансированных государством десятков и сотен картин, лишь единицы могли похвастаться качеством исполнения. Зато хватало фильмов, которые оставляли после себя стойкое ощущение халтуры и распила.  
И вот - СМУТА.
Задумка-то была максимально крутой. Ролевое приключение в исторических декорациях Смутного времени. В таком сеттинге прекрасно можно было сделать нелинейную историю с моральными дилеммами, выбором стороны (или сохранением ведьмачьего нейтралитета), интересной экономикой и сотнями уникальных квестов. Вы просто представьте, сколько больших и маленьких историй, трагических, комичных или героических разыгрывалось тогда. В Москве сидят поляки, и часть московских бояр уже присягнуло польскому королю. Ляхи и европейские наёмники ходят по стране, и уже чувствуют себя хозяевами. Но в Нижнем несогласные Минин и Пожарский собирают своё ополчение, готовясь дать бой захватчикам! Но и в ополчении нет согласия - казаки спорят со стрельцами, нет единства среди воевод. Каждый тянет одеяло на себя, да и кого сажать на трон в случае победы? А в деревнях простой люд пытается как-то выжить в этом круговороте событий, селения разоряются и переходят из рук в руки, да бандиты с мародерами не дают прохода. Чувствуете потенциал? 
 Реально, такому переплетению конфликтов позавидует сеттинг Ведьмака-3, где игровые события происходили на линии соприкосновения и ближних тылах в войне Нильфгаарда и Редании. Кстати, в качестве основных референсов разработчики называли именно Ведьмак 3 и еще серию Ассасинз Крид (абсолютли). 
Слушайте, я бы тоже дал денег на такой проект, потому что воображение тут же нарисовало мне именно Ведьмака или Ассасина, только в наших посконных и домотканных декорациях.
Так что немудрено, что Смута получила почти полмиллиарда финансирования от ИРИ (института развития интернета). 
Естественно, в процессе разработки концепция менялась. Было решено отказаться от нелинейности и открытого мира в пользу более цельной и интересной истории. Оказались упразднены и многие обещанные механики.
Но кто же мог подумать, что упразднено будет ВСЁ, кроме диалогов и бега?
Но сначала о плюсах. Игра красивая.
Нет, правда.
Декорации по большей части просто потрясающие, и весьма детально проработанные. Костюмы шикарные и, судя по всему, исторически достоверные. Неплохо работает освещение, туманы и дожди. И да, это Unreal-5, он могёт, но и художники тоже знатно постарались. 
Увы, но, кажется, больше не старался никто. Ни гейм-дизайнеры, ни сценаристы, ни тестировщики. 
Главная проблема - в игре тупо... не во что играть. В ней нет геймплея. Нельзя же назвать геймплеем ту унылую беготню от одного безликого (в прямом смысле слова) непися к другому, с целью выслушать унылый но бесконечно долгий диалог, чтобы получить задание сбегать к другому неписю с ровно тем же лицом, и не менее пустым и монотонным диалогом. Реально, 90% времени вы либо бежите от одного персонажа к другому, либо слушаете диалоги. Бездарно написанные, безэмоционально озвученные, отвратительно анимированные и главное - пустые и неинтересные. Игра, действие которой разворачивается в пучине конфликтов и противоречий, умудряется не вовлечь игрока ни в один из этих конфликтов. Все это проходит как бы мимо нас, и поэтому нам совершенно пофиг на происходящее. Кроме того, в какой-то момент ты твердо осознаешь, что все эти бесконечные пробежки и диалоги созданы с одной целю - отчитаться инвесторам о полусотне часов сюжетного геймплея. 
Сама беготня, несмотря на красивые декорации и даже наличие собственной неплохо анимированной Плотвы не вызывает ничего, кроме уныния и раздражения. Окружение совершенно мертво и неинтерактивно, персонаж намертво утыкается в любой плетень или заборчик, а то и просто в невидимую стену, коих тут полно, порой просто посреди леса. 
Изредка бегательно-говорильное нудилово прерывается на мини-игру закликай врага, пока он не закликал тебя. Боевкой это халтурное говно, напоминающее то ли Готику-3, то ли Корсаров-2 в худших их проявлениях, назвать сложно. 
При этом персонаж обладает неудержимой инерцией груженой фуры, не умеет прерывать атаки, парирования тут нет, а для кучи (говна) какой-то гений решил ОГРАНИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО УКЛОНЕНИЙ. Видимо, чтобы никто не уклонялся. Кроме врагов. У них этого ограничения нет. В итоге единственная рабочая тактика - закликать врагов, пока не закликали тебя. А еще - между боями здоровье не восполняется - надо потом каждый раз бегать искать колодец, чтобы испить воды байкальской.
 Все это настолько мучительно, что к середине игры ты готов на все, лишь бы избежать сражений.
Тут-то игра и предложит еще одну механику! 
СТЭЛС и скрытность!
Увы, но "стэлс" (исключительно в кавычках) здесь схематичный и убогий настолько, что даже сравнение с первым Хитманом, NOLF или старенькой Thief будет слишком большим комплементом. Это убожество со слепоглухими врагами даже комментировать не хочется.
В итоге, прохождение игры складывается из мучительных занятий:
- мучительная беготня (45%)
- мучительные диалоги (40%)
- мучительные бои (15%)
Ну и знаете, в чей самый прикол?
В игре, которая должна была стать нашим Ведьмаком и Асассином в одном лице, НЕТ экономики и лута. СОВСЕМ. То есть реально, создатели, получив полмилиарда бюджетных денег не смогли прикрутить в свою игру такую базовую механику, как экономика. Поэтому здесь НЕТ ЛУТА И ТОРГОВЛИ.
Ролевка без торговли, понимаете, да?
Ролевка. Без. Торговли.
Новую саблю не купить, новую шапку не купить, красные штаны, чтобы все тебе два разу "Ку" делали - НЕ КУПИТЬ!
Ну зато тут есть прокачка. 
Уровень реализации - как у стэлса. Для галочки. На деле же это лютая халтура, сделанная на коленке. Вся прокачка сводится к установке самоцветов и оберегов в какие-то гнезда для пассивного повышения отдельных характеристик. Всё.
Никаких перков и новых умений, никаких характеристик, влияющих на прохождение (типа дипломатии, обаяния, силы, харизмы и тд). Чисто вставляем камушки и волшебно-немыслимым образом становимся сильнее.
То есть вы представляете, насколько интересно исследовать игровой мир, в котором вы НЕ ПРОКАЧАЕТЕСЬ и НЕ НАЙДЕТЕ ЦЕННЫЙ ЛУТ. В лучшем случаи за побочные квесты и найденные тайники вы получите "камушек". Блин, да колечки в играх про ёжика-Соника собирать было больше смысла.
Кстати система образов, которая позиционировалась как смесь классов и социальной роли, оказалась таким же пшиком, как и все остальное. Образы - это чисто костюмчик и строго фиксированный под этот костюм набор вооружений. Который можно в любом момент поменять. Учитывая, что играются все виды оружия одинаково (отвратительно), а влияние костюма на отношение некоторых неписей меняет геймплей и прохождение примерно никак, то смысла в этом маскараде по итогу - ноль.
Это просто еще одна механика "для галочки" (ну и для развода игорьков).  
Про что я не рассказал?
Про сюжет?
А вы попробуйте уследить за ним в бесконечных пустопорожних диалогах, написанных как будто нейросетью. Там уже после первого часа игры ты просто теряешь нить повествования и мотивацию персонажа, и дальше просто плывешь (ползешь) по течению, не особо вникая в происходящее.
Я на данный момент прошел игру наполовину, и из сюжета понял, что наш ГГ - Юрка Милославский помогает Минину и Пожарскому собирать ополчение. Всё. Завораживающе.
Я не буду подробно распинаться про нахрен ненужную и кривую систему "морали", про сотни багов, в том числе блокирующих прохождение, про смену дня и ночи через... подзагрузку, и прочие "радости" данного столь широко раскрученного проекта.
Просто уже слов нет.
Игра пуста и невыносимо, невыразимо, бесконечно... СКУЧНА. 
И вот обидно, честно говоря. Такую идею, такой сеттинг,  ̶т̶а̶к̶и̶е̶ ̶д̶е̶н̶ь̶г̶и̶ просрали.
Со всеми скидками на небогатый опыт разработчиков (а зачем давать госденьги неопытным, кстати?) и сжатые сроки, очень обидно получить на выходе откровенную халтуру.
Слишком большой фронт работ? Так может не стоило делать игру на 50+ часов болтовни и ходьбы? Может стоило сделать более камерное, но и более тщательно проработанное приключение? С интересным, лихо закрученным сюжетом, с живым окружением, с миром, который интересно исследовать? Если уж бы так хотели упор на диалоги, так может стоило брать жанр визуальной новеллы, типа игр TellTale, в разы менее трудо- и бюджетозатратный?  
И нет, это не "интерактивный учебник истории", как уже успели заявить некоторые. Истории тут минимум, и она, вместе с сюжетом, тонет в заунывных диалогах картонных одноликих персонажей. 
Не соглашусь я и с призывами поддержать игру, потому что она НАША и патриотичная. Поощрять халтуру нельзя ни при каких обстоятельствах. Да и патриотично ли выдавать людям, да за государевы гроши, такой вот игросодержащий продукт?
Про идейный посыл пока молчу, ибо игру до конца не прошел. 
В общем предварительный вердикт таков:
ПОТРАЧЕНО.
Если и пройду до конца, то только ради обзора на канал.
avatar
Эх, Клим Саныч заляпался)
avatar
Сергей Бенкалюк, Вообще, он в первом же дневнике разработчиков начал с "Я не учавствую в разработке игры Смута, я не являюся консультантом игры Смута")
avatar
sert, я просто не далее чем вчера смотрел жуткий  получасовой геймплейный ролик, где моделька Кринжа Жуткова (анимация — жир!) говорила голосом Клима Жукова и преследовала протагониста методом телепортации ко всем возможным точкам, давая справку уровня "рассказать всё за 10 секунд". Не знаю, кому как — но я страшно повеселился. Допускаю, что это была не финальная сборка, а какая-то из технических, но...
Что ж, в мире чистогана учёные будут озвучивать и нахваливать хоть "Смуты", хоть курсы сверхпрограммистов (очевидно, кто-то с этих курсов игру-то и сляпал), хоть корм-гэнг какой. Мы их не за это любим и ценим. Да и в качестве пасхалки нам как бы намекает соответствующее старание К.Ж. при озвучивании. Ну, мне хочется так думать)
avatar
Эксперимент, очевидно, неудачный. Надо срочно выделить ещё больше средств!
avatar
Ждём народных модов с лаптой и хором половецких девушек)
avatar
Есть мнение, что получено было не полмиллиарда, а миллиард за счет дополнительных грантов. Т.е. игра за 11 млн долларов имеет такое качество -- это по моему мнению наглое "осваивание средств".
Информация о миллиарде из данного ролика: https://youtu.be/zQ9mTc2HcDE
avatar
Терзали меня смутные сомнения, ещё на стадии первых слухов по игре,  судя по всему не зря
Я удивлен как им изначально деньги выделили. Там команда без опыта нормальной разработки и состав довольно странный. Видать все не с проста если вы понимаете о чём я. У кого-то есть не имеющий аналогов в мире "wifi" микроконтроллер, а кто-то сделал наш ответ ведьмак. Печально что из годной инициативы получили очередной уже не фонд кино, а фонд игор. И это при том что талантливых команд у нас хватает и в таком сеттинге как в смуте можно было действительно сделать что-то типо нашей игры престолов, но получили что получили.
avatar
SdGlokta, К сожалению не все можно списать на коррупцию. Почему к сожалению, потому что коррупционера можно посадить и решить проблему. А дурака сажать не за что, потому что он искренне верит, что оно вот прям аналоговнет и самое лучшее, а станет еще лучше если каких то пару ярдов денег дадите.
avatar
Бакс, проблема с коррупцией, боюсь, не решается простой посадкой коррупционеров, ибо если есть система, продуцирующая коррупцию, то новые коррупционеры очень скоро займут место старых. Не говоря о том, что даже этап "посадить" - уже практически невозможен
avatar
Посмотрел интервью разработчика у Островской. В процессе начал даже как то симпатизировать ему. Ну как, обычный сибирский мужик пытается сделать что то хорошее, а кругом враги. А потом узнал что из за того, что данное интервью (очень даже комплементарное) вышло без предварительной цензуры, озвучку персонажа Островской вырезали и переозвучили. И это при проблемах с бюджетом. И хотя в данном случае никого не поддерживаю, потому что солидарен с одним из персонажей кф Брат: "Пидоры они все". Да и это прям поступок для "мужика"
avatar
Да и проблемы с бюджетом при разработке такие страшные, что сейчас игра из каждого утюга видна. И конечно же все стримеры совершенно забесплатно в нее играют. Как те ежики, которые плачут, колются но продолжают есть кактус.
avatar
Прастити
avatar
Евген Ринадыч, 🤣
avatar
Евген Ринадыч, BeamingFace
avatar
Роспилено.
Отчитались.
Змагары говорили, что лучше бы сделали полноценную игру в сеттинге "Русы против ящеров".
А вообще вот же у нас есть разработчики настоящие и опытные — те же мандфиш (которые не могут с каноном сердца определиться, что теперь поносокнига никаконо), те же saber игры делать умеют.
Но нет, какой-то там дядька в пиджаке 54 размера что-то там про игры слышал и грант выделил по рекомендации хорошим людям.
Показать ещё ответы
avatar
KoTe2014, Тут надо смотреть в чём опыт этих людей проявляется. Стоит только озвучить "боевой путь" генерального директора Копцева (Alawar, Wargame), то сразу всё становится понятно.
Николай Донец, согласен: тут моя вина есть, что вы меня не так поняли - я забыл поставить кавычки.
avatar
Не хочу показаться брюзгой, пессимистом и т.д., но чтобы проект такого ранга получился хотя бы не-таким-уж-плохим, должно сойтись СТОЛЬКО звёзд на небе. Редкость - стим не даст соврать. Глупо кинуть денег левым челикам, чей сайт - очень всратый лэндосик на коленке (уже подозрительно, но ок), и ожидать чего-то феерического. Деньги они, конечно, освоят... (это законченная мысль, да). Не буду перечислять, что нужно для успеха, но у этих ребят не было и половины (не могло быть, потому что геймдев из воздуха появиться не может, никак и никогда - он всегда вырастает из геймдева поменьше). + Подозреваю, что львиная доля команды работала на аутсорсе и постоянно менялась. Плюс деньги тут явно не на ААА и близко, даже если миллиард.
Парадокс, но если бы это была не средняя коммерческая контора, допустим, а какая-то инициативная группа друзей, над которыми нет дегенератов-менеджеров и гендира (в чьих карманах часто незаслуженно оседает часть средств), то шансы на годноту были бы куда выше.
avatar
Глупо - со стороны инвесторов, в смысле. Я, например, вообще ничего не ожидал, потому что даже не слышал, что Смута в разработке - как-то прошло мимо.
Ещё поясню насчёт шансов на годноту - имел в виду, что это уже не был бы проект ААА, а просто могло получиться хорошо, хоть и менее масштабно.
avatar
Самое горькое - ну есть же у нас по-настоящему талантливые разрабы же (котосовы, майнжфишы, мортёшка, форквотеры) которые и появились относительно недавно, но которые же вынуждены ориентироваться на запад ввиду рыночка и которые, более того, делают топовые (в своём сегменте) игры мирового уровня. Ну вот что мешает им дать денег? У нас даже мододелы блин есть, которые способны сделать условный Mount&Blade Огнёв и Мечём заново сделать на движке по-современней (а я именно этого ожидал от Смуты). Но нет. Даём ГОРУ бабок левым ноунеймам без опыта (ставлю на "связи")...
П.с. А потом мы удивляемся, как Амазон выделяет бешеные бабки ноунеймам на говно, хотя у нас то же самое
avatar
MrMuf, Деньги дают только тем, кто генетически более талантливый. Что тут не понятного?
avatar
Даниил, терпи))
Страдаешь ради народа, как Виталик с ixbt)
Показать ещё ответы
avatar
Taganay, Ну, вероятно, это знак судьбы, что дальше особо проходить смысла нет)
Или разрабы спецом ограничили, чтобы финал доделать😂
Вот интересно, её хоть кто-то прошёл вообще? Надо стрим глянуть, чем затея у ixbt закончилась))
avatar
Mr_HSE, да они там пока в первой трети ковыряются
avatar
Дань, они же на грант подались. А там - жёсткие требования, там уже не отделаешься небольшой камерной игрой. И срок разработки не затянешь. Иначе потом на твоей шее затянется петля государственного гнева.
Когда у тебя контракт с государством - никакое творчес... то есть самодеятельность невозможна. Написано "100+ квестов, 50+ часов прохождения" и ещё десяток параметров - вынь да положь. На играбельность там никто не смотрел, не смотрит и смотреть не будет.
avatar
Николай Пасько, да, я понимаю. Но смысл тогда вписываться в такой блудняк, если в конце в любом случае вилы?
avatar
Taganay, бабки, бабки, сука, бабки!
Хз, для меня понятная и печальная история: у государства был запрос на патриотическую духоскрепную игру, у студии был запрос на крупный проект. Они слились в экстазе - при этом ни те ни другие даже не подумали, что регулироваться это будет так, что ничего хорошего ждать нельзя.
Студия не подумала потому что, видимо, никогда с таким не сталкивалась (у меня тоже был шок, когда я узнал, как это работает) - а государство не подумало, потому что некогда.
avatar
Класс;)!

Уровни подписки

Поддержка канала - 1

$ 1,13 в месяц
За финансовую поддержку регулярного контента на канале Taganay Вы, независимо от суммы, получаете... регулярный контент, как ни странно ) Еще и без навязчивых рекламных интеграций. А кроме того:
1. Просмотр всех роликов на сутки раньше остальных
2. Упоминание в титрах
3. Эксклюзивные видео и другие материалы. Самые свежие новости.
5. Участие в выборе объекта для следующего обзора
6. Участие в розыгрышах приятных подарков от автора канала

Поддержка канала - 2

$ 2,25 в месяц
Все те же бонусы:
1. Просмотр всех роликов на сутки раньше остальных
2. Упоминание в титрах
3. Эксклюзивные видео и другие материалы. Самые свежие новости.
5. Участие в выборе объекта для следующего обзора
6. Участие в розыгрышах приятных подарков от автора канала

Поддержка канала-3

$ 5,7 в месяц
Как ни странно - все те же бонусы:
1. Просмотр всех роликов на сутки раньше остальных
2. Упоминание в титрах
3. Эксклюзивные видео и другие материалы. Самые свежие новости.
5. Участие в выборе объекта для следующего обзора
6. Участие в розыгрышах приятных подарков от автора канала

Мега- поддержка

$ 11,3 в месяц
1. Просмотр всех роликов на сутки раньше остальных
2. Эксклюзивные видео и другие материалы. Самые свежие новости.
3. Участие в выборе объекта для следующего обзора
4. Участие в розыгрышах приятных подарков от автора канала
5. Упоминание в титрах никуда не делось

Супер-поддержка

$ 22,5 в месяц
1. Благодарность зачитывается вслух в конце ролика
2. Просмотр всех роликов на сутки раньше остальных
3. Эксклюзивные видео и другие материалы. Самые свежие новости.
4. Участие в выборе объекта для следующего обзора
5. Участие в розыгрышах приятных подарков от автора канала
6. Упоминание в титрах никуда не делось

ЭПИК-поддержка

$ 57 в месяц
1. Благодарность зачитывается вслух в конце ролика
2. Просмотр всех роликов на сутки раньше остальных
3. Эксклюзивные видео и другие материалы. Самые свежие новости.
4. Участие в выборе объекта для следующего обзора
5. Участие в розыгрышах приятных подарков от автора канала
6. Упоминание в титрах никуда не делось  
Наверх