RU
Alexander Stankevichius
Alexander Stankevichius
407 подписчиков

О деконструкции истории. Новый национальный миф.

Господа, как вы знаете, в данный момент я посвящаю свое научное и творческое внимание развитию концепции "двух политических традиций". Я выделяю две политические традиции, имеющие место в российской политической культуре: имперскую (великодержавническую) и республиканскую (условно либеральную), которые существуют в России на протяжении многих сотен лет.
В рамках имперской традиции Россия как таковая может существовать  только в формате империи. Этот формат подразумевает государствоцентричное общество, управляемое авторитарным лидером и находящееся в антагонистических отношениях с окружающим миром. Россия в имперской традиции - отдельная цивилизация со своими уникальными ценностями, враждебными западным. Имперски настроенные политики и интеллектуалы делают акцент на внешней политике (описывая её в категориях борьбы), захвате новых территорий и распространении влияния не-рыночными рычагами. Равнодушие ко внутреннему развитию, в котором видят даже угрозу устойчивости режиму, приводит к тому, что рано или поздно Россия терпит поражение в войнах или впадает в состояние смуты, дорого оплачивая имперские амбиции жизнями подданных и их благосостоянием.  
О том, что представляет собой имперская политическая традиция я уже написал несколько больших статей: 
Последняя статья, посвященная имперской политической традиции, будет опубликована в августе — это "Имперские идеи, от которых мы страдаем. Часть вторая". После чего я приступаю к исследованию республиканской политической традиции и далее я хотел бы познакомить вас с кратким содержанием данного исследования. 
Республиканская (либеральная) политическая традиция в России, как и имперская, выражалась в институтах, через литературу и идеи. Она подразумевает развитие России как национального государства современного типа, включенного в международные отношения в качестве экономически развитой лидирующей державы. Государство не является центром жизни в рамках этой традиции, отдавая приоритет человеку, национальной культуре, самоуправлению, модернизации, благосостоянию граждан. Представители республиканской (либеральной) традиции стремились превратить великороссов из подданых в граждан, из народа в нацию. В общем это стремление можно назвать "движением за обретение политической субъектности", и в него можно включить представителей самых разных идеологий, объединенных взглядом на русского человека как на индивида и гражданина (а не юнита/подданного). 
Для изучения всех возможных форм республиканской традиции мы рассмотрим всё, что так или иначе связано с нею. Даже столь косвенный, на первый взгляд, феномен хутора, который мы противопоставляем крепостному праву и уравнительно-передельной общине. Эта тема ещё недостаточно раскрыта в научно-популярной литературе, в то время как, на мой взгляд, она имеет ключевое значение для понимания "русской души" и противоречий современного российского общества. 
Не менее важно рассмотрение религиозного вопроса. Дело в том, что, по моему мнению, христианство в России имело очень поверхностное развитие, ибо в момент объединения церкви и государства прекратилась миссионерская деятельность, а её место заняла формальная принадлежность к государственному организму через инициацию в госцеркви. Таким образом, религия в России с определенного момента стала официальным государственным культом, аналогичным тому, что был в Римской империи. Все, кто был опасен для культа - был опасен и для государства. Поэтому религиозным гонениям подвергались старообрядцы и униаты, а выход из православия был запрещен вплоть до 1905 года. Механизм таких гонений описан в цикле статей "Религиозные гонения в Древности и Античности". Чем он отличался от инквизиции и отношений церкви и государства в Западной Европе - об этом будет отдельная статья.
Будет уделено внимание институтам политической субъектности, существовавшим на Руси до возвышения Великого княжества Московского и превращения его в Русское царство (вече). Не забудем и про Земской собор - что он собой представлял и по какой причине канул в Лету. В XVIII-XX веках российские мыслители стали создавать проекты конституции, которая должна была бы преобразить архаичное самодержавное государство в современную представительную державу. Требования конституции и парламента стали центральными сюжетами в русской революции 1905 года и, в неявном виде, остаются актуальными по сей день - эти сюжеты так же будут рассмотрены. 
Стремление к субъектности охватывало не только интеллектуалов и низы, но и правителей России, и министров. Не все цари были эгоистичными властолюбивыми самодержцами. В российской истории есть и такие правители, как Петр III-й, Павел I-й, Александр I и II-й, есть Сергей Витте и Алексей Косыгин, Михаил Горбачев и Егор Гайдар. Это люди разных эпох, но они были едины во мнении, что Россия должна стать родным домом для своих жителей, а не источником ресурсов для имперских амбиций. Эта тема будет раскрыта в соответствующем цикле статей. 
Список тем, которые будут рассмотрены в рамках этой масштабной работы.
- Вечевые собрания в Новгороде, Пскове и других княжествах Руси и причины их исчезновения. 
- Феномен Земского собора в Русском царстве.
- Хуторяне Великороссии до введения имперского крепостного рабства.
- Религиозное диссидентство и религиозные гонения в России имперской эпохи.
- Борьба за отмену крепостного права в великороссийской интеллектуальной среде (начиная с Александра Радищева). 
- Восстания Пугачёва и Степана Разина. Крестьянские войны против имперского правительства. 
- Критический либеральный патриотизм в трудах великороссийских классиков.
- Трагедия трёх неудавшихся реформаторов: Петра Третьего, Павла Первого и Александра Первого. 
- Феномен декабристов, их труды и проекты.
- Миф об освобождении крестьян Александром в 1861 году и связанное с этой неудачной реформой развитие идей радикального народничества. 
- Великорусский анархизм: от Бакунина и Кропоткина до Светова. 
- Народовольцы и прочие радикальные противники самодержавия.
- Реформаторы и модернизаторы России: Витте, Бухарин, Косыгин, Горбачёв, Гайдар, Касьянов.
- Феномен эсеров и кадетов.
- Люба мне буква «Ка» - русское рыцарство в борьбе с тиранией: Каннегисер, Конради, Каплан, Коверда. Вера Засулич. Валерий Саблин. Смелые смутьяны и вольнодумцы как отражение великорусского духа. 
- Белое движение как движение за субъектность. Гражданская война 1917-1923 как отражение борьбы двух традиций: имперской и республиканской. 
- Проекты Конституции России в XIX-XX столетии. 
- Российская республиканская традиция в новой России: Немцов, Навальный, Яшин и другие. 
Как вы понимаете, масштаб задуманного - огромен. Можно сказать, что в рамках этой работы предстоит сформировать новый национальный миф, предварительно деконструировав тот подход к истории, который можно назвать казённым (и это не удивительно, так как интерпретацией истории в нужном для самодержавия свете занимались еще в XVIII веке, а затем это дело продолжили большевики). Поэтому буду благодарен любому конструктивному совету, в частности по литературе. Не откажусь и от подсказок в отношении тем для исследования. 

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх