Бог, семья и частная собственность в европейских конституциях
Рекомендую прочитать эту статью, которую я написал в январе 2020 года, в качестве "десерта" перед грядущей статьей о традиционных ценностях в России.
В далеком 2009 году коммунист Борис Кашин внес в Госдуму законопроект, предлагающий убрать из гимна России упоминание Бога ( “Хранимая Богом родная земля”). Впоследствии я неоднократно встречался с мнением, что Богу не место в официальных документах, и что Россия — светская страна. Атеисты зачастую отсылают нас к светским странам Европы, где Бога как будто бы и нет, а вот Россия все больше и больше “катится” в религиозное мракобесие. С другой стороны, российские патриоты тоже частенько напоминают, как европейцы “загнивают” в разврате, как там распадается институт семьи и расползается безбожие. Кстати, распаду института семьи радуются и наши прогрессисты. Но что если они все ошибаются?
Ниже мы рассмотрим большую часть писаных европейских конституций по конкретным вопросам: упоминание в них Бога/христианства; определение семьи, наличие упоминания об отцовстве; определение и гарантии частной собственности.
Бог и христианство в европейских конституциях (основном законе)
Оказывается, в европейских конституциях мы встречаем Бога довольно часто. Иногда даже вот в таком виде, как в начале конституции Ирландии: “Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства, Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний,вспоминая с благодарностью и непрестанную борьбу за восстановление независимости нашего народа и стремясь способствовать общему благу с должным уважением к Благоразумию, Справедливости и Милосердию, с тем чтобы были обеспечены достоинства и свободы человека, достигнут подлинный социальный порядок, восстановлено единство нашей страны и достигнуто согласие с другими народами, таким образом одобряем, издаем и устанавливаем для себя эту Конституцию”. В статье 12.8 читаем: “Президент должен вступить в должность, принимая и публично подписывая в присутствии членов обеих палат Парламента, судей Верховного суда и Высокого суда и других общественных деятелей следующую декларацию: “Перед Всемогущим Богом я торжественно и искренне обещаю и заявляю, что я буду поддерживать Конституцию Ирландии и соблюдать законы и что я буду исполнять свои обязанности честно и сознательно в соответствии с Конституцией и законами, и что посвящу мои способности службе и благосостоянию народа Ирландии. Бог направит и поддержит меня”. Также делают и члены Государственного совета “Перед Всемогущим Богом я …” В статье 44 написано: “ Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его именем, уважать и почитать религию”.
В Основном законе Федеративной республики Германия читаем в Преамбуле: “Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми”. В статье 56 также: “Федеральный президент при своем вступлении в должность приносит перед собравшимися членами Бундестага и Бундесрата следующую присягу: “Я клянусь посвятить свои силы благу немецкого народа, приумножать его достояние, оберегать его от ущерба, соблюдать и охранять Основной закон и законы Федерации, добросовестно исполнять свои обязанности и блюсти справедливость по отношению к каждому. Да поможет мне Бог.” Присяга может быть принесена и без религиозного обращения”.
В Основном законе Венгрии, принятом в 2011 году, упоминается и христианская природа страны, и Бог. Он начинается с обращения “Боже, благослови венгров”! И далее продолжает: “Мы признаем роль христианства в сохранении нации. Уважаем различные религиозные традиции нашей страны”; “Мы, депутаты Государственного Собрания, избранного 25 апреля 2010 года, осознавая свою ответственность перед Богом и людьми, пользуясь полномочиями по принятию Основного Закона, настоящим принимаем изложенный выше первый единый Основной Закон Венгрии”.
В Конституции Литовской республики, в статье 5 устанавливается такой текст присяги члена Сейма: «Я, (имя, фамилия), клянусь хранить верность Литовской Республике; клянусь уважать и исполнять ее Конституцию и законы, охранять целостность ее земель; клянусь всеми силами укреплять независимость Литвы, честно служить Родине, демократии, на благо людей Литвы. Да поможет мне Бог!» Присягу разрешается приносить и без последнего предложения”.
В Конституции Нидерландов в тексте присяге регента, короля, депутатов присутствует одно и то же окончание: “Да поможет мне в этом Всемогущий Бог! (Таково мое обещание!)”.
В Конституции Польши преамбула гласит следующее: “Заботясь о нынешней жизни и о будущем нашего Отечества, восстановив в 1989 году возможность суверенно и демократически определять его судьбу,
мы, Польский Народ — все граждане Республики, как верующие в Бога, являющегося источником истины, справедливости, блага и красоты, так и не разделяющие этого верования, а выводящие эти универсальные ценности из других источников, равные в правах и обязанностях по отношению к общему достоянию — Польше, благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, оплаченную огромными жертвами, за культуру, коренящуюся в христианском наследии Народа и общечеловеческих ценностях, продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республик, обязанные передать будущим поколениям все ценное из результатов более чем тысячелетнего развития, связанные узами общности с нашими соотечественниками, рассеянными по миру, осознающие потребность в сотрудничестве со всеми странами для блага Семьи Человечества, помнящие печальный опыт времен, когда основные свободы и права человека в нашем Отечестве подвергались грубым нарушениям, стремясь навсегда гарантировать гражданские права и обеспечить добросовестность и эффективность деятельности публичных институтов, с чувством ответственности перед Богом или перед собственной совестью, устанавливаем Конституцию Польской Республики как основные права для государства…”
мы, Польский Народ — все граждане Республики, как верующие в Бога, являющегося источником истины, справедливости, блага и красоты, так и не разделяющие этого верования, а выводящие эти универсальные ценности из других источников, равные в правах и обязанностях по отношению к общему достоянию — Польше, благодарные нашим предкам за их труд, за борьбу за независимость, оплаченную огромными жертвами, за культуру, коренящуюся в христианском наследии Народа и общечеловеческих ценностях, продолжая наилучшие традиции Первой и Второй Республик, обязанные передать будущим поколениям все ценное из результатов более чем тысячелетнего развития, связанные узами общности с нашими соотечественниками, рассеянными по миру, осознающие потребность в сотрудничестве со всеми странами для блага Семьи Человечества, помнящие печальный опыт времен, когда основные свободы и права человека в нашем Отечестве подвергались грубым нарушениям, стремясь навсегда гарантировать гражданские права и обеспечить добросовестность и эффективность деятельности публичных институтов, с чувством ответственности перед Богом или перед собственной совестью, устанавливаем Конституцию Польской Республики как основные права для государства…”
Союзная Конституция Швейцарской Конфедерации, принятая в 1999 году, вообще начинается со слов “Во имя Всемогущего Бога!”
Конституция Латвии свою преамбулу оканчивает словами: “Боже, благослови Латвию!” Там же читаем, что “идентичность Латвии в культурном пространстве Европы с давних времен формируется латышскими и ливскими традициями, латышской жизненной мудростью, общечеловеческими и христианскими ценностями”.
В 82 статье Румынской Конституции текст присяги президента страны содержит фразу “Да поможет мне Бог!”. Похожая формула есть в норвежской конституции для короля, принца и принцессы: “Я обещаю и клянусь, что буду править Норвежским Королевством в соответствии с ее Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий”.
Греческая конституция особенно религиозна, с чем может конкурировать с Ирландией. Статья 3 гласит: “Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции…”
Разумеется, не все европейские конституции упоминают Бога и христианство. О Боге нет ни слова в австрийской, испанской, португальской, французской, эстонской, чешской, итальянской, шведской, бельгийской, словацкой, словенской, хорватской, сербской, болгарской конституциях. Важно понимать, что присутствие слова “Бог” в основном законе страны никак не отражает религиозность её жителей. Скажем, в Италии куда более верующие граждане, чем в Норвегии, где Бог упомянут в той части документа, которая относится к 1905 году. Тем не менее, Бог вполне себе присутствует в основных документах по меньшей мере десяти развитых европейских стран, не смотря на их светский характер.
Семья в конституциях
Как известно, в российской конституции семья не представлена как основа общества. Статья 38, посвященная семье, очень лаконична. Вот все, что там написано: “1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях”. По какой-то причине, формулировка имеет выраженный матриархальный характер — ничего не сообщается об отцовстве. А как обстоит дело в конституциях других европейских стран?
Начнем с ирландской конституции. Статья 41 гласит: “Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему. Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства. В частности, государство признает, что женщина ее домашней жизнью оказывает государству поддержку, без которой нельзя достигнуть общего блага. Государство должно прилагать усилия к тому, чтобы матери не были вынуждены экономической необходимостью заниматься работой в ущерб их домашним обязанностям. Государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок”. Чувствуете разницу? Семья рассматривается как основа общества и нравственный институт.
В Основном законе ФРГ дело обстоит не столь радужно (в правильном смысле этого слова), в статье 6 читаем: “(1) Брак и семья находятся под особой защитой государства. (2) Уход за детьми и их воспитание являются естественным правом родителей и их первейшей обязанностью. Их осуществление находится под наблюдением государства. (3) Дети могут быть отобраны у семьи вопреки воле лиц, уполномоченных на их воспитание, лишь на основании закона, если последние не справляются со своими обязанностями, или если дети по другим причинам могут оказаться беспризорными. (4) Каждая мать имеет право на защиту и поддержку общества. (5) Внебрачным детям законом обеспечиваются условия для физического и духовного развития, а также положение в обществе наравне с детьми, рожденными в браке”. Хорошо, что упомянуто о естественном праве, но плохо, что право на защиту имеет только мать, но не отец.
В Основном законе Венгрии находим довольно интересные формулировки: “Мы убеждены в том, что самая важная база нашего существования — это семья и нация, основополагающие ценности нашего единства — это верность, вера и любовь…”. В статье L: “Венгрия защищает институт брака как добровольно установленные супружеские отношения между мужчиной и женщиной, а также семью, как основу сохранения нации”. Довольно неплохо и лаконично — семья основа нации, все четко и ясно.
Точно так же основой общества семья объявляется в литовской конституции, в статье 38. И, пожалуй, формулировка этой статьи наиболее приближена к право-консервативным европейским ценностям: “Семья является основой общества и государства. Государство охраняет и опекает семью, материнство, отцовство и детство. Брак заключается по свободному согласию мужчины и женщины. Государством регистрируется брак, рождение и смерть. Государство признает и церковную регистрацию брака. Права супругов в семье равны. Право и обязанность родителей — воспитывать своих детей честными людьми и преданными гражданами, содержать их до наступления совершеннолетия. Обязанность детей — уважать родителей, опекать их в старости и бережно относиться к их наследству”.
В польской конституции, как ни странно, учитывая их религиозную преамбулу, статьи о семье очень лаконичны. Статья 18 гласит, что “брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство и родительство находятся под охраной и покровительством Польской Республики”. В статье 71: “Государство в своей социальной и хозяйственной политике принимает во внимание благо семьи. Семьи, находящиеся в трудном материальном и социальном положении, особенно многодетные и неполные, имеют право на особую помощь со стороны публичных властей. Мать как до, так и после рождения ребенка имеет право на особую помощь публичных властей, объем которой определяет закон”.
Швейцарская конституция о семье гласит следующее. В статье 8, посвященной равноправию, читаем, что “мужчина и женщина равноправны. Закон обеспечивает их равное правовое и фактическое положение, прежде всего в семье, обучении и труде”. В статье 14 “право на брак и семью гарантируется”. В статье 116 “союз при выполнении своих задач учитывает потребности семьи. Он может поддерживать мероприятия по охране семьи”. В целом, ничего особенного, но не упущено равноправие отцов и матерей в семье.
В латвийской конституции семья “составляет основу сплоченного общества”. В 110 статьей написано: “Государство защищает и поддерживает брак — союз между мужчиной и женщиной, семью, права родителей и детей. Государство особо помогает детям-инвалидам, детям, которые остались попечения родителей или пострадали от насилия”.
Румынская конституция, статья 44, гласит: “Семья основывается на браке, заключенном по свободному согласию супругов, на их равенстве и на праве и обязанности родителей вырастить детей, обеспечить их воспитание и обучение”. Примерно то же самое гарантирует конституция Болгарии.
Греческая конституция, в статье 21, объявляет семью “фундаментом сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под охраной государства”.
Итальянская конституция, в статье 29, провозглашает: “ Республика признает права семьи как естественного союза, основанного на браке. Брак построен на моральном и юридическом равенстве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи”. В статье 31 говорится, что “Республика экономическими и другими мерами способствует созданию семьи и выполнению семейного долга, уделяя особое внимание многочисленным семьям. Республика покровительствует материнству, детям и молодежи, оказывая содействие соответствующим учреждениям”. По всей видимости, республика плохо справляется со своими обязанностями, ибо в Италии крайне низкая рождаемость.
Меня порадовала конституция Португалии. В ней целая статья 68 называется “Отцовство и материнство” и гласит следующее: “1. Отцы и матери имеют право на защиту со стороны общества и государства в выполнении своей незаменимой роли по отношению к детям, в частности в том, что касается совмещения воспитания детей с обеспечением профессиональной самореализации и участия в гражданской жизни страны. 2. Материнство и отцовство представляют собой выдающиеся общественные ценности. 3. Женщины имеют право на особую защиту во время беременности и после родов, при этом трудящиеся женщины имеют еще и право на освобождение от работы на соответствующий период без потери вознаграждения или каких-либо выгод. 4. Закон регулирует порядок реализации права матерей и отцов на освобождение от работы на соответствующий период с учетом интересов ребенка и нуждами семьи в целом”. На мой взгляд, португальская формулировка, наряду с литовской, является одной из лучших и полных среди статей о семье в европейских конституциях. Кроме того, в 67-й статье семья провозглашается “основной ячейкой общества” и “имеет право на защиту со стороны общества и государства и на создание всех условий, которые позволили бы ее членам реализоваться как личностям”.
В конституциях Чехии и Словакии почти одинаковая формулировка, упоминающая, помимо материнства, отцовство: “Материнство, отцовство и семья находятся под охраной закона. Гарантируется особая защита детей и молодежи” (статья 32 Чешской к.) и “Брак, материнство, отцовство и семья находятся под охраной закона. Гарантируется особая защита детей и молодежи” (статья 41 Словацкой).
В конституции Бельгии, Нидерландов, Швеции, Дании и Норвегии вообще не упоминается семья как общественный институт. По всей видимости, поскольку эти страны являются монархиями, основной закон страны регулирует, прежде всего, пределы власти монарха. Королю, принцам и принцессам посвящена большая часть текста этих документов. Очень вскользь о семье говорит австрийская, болгарская и французская конституции. Ничего особенного не находим в испанской и хорватской конституциях, кроме упоминания о защите семьи государством.
В целом, российская конституция уделяет семье как общественному институту очень мало внимания, а отцовство не охраняется государством вовсе. Наилучшими в этом отношении являются ирландская, португальская и литовская конституции и именно их я бы взял за образцовые. Об отцовстве упоминает по меньшей мере пять европейских конституций. Конституции монархий не вспоминают про семью, но это специфика основных законов конституционных монархий, где акцент сделан на ограничении власти монарха. Основой общества семью признает минимум шесть конституций. Три конституции признают семью и брак естественным правом.
Частная собственность в европейских конституциях
Здесь мы рассмотрим следующее: как упоминается частная собственность, какой формулировкой она гарантируется и упоминается ли свободное предпринимательство как основа экономического строя.
Начнем снова с ирландской, статья 43 этого документа гласит: “Государство признает, что человек, в силу того, что он разумное существо, имеет естественное, предшествующее позитивному праву, право частной собственности на внешние блага. Соответственно государство гарантирует, что не примет закона, направленного на уничтожение права частной собственности или общего права передавать, завещать или наследовать собственность”.
Статья 14 Основного закона ФРГ гласит: “Собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы определяются законами. Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу. Отчуждение собственности допускается только в целях общего блага. Оно может производиться только по закону или на основании закона, регулирующего характер и размеры возмещения. Возмещение определяется на основе справедливого учета интересов общества и заинтересованных лиц. Споры о размерах возмещения рассматриваются судами общей юрисдикции”.
В статье XIII Основного закона Венгрии: “Каждый имеет право на собственность и наследование. Собственность обязывает к общественной ответственности. Принудительная экспроприация объектов права частной собственности может осуществляться только в виде исключения, по общественной необходимости, на основании и в порядке, установленном законом, и при условии полного, безусловного и немедленного возмещения стоимости”.
Статья 42 итальянской конституции гласит: “Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также пределы с целью обеспечения ее социальной функции и доступности. В случаях предусмотренных законом частная собственность может быть изъята в общественных интересах, за исключением выплаты компенсации”. В следующей статьи читаем: “в интересах общества закон может первоначально закрепить или же посредством экспроприаций государством, и при условии выплаты компенсации передать государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к коммунальным службам или к источникам энергии или обладающие монопольные положения и составляющие предмет важных общественных интересов”. В 44-й статье: “в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений закон налагает обязательства на частную земельную собственность; устанавливает предельные размеры этой собственности, в зависимости от области и сельскохозяйственной зоны, благоприятствует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений и реконструкции производств; поддерживает мелкую и среднюю собственность”.
Литовская конституция и здесь, опять оказывается наиболее право-консервативной. В статье 46 читаем: “ Хозяйство Литвы основывается на праве частной собственности, на личной свободе хозяйственной деятельности и личной инициативе”. В статье 23 провозглашается, что “собственность неприкосновенна. Права собственности охраняются законами. Изъятие собственности возможно только в установленном законом порядке для общественных нужд и при справедливом возмещении”. В 24 статье: “Жилище человека неприкосновенно. Без согласия жильца войти в жилище не разрешается иначе, как только на основании решения суда или в установленном законом порядке в случае необходимости гарантирования общественного порядка, задержания преступника, спасения жизни, здоровья или имущества человека”.
В Конституции Польши о собственности говорится в статьях 20 и 21: “Социальное рыночное хозяйство, опирающееся на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, является основой экономического строя Польской Республики. Польская Республика охраняет собственность и право наследования. Экспроприация допустима только в том случае, если она осуществляется в публичных целях и за справедливое возмещение”.
Конституция Латвии в статье 105 так формулирует право собственности: “Каждый имеет право на собственность. Собственность нельзя использовать вопреки интересам общества. Право на собственность может быть ограничено только согласно закону. Принудительное отчуждение собственности в интересах общества допустимо только в исключительных случаях на основании отдельного закона за справедливое возмещение”.
Румынская конституция уделила собственности объемную статью 41. Она гласит, что “право собственности, а также долговые обязательства государства гарантируются. Содержание и пределы этих прав устанавливаются законом. Частная собственность в равной мере охраняется законом независимо от ее носителя. Иностранные граждане и апатриды не могут приобретать право собственности на земельные участки. Никто не может быть экспроприирован, кроме как в общественно полезных целях, устанавливаемых согласно закону, при справедливом и предварительном возмещении… Право собственности обязывает к выполнению задач, относящихся к окружающей среде и обеспечению добрососедства, а также к выполнению других задач, которые согласно закону или обычаю возлагаются на собственника. Законно приобретенное имущество не подлежит конфискации. Законный характер приобретения предполагается”.
Еще объемнее оказалась статья 17 конституции Греции. “Собственность находится под защитой государства, однако вытекающие из нее права не могут осуществляться в ущерб всеобщим интересам. Никто не может быть лишен своей собственности, кроме как в общественных интересах, подтвержденных должным образом, тогда и так, когда и как это определено законом, и во всяком случае при условии предварительной полной компенсации, соответствующей стоимости отчуждаемой собственности на момент слушания в суде вопроса о временном определении размера компенсации. При наличии прямой просьбы об окончательном определении размера компенсации учитывается стоимость на момент слушания этого вопроса в суде. Изменение стоимости собственности, имевшее место после опубликования акта об отчуждении, во внимание не принимается… При выполнении работ в интересах общества или имеющих важное значение для экономики страны закон может разрешать отчуждение в пользу государства территорий, превышающих размеры участков, необходимых для сооружения объекта. Этот закон определяет предпосылки и условия подобной экспроприации, а также порядок распределения и использования в государственных или общественных целях отчуждаемых территорий, находящихся за пределами участков, необходимых для сооружаемых объектов”.
Испанская конституция в статье 33: “Признается право на частную собственность и на наследование. Социальная функция этих прав ограничивает их содержание, в соответствии с законами. Никто не может быть лишен своего имущества и прав на него, кроме как по оправданной причине, связанной с общественной целесообразностью или с социальными интересами, при условии соответствующей компенсации и в порядке, установленном законом”.
Португальская конституция регулирует право собственности в 62-й статье: “Всем гарантируется в рамках Конституции право на частную собственность и ее передачу при жизни и после смерти. Реквизиция и экспроприация в общественных интересах могут быть осуществлены только на основании закона и при условии справедливого вознаграждения”. Однако в разделе “Экономическая организация общества”, в статье 80 “Основополагающие принципы” находим “сосуществование государственного сектора, частного сектора и кооперативного и общественного сектора, основанных на соответствующих формах собственности на средства производства” при “защите кооперативной и общественной собственности на средства производства”. Т.е. португальская конституция не защищает однозначно права частного собственника на средства производства.
Довольно неплохо обстоит дело во французской конституции. В декларации прав человека и гражданина 1789 года, входящей в конституцию современной Франции, читаем: “Так как собственность является неприкосновенным и священным правом, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливости и предварительного возмещения”.
В словацкой конституции, статья 20, “Каждый имеет право быть собственником имущества. Право собственности всех собственников имеет одинаковое законное содержание и защиту. Наследование гарантируется. Собственность обязывает. Запрещается злоупотребление собственностью и ее использование вопреки всеобщим интересам, охраняемым законом, или наносящее ущерб правам других лиц. Осуществление права собственности не должно причинять вред здоровью людей, природе, памятникам культуры и окружающей среде сверх норм, установленных законом. Лишение собственности или принудительное ограничение прав собственности допускается только в необходимой мере и в интересах общества, на основании закона и за соразмерное возмещение”. В чешской конституции текст 11-й статьи практически идентичен словацкой 20-й.
В шведской конституции провозглашается, что “собственность каждого гражданина защищается таким образом, чтобы никто не мог быть принужден к отказу от нее вследствие общей или какой-либо индивидуальной экспроприации или любого иного распоряжения; никто не должен быть ограничен в пользовании землей или строением, кроме случаев, когда это ограничение требуется для обеспечения важного общественного интереса. Лицо, лишившееся своей собственности вследствие экспроприации либо иного подобного отчуждения его собственности, должно получить компенсацию за ущерб”.
Хорошей защитой собственности может похвастаться датская конституция: “Право собственности неприкосновенно. Никто не может быть принужден отказаться от своей собственности, кроме тех случаев, когда того требует общественная необходимость. Изъятие собственности по причине общественной необходимости допускается только в порядке, установленном законом, при условии полной компенсации собственникам. Если принимается законопроект об экспроприации собственности, одна треть депутатов Фолькетинга может обратиться не позже трех недель со дня принятия законопроекта с требованием не передавать законопроект на одобрение Короля до проведения новых выборов Фолькетинга и повторного принятия законопроекта. Любой вопрос, касающийся законности экспроприации и размера компенсации собственникам, может быть оспорен в суде. Слушание дел по вопросу размера компенсации собственникам может быть передано в соответствии с законом судебным органам, созданным специально для этой цели. Любое ограничение свободного и равного доступа к предпринимательской деятельности, если только оно не служит целям общественного блага, подлежит устранению государством”.
В хорватской конституции читаем: “Гарантируется право собственности. Собственность порождает обязанности. Субъекты права собственности и пользователи собственности должны заботиться об общем благе. Иностранный гражданин может приобретать право собственности на условиях, предусмотренных законом. Гарантируется право наследования. Свобода предпринимательства и рынка является основой экономического строя Республики Хорватия”.
В норвежской конституции сказано, что “ Впредь никто не имеет права устанавливать ограничения свободы торговли и промышленности. Обыски на дому могут производиться только по уголовным делам. Право на недвижимое и движимое имущество ни в коем случае не может нарушаться. Если по соображениям государственной необходимости чья-либо движимая или недвижимая собственность должна быть уступлена в общественное пользование, собственник получает полное возмещение из государственной казны”.
В бельгийской и болгарской конституциях право собственности гарантируется, но упомянуто в очень лаконичных формулировках. В конституции Нидерландов упомянута лишь возможная экспроприация в интересах общества при условии обязательной гарантированной компенсации. В швейцарской конституции лаконично объявляется, что “Собственность гарантируется. Лишение собственности и ограничение собственности, равнозначное ее лишению, возмещаются полностью. Экономическая свобода гарантируется. Она охватывает, в частности, свободный выбор профессии, а также свободный доступ к частнохозяйственной приобретательской деятельности и ее свободное осуществление”.
Наиболее сложной в этом вопросе мне представляется конституция Австрии. Исходя из принципов субсидиарности, здесь много внимания уделено праву собственности не индивидов, а целых общин. Об этом читаем следующее: “Каждая земля делится на общины. Община является территориальной единицей с правом самоуправления и одновременно административной единицей. Каждый участок территории должен принадлежать какой-то общине. Община является самостоятельной хозяйственной единицей. Она имеет право в пределах, установленных общими законами Федерации и земли, владеть всякого рода имуществом, приобретать его и распоряжаться им, заниматься хозяйственным предпринимательством, а также в рамках финансовой системы самостоятельно определять свой бюджет и взимать налоги”.
Дополнительно, полномочия общины перечислены в статье 118. Это значит, что основная обязанность гарантировать право собственности лежит на общинах, а не федеральной власти. Более того, в австрийской конституции, в статье 18, даже упомянуто об отчуждении государственного имущества. В статье 78а встречаем гарантии праву собственности в следующей формулировке: “Если жизни, здоровью, свободе или собственности человека угрожает реальная опасность или такая опасность непосредственно может возникнуть, то органы безопасности, несмотря на наличие компетенции по предотвращению опасности у одного из таких органов, правомочны оказывать первую всестороннюю помощь до вмешательства компетентного органа”.
Наконец, давайте посмотрим, что говорит о праве собственности наша, российская, конституция. В статье 8 читаем: “В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности”. В статье 35: “Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется”.
В общем-то всё не так плохо. Сомнительно звучит постоянное упоминание экспроприации в итальянской конституции. Впрочем, одно дело то, что написано на бумаге и совсем другое — реальная практика. Полагаю, что собственность в Италии защищена куда лучше, чем в России. Экспроприация допускается абсолютно всеми европейскими конституциями ради общего блага, при условии гарантированного возмещения, поэтому многое зависит от уровня коррупции и развития социальных институтов. Лучше всего от экспроприации собственника защищает конституция Дании. В семи конституциях упомянуто, что право собственности обязывает. В пяти конституциях частная собственность и экономическая свобода прямо или косвенно декларируются как основа строя: в Литве, Польше, Хорватии, Норвегии и Швейцарии.