"Разрешите донести на самого себя" (с)
Это интервью я дал в 2020 году, книжному интернет-магазину "Призрачные Миры" (фэнтезийная и любовная литература), в рамках проекта "День автора".
1. Кого из своих героев Вы ощущаете схожим в самим собой? Какие главные сходства и почему Вы решили ими наделить героя?
Возможно, я кого-то удивлю своим ответом. Я считаю, что ни один автор - и я в том числе - не существует в отрыве от своих персонажей. Говоря проще, человеку не под силу описать то, чего нет в нем самом, и все герои, выходящие из-под пера, либо отражение автора, либо его продолжение, и вложены в них могут быть не только лучшие, но и дурные черты, те страсти, от которых хотелось бы освободиться (в психологии это называется “теневые аспекты личности”).
Таким образом, в каждом из созданных мною персонажей (а создано их немало), и в женских, и в мужских, и в добрых, и в злодейских, есть частичка меня, и вместе с тем - это вполне самостоятельные личности, со своим характером и судьбой.
2. Опишите момент, в который вы почувствовали себя Автором?
Трудный вопрос - я не могу вспомнить этот момент, возможно, потому, что был ребенком. Придумывать истории я начал раньше, чем научился писать, а первый “роман” создал, еще учась в третьем классе. Это была детективно-любовная история из времен викторианской Англии, навеянная рассказами Конан Дойля. В классе имела большой успех.
3. В каком жанре точно не напишите книгу?
Как говорится - все жанры хороши, кроме скучного. Я равнодушен к фантастике и едва ли когда-нибудь возьмусь за космооперу, ну и, пожалуй, обойду стороной ЛитРПГ, поскольку подобные сюжеты заставляют меня самого зевать. Но… кто знает? Не так давно я думал, что никогда не возьмусь за романтическое фэнтези, однако написал “Луну и лотос” именно в этом жанре. Кстати, очень красивая получилась сказка.
4. Каковы Ваши личные табу в творчестве?
В творчестве для меня нет никаких табу. Мое глубочайшее убеждение, что мысль и воображение не должны быть ограничены никакими искусственными рамками, и что никакая информация сама по себе не может нанести вреда. Не бывает вредных книг - бывают хорошие и плохие. Основной вред наносят невежество и предубеждения.
5. Кого из авторов считаете авторитетным примером для себя? Возможно, берете на вооружение его техники или обороты?
В основном это французские писатели 19 века - Бальзак, Дюма, Стендаль, Гюго. Каждый из них многое дал мне, и, конечно, я использую их приемы и техники. Так, Бальзак научил раскрывать психологию героев, Стендаль - строить структуру книги, Гюго - тщательно прорабатывать матчасть, а Дюма - лихо закручивать сюжет и писать диалоги. Учителями стилистики считаю Алексея Толстого, Пушкина и Жана Кокто.
6. В чем находите вдохновение?
В любимых книгах и фильмах, в музыке, в пеших прогулках, в разговорах с друзьями и общении с любимым человеком. Нередко вдохновляют интересные сны. Отдельный источник вдохновения - Европа и европейская культура.
7. Интересен ли Вам писательский дуэт? Если да - то с кем, если нет - то почему?
В каком-то смысле я похож на Леона из фильма Бессона - “я работаю один” (с). И все же у меня есть соавтор, это мой любимый человек. Он единственный, с кем я могу работать в тандеме, в написании книг мы с ним как станцованная пара. Но это все равно сложная история, поскольку я по натуре диктатор, и весьма ревностно отношусь к своим персонажам, сюжету и качеству текста.
8. Какой своей книгой Вы искренне гордитесь больше всего?
Не уверен, что горжусь - правильное слово… Я критично отношусь к себе и вижу все недостатки и слабые места своих книг, бывает, что уже написанное перестает нравится, и хочется все переписать. Тогда очень помогает поддержка соавтора и моих постоянных читателей. Все законченные книги дороги мне в равной степени, это мои дети… Но если уж выделять что-то одно, пожалуй, это первая книга из цикла “Воскрешенный художник” - “Где мимозы объясняются в любви”. С нее все началось. И рассказ “Соленая карамель”.
9. Какую хотели бы спрятать и никому не показывать?
Мне нечего скрывать от моих читателей.
10. Кем хотели бы стать, попав в собственную книгу?
Я живу в своих книгах и попеременно бываю каждым персонажем. Это очень интересный опыт и ни с чем не сравнимое удовольствие. Ради него я и пишу.
11. Кто ваш любимый фэнтезийный персонаж?
Арагорн. Причем именно Арагорн из фильма, в исполнении Вигго Мортенсена.
12. Кто вы по профессии и почему стали писателем?
По профессии я писатель. Книги для меня не легкое хобби, а самая настоящая работа, дело всей жизни, которому я готов принадлежать в режиме 24/7. Пишу ежедневно, от 4 до 16 страниц, в зависимости от обстоятельств. А что касается образования, у меня их три: экономическое, юридическое и психологическое. Писателем я не стал, видимо, я им родился… но чтобы до конца поверить в себя, понадобилось много лет.
13. Что может побудить Вас дописать давно начатую книгу?
Договор с издательством и жесткий дедлайн.
14. Книги чьих авторов Вы дочитываете всегда до конца и с удовольствием?
Книги моих любимых писателей, это в основном французская, русская и американская классика. Из современных авторов люблю Юрия Полякова и Стивена Кинга, Джоан Харрис, Марлену де Блази. Конечно, есть свои любимчики и на Продамане, и на Призрачных Мирах (они знают, кто).
15. В книгу какого автора вы хотели бы попасть и кем из героев в ней оказаться?
Подобным образом я развлекался, когда учился в школе. В основном проживал в книгах Александра Дюма и тусовался с героями гугенотской и мушкетерской трилогий. Плавал на “Наутилусе” с капитаном Немо, а в более старшем возрасте переехал в “Человеческую комедию” Оноре де Бальзака. А сейчас, как уже говорил выше, живу в своих книгах.