EN
Archivarius
Archivarius
171 subscribers
goals
64 of 1 000 paid subscribers
Основная цель - ознакомление подписчиков с роликами и главами новых книг до выхода из печати., Здесь выкладываются авторские версии до редакции..

Митра и Непобедимое Солнце

    Рождественская ёлка и пиротехника нам заменили костры и огненные колёса праздника Солнцеворота, которые вращаясь, до степени смешения напоминали ныне опороченный символ - коловрат. "Коло" - это солнце. Солнце не являлось и не является символом нацизма. На этот день выпадало зимнее солнцестояние. Языческий солнцеворот 21-22 декабря, в свою очередь, закрывает лицо христианского Спиридона Солнцеворота.      Кто-то может сказать, что у праздника так и остались языческие корни и будет прав. Но, Спиридон Тримифунтский это христианский святой, почитается в лике святителей как чудотворец, и к Солнцу тоже никакого отношения не имеет. Рождество, в свой черёд, затмевает любые упоминания о языческих празднествах этого периода, продолжавшихся 12 дней, вплоть до того дня, который стал называться Новым годом.
    Христианские проповедники очень удивились, когда встретили в Северной и Восточной Европе обычаи, очень похожие на христианские, и праздники, почти во всем их напоминавшие. С другой стороны, некоторые считают, что христиане позаимствовали у римлян историю и праздник Митры. Так ли это?
    Самое древнее известие о праздновании Рождества в день 25 декабря находится в римском календаре 354 года от Р.Х.. 
     В I веке нашей Р.Х. жрец храма Аполлона в Дельфах, философ и историк Плутарх писал о происхождении римского митраизма. Плутарх записал, что в 67 году до нашей эры армия пиратов с флотом из более чем тысячи кораблей захватила более четырехсот городов. Эти пираты базировались в Киликии, ныне южной Турции, и они «приносили на Олимпе свои собственные странные жертвоприношения и совершали там определенные тайные обряды, среди которых обряды Митры продолжаются и по сей день, будучи впервые учреждены ими».
    Надписи 4-го века до Р.Х.., найденные в Персеполе, на территории современного Ирана, упоминают «бога Митру» по имени. Зороастризм, религия региона в то время, как принято считать, была основана между 500 и 600 годами до н. э., хотя корни уходят гораздо глубже. В зороастризме Митра является одним из трех Ахур — троицы древних богов, которые изначально правили первозданным, недифференцированным Хаосом и которые были поглощены этой религией из ведического индуизма.
     Ведическое божество Митра упоминается в мирном договоре между хеттами и хурритским царством Митанни, записанном около 1400 г. до н. э. В современном индуизме Митра — один из трех сыновей ведической богини Адити — стал богом дружбы и аспектом бога Солнца Сурьи.
    Гроты Митры
     Митреум — это название храма, посвященного Митре. Часто расположенные в пещерах или кавернах, те, которые были полностью созданы человеком, были построены в подражание этим естественным гротам. На сегодняшний день известно около 200 мест римской Митреи, находящихся в разной степени сохранности, реконструкции и заброшенности. Расположенные на территории бывшей Римской империи, эти места простираются от Англии до Египта (с севера на юг) и от Португалии до Ирака (с востока на запад). Однако археологические данные свидетельствуют о том, что когда-то в одном только городе Риме было около 700 таких храмов. Из географического распространения этих Митреи и их связи с римскими казармами многие пришли к выводу, что солдаты были среди главных почитателей Митры.
     Митру называли богом воинов – это не совсем так – скорее это был мужской бог. Женщинам не разрешалось участвовать в митраитских мистериях и вообще прикасаться к новому божеству. Женщины продолжали поклонятся Юпитеру, Юноне, Диане, или Изиде
     Независимо от региона или даты постройки, Митреи обычно имеют несколько отличительных черт. У них один вход, они находятся под землей (или когда-то были) и имеют длинные скамьи по бокам, на которых, как предполагается, принималась ритуальная трапеза.
    Митреум в термах Митры в Остии Антике, Италия.
     В дальнем конце храма, в апсиде, находится изображение Митры. Доминирующей является сцена, где Бог убивает быка.
Тавроктония (от греч. ταυροκτόνος: «убийство быка») — название сцены убийства Митрой жертвенного быка. Эти изображения стандартизированы: Митра наполовину сидит верхом на быке, которого заставили лечь на землю. Бык появляется в профиль, лицом влево (вправо для зрителей). Голова Митры отвернута от быка. Бык удерживается левой ногой Митры, которая согнута под углом, а колено давит на позвоночник быка. Крестец быка и правая задняя нога удерживаются правой ногой Митры, которая почти полностью вытянута. Левой рукой Митра оттягивает голову быка назад за ноздри или морду. Правой рукой Митра вонзает кинжал в шею или плечо зверя. Собака, а в некоторых случаях и змея, спешат выпить кровь, которая льется из раны быка. Иногда изображается скорпион, готовый напасть на открытые яички быка. 6 Солнце и луна, а также их соответствующие божества (Солнце и Луна) также часто показаны в правом и левом верхнем углу изображения, со звездным небом между ними.
     Возможное астрологическое значение солнца, луны, звезд, быка, скорпиона, а иногда даже льва на этих изображениях было предметом многочисленных споров на протяжении последних ста двадцати с лишним лет. К сожалению, по этому вопросу так и не было достигнуто удовлетворительного консенсуса. В целом академики теперь соглашаются, что сцена почти наверняка призвана передать некое астрономическое/астрологическое значение, но это значение остается неуловимым. Еще в начале 20-го века, несмотря на свой собственный интерес к древней астрологии, Франц Кюмон писал, что он считал эти направления исследования не более чем «интеллектуальными развлечениями, призванными утешать неофитов».
    Рождество Митры
    Помимо Тавроктонии, сцена рождения Митры часто изображается в Митрее и связанной с ней римской иконографии. Митра, как записано, родился из большого камня, не младенцем, а сразу подростком. Митру обычно изображают родившимся внутри пещеры, хотя иногда его показывают родившимся из цельной скалы, оставив после себя пещеру, что может говорить о нём как не о небесном, но хтоническом божестве. Впрочем, некоторые считают, что кусок камня, который заключал в себе Митру, был метеоритом, средством для его транспортировки на Землю.
Многие утверждают, что появление Митры из камня — это рождение без родителей. Кажется, он не вырос в камне, но появился из него полностью сформированным - камень действует скорее как портал, чем как заменитель матки. Он даже носит шапку, когда появляется: фригийский колпак, ставший символом французской революции. Выходящий из скалы Митра обычно показан с ножом в одной руке, в другой держит пылающий факел, шар огненного света или иногда молнию. Этот сияющий или пылающий объект представляет Митру как носителя света в мире.
    Митра петра генетрикс Терме, около 186 г. н.э., Термы Диоклетиана.
     Сцена пира, которая следует за убийством Митрой быка, уступает по частоте появления в Митрее только Тавроктонии.
    Шкура быка покрывает скамью, на которой возлежат Митра и римский бог солнца Сол, а позднее его более позднее воплощение Сол Инвиктус («Непобедимое Солнце»). На столе перед парой накрыт пир, и каждый держит сосуд для питья, наполненный вином. Предполагается, что пиршественные скамьи, которые являются особенностью Митреи, использовались верующими для ритуальных пиршеств в подражание этой сцене.
     Посвященные принимали участие в ритуалах, скрытых в подземной Митрее. Откуда же тогда берет начало идея о том, что Рождество когда-то было Днем Митры?
     Хронограф 354 г. был создан каллиграфом и иллюстратором Фурием Дионисием Филокалом по заказу богатого римского христианина по имени Валентинус. Этот иллюстрированный сборник хронологических и календарных текстов содержит самое раннее известное упоминание о праздновании Рождества 25 декабря. Хронограф также фиксирует, что праздник natalis Invicti (Рождение Непобедимого Солнца) проводился в тот же день. До конца XVI века и введения григорианского календаря 25 декабря было датой зимнего солнцестояния в Северном полушарии. Самый короткий день и самая длинная ночь перед началом смены сезона на весну. Поэтому праздник natalis Invicti , отмечаемый в этот день, не требует пояснений.
     «Непобедимое Солнце» был официальным богом солнца поздней Римской империи и более поздней версией бога Сола. Император Аврелиан возродил его культ в 274 году нашей эры и провозгласил Sol Invictus главным богом империи. Поклонение ему продолжалась до тех пор, пока император Константин I не легализовал христианство и не ограничил язычество.
     Ранняя Церковь связывала Иисуса Христа с Солнцем и называла его «Солнцем Праведности» (Sol Justitiae), предсказанным Малахией. Христианский трактат De solstitiis et aequinoctiis , написанный в конце четвертого века нашей эры, связывает рождение Иисуса с «рождением солнца» и Sol Invictus:
«Наш Господь тоже рождается в декабре месяце... Но они [язычники] называют это « днем рождения непобедимого » (Invictus). Но кто же тогда столь же непобедим, как наш Господь, победивший смерть, которую он претерпел? Или если они говорят, что это день рождения солнца, то Он Сам есть Солнце Справедливости».
     Митра никогда не почитался римлянами как Бог Солнца, скорее он был божеством, тесно связанным с солнцем и с Sol/Sol Invictus. Рождение Непобедимого Солнца почти наверняка было праздником символического возрождения — поворотом года от тьмы к живительным лучам солнца — а не задуванием свечей и разворачиванием подарков в честь дня рождения Бога.
     Нет никаких известных записей о дате прибытия римского Митры в земное царство, и его связь с 25 декабря, похоже, исходит исключительно от его хорошего друга Сола.
     Самые ранние свидетельства значимости зимнего солнцестояния для людей относятся к временам неолита — за тысячи лет до рождения Митры и Иисуса. Дань уважения Sol Invictus — Непобедимому Солнцу — воздавалась под многими другими именами с самого зарождения человечества.
Источники:
https://sacred-texts.com/cla/mom/mom09.htm#page_194 
https://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus:abo:tlg,0007,045:24 
https://web.archive.org/web/20230902010040/https://iranicaonline.org/articles/ahura-1-type-of-deity 
https://hindupedia.com/en/Mitra#cite_note-1 
https://historyandarchaeologyonline.com/the-layout-of-a-type-roman-mithraeum%EF%BF%BC%EF%BF%BC/ 
https://en.wikipedia.org/wiki/Tauroctony 
https://archive.org/details/mysteriesofmythr00cumouoft/page/n151/mode/2up?q=neophytes 
https://www.dailyartmagazine.com/mithras-slaying-the-bull/ 
https://ui.adsabs.harvard.edu/abs/2020JIMO…48…21S/abstract 

Subscription levels

Созерцающий

$ 1,95 per month
ПРОСТО ПОДДЕРЖКА
Здесь - видеоролики на несколько важных тем.  
+
Новости открытого доступа (FREE).

Смотрящий

$ 2,97 per month
  Эксклюзивные видеоролики, не предназначенные для просмотра в открытом доступе. Только для патронов BOOSTY. На ютубе этого не будет. Чуть позже планирую перевод глав WW в видеоформат - увы, это требование времени - это сейчас востребовано все больше.
+ Новости
Доступны для всех более высоких тиров.  

Наблюдатель

$ 4 per month
Уровень дает доступ ко всем главам WW-6 и WW-7 за исключением трех новых. По мере написания новых глав, они будут последовательно открываться.
+ эксклюзивные новости

Искатель

$ 5,1 per month
Уровень дает доступ ко всем новым главам (WW-6,7) как только они выходят   и эксклюзивным материалам + бонус в виде ссылки постоянным подписчикам на скачивание электронной версии после выхода из печати бумажной книги (WW - 6,7).

Старатель

$ 8,1 per month
Доступ к новым главам WW-6,7 + все новостные материалы (NEWS)  + дополнительные материалы + все бонусы, включая одну бесплатную электронную  версию ранее вышедшей книги на выбор подписчика.

Диггер

$ 15,3 per month
Чем глубже копаешь - тем больше находишь.
Доступ к новым главам WW-6,7 + новости (NEWS) и эксклюзивные дополнительные материалы (DWW) + бонусы, включая ДВЕ электронные книги на выбор подписчика и доступ к личным файлам автора

Босс

$ 154 per month
Для тех, кто имеет возможность и желание реально поддержать проект.
Уровень дает полный доступ ко всем материалам, в том числе и ко всем личным файлам автора под тегом "privat". Бесплатно 3 электронные книги автора на выбор подписчика.
Бумажная книга с подписью в подарок, при выходе из печати
Go up