RU
Александра Белогубова
2
подписчика
цели
160.49 из $ 337 собрано
На вдохновение автора
25.77 из $ 512 собрано
На 15 томов собрания сочинений Чуковского.

Об авторе

Как Чуковский справлялся с трудностями в переломные 20-е XX века

  «... мне лень даже развернуть газету: голод, смерть, не до того». Как Чуковский справлялся с трудностями в переломные 20-е 20-го века
В вымирающем послереволюционном Петрограде кипела литературная жизнь: творческий кластер Российской империи теперь работал для нового советского общества. Литературный критик Корней Иванович Чуковский спасал книги, писателей и семью. О том, что спасло его, – поговорим на лекции подкаста «Подстрочник».
Читать далее
Автор ограничил возможность комментировать этот пост.

Люди «Ч»: Витте. Реформатор в белом

В 1905 году молодой Чуковский издавал политический журнал «Сигнал».
На обложках двух номеров из четырех, которые успели выйти, были размещены
карикатуры на премьер-министра Витте. Почему общество не приняло великого
реформатора Витте, на какие рельсы он поставил Российскую империю и остался ли
он с носом после одиннадцати лет у власти ─ обсуждаем с историком Эллой
Сагинадзе.
14_podstrochnik.mp3101.78 MbСкачать
Читать далее

Книжный клуб «Ч»: Евгений Замятин. Роман «Мы» как предчувствие

В прошлом 2022 году книжные магазины и онлайн площадки
отмечали возросший интерес к роману «1984» Джорджа Оруэлла. Но, возможно, без
романа «Мы» Евгения Замятина не было бы романа «1984». В своей рецензии на
роман «Мы» Джордж Оруэлл удивлялся, как же так вышло, что роман не нашел своего
читателя?
1_BC_Zamyatin.mp3
Литературный круг Евгения Замятина роман не принял. В наши
дни этот тезис часто подтверждают цитатой из дневника Чуковского: «Роман
Замятина «Мы» мне ненавистен. Надо быть скопцом, чтобы не видеть, какие корни в
нынешнем социализме».
В
этой фразе Чуковский обзывает Замятина кастратом. Скопцы ─ это секта, члены
которой удаляли половые органы. Что это такое? Почему уважаемый критик обзывает
уважаемого писателя?
О
предчувствиях Евгения Замятина в романе «Мы», о взаимоотношениях между
признанным критиком и большим писателем, и еще немного о любви ─ в лекции
«Евгений Замятин. Роман «Мы» как предчувствие».
Читать далее
avatar
Спасибо! Получила несказанное удовольствие. В особенности от того, что полностью солидарна с Корнеем Ивановичем в оценке романа "Мы".
К слову, Оруэлл до своего "1984" написал ещё "Да здравствует фикус!", который так же, имхо, похож на замятинский роман (в настроении главного героя, не в сеттинге, "Фикус" - реализм).
avatar
Елена Метревели, спасибо за отзыв! В дневнике Чуковский в общем пишет, что другие работы Замятина, до романа, хороши. Про «Пещеру» я рассказывала. Концовка действительно немного бульварная. Но все,что до последних абзацев, прям очень цепляет. Лично мне понравилась повесть «На куличиках». И сюжет, и стиль. Не зря ее запретили. 
«Да здравствует фикус!» не читала. Обязательно посмотрю. Спасибо!
Лекция в рамках Литературной среды в Литературном музее "XX век" (музей-квартира М.М. Зощенко, г. Санкт-Петербург) от автора документального подкаста «Подстрочник» Александры Белогубовой
Сегодня Чуковский — самый печатаемый детский автор в сегменте русскоязычной литературы. Но Чуковский не планировал становиться детским писателем, он видел себя философом и литературным критиком. Литературный путь Чуковский начал как журналист «Одесских новостей». О чем мечтал Чуковский, на какие темы он писал и что происходило в его жизни в период с 1901 по 1906 годы — об этом в лекции автора подкаста «Подстрочник» о событиях и людях из дневника К. И. Чуковского Александры Белогубовой в Литературном музее «ХХ век»
Читать далее

В Москву за Чуковским

В начале ноября 2022 года я сгоняла в Москву, чтобы посмотреть музей Чуковского в Переделкине. Что из этого вышло — в коротком видео-отчете. А еще там дом, в котором жила Мария Денисова, муза Владимира Маяковского. О ней был бонусный эпизод (удивительной судьбы женщина).

В этот день из жизни Чуковского: 2 ноября 1930 года

«Был вчера у Муры. Погода теплая. Она ─ как и все дети ─ не была покрыта простыней. Свободно маневрирует больной ногой; процесс в ноге несомненно затих. Я принес ей опять альбом марок. Она наклеила все польские марки, а дубликаты раздарила детям. Писала сочинение “о рабочих и крестьянах” и о “положении рабочих при царе”». <…>
Читать далее

Две фотографии

Что общего между этими фото: две агрессивные женщины на первой фотографии, и молодой улыбающийся Чуковский ─ на второй? Очень много
общего. Больше, чем может показаться на первый взгляд.
Фотографии сделаны в Лондоне. Две пьяные женщины дерутся на крыше, а вокруг примерно 1902 год. Автор фотографии – Джек Лондон. Он
запечатлел их на ручную камеру Kodak.
В 1903 году выйдет его книга «Люди бездны», сборник очерков о жизни бедноты в лондонском районе Ист-Энде. И фотография пьяных, схвативших друг друга за волосы женщин станет иллюстрацией к работе Джека Лондона.
Читать далее

Высочайший манифест на стене Коломенской бани

19 октября 1905 года газета «Ведомости одесского градоначальства» опубликовала Высочайший манифест Николая II, которым он даровал четыре свободы: совести, слова, собраний и союзов. Только закончилась Русско-Японская война, страну потряхивало от революционных настроений. И Николай II подписал манифест, потому что «Великий обед Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты…» Помимо свобод в манифесте речь идет о Государственной Думе и избирательных прав. Такой компромисс, чтобы затушить революцию.
Николай II подписал манифест 17 октября, просто в Одессе его опубликовали через два дня. Корней Чуковский (на тот момент уже столичный житель) узнал о манифесте утром 18 октября, когда вышел из дома за колбасой и хлебом и увидел, что столпившиеся пешеходы читают какой-то листок на стене Коломенской бани. У молодого литератора давно назрело желание издавать сатирическую газету. После публикации манифеста у Чуковского появилась такая возможность.
Но одной свободы слова без поправок Уголовного кодекса оказалось мало: как Чуковский стал политическим заключенным ─ слушайте в эпизоде «Чуковский и цензура. Дореволюционный период». Подкаст доступен на всех популярных подкаст-площадках.
Читать далее

Фотография из Маньчжурии

В конце эпизода «Чуковский и цензура. Дореволюционный период» моя коллега, юрист Анастасия Королева, рассказывает историю своего дедушки Тюкавкина Геннадия Даниловича. Он родился в городе Чаньчунь в 1927 году. Это город в современной Китайской Народной Республике, в исторической области Маньчжурия. Из-за политических интересов России и Японии над этой территорией разгорелась Русско-Японская война (одна из причин) в 1904 году. А именно с рассказа о том, как освещали эту войну в печати весной 1905 года и начинается эпизод.
Прямого отношения история Геннадия Даниловича Тюкавкина к жизни Чуковского не имеет. Мне как автору подкаста история Геннадия Даниловича стала интересна как отражение исторических событий первой половины XX века.
Читать далее

Чуковский и цензура. Дореволюционный период

По молодости лет Корней Иванович Чуковский, которого больше знают как детского автора выпускал, сатирические журналы «Сигнал» и «Сигналы». На него трижды заводили уголовное дело, и он чудом не оказался в крепости. 
В новом эпизоде «Чуковский и цензура. Дореволюционный период» — о том, как освещали газеты Русско-Японскую войну и «Кровавом воскресенье», как работала цензура и почему Николай II подписал Манифест и дал свободу слова.
На фото (в центре) священник Георгий Гапон, который вел за собой рабочих 9 января 1905 года. О нем я тоже рассказываю в эпизоде.Источник фото: «История России в фотографиях».
https://podstrochnik.mave.digital/ep-12

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх