МОТОРИКА МУЗЫКАНТА
Музыка — один из наиболее универсальных способов выражения и общения человечества, который присутствует в повседневной жизни людей всех возрастов и всех культур по всему миру. Исследования антропологов, а также этномузыкологов предполагают, что музыка была характерной чертой человеческого существования на протяжении тысячелетий.
Хотя потенциал музыкального поведения характерен для всех людей, его реализация определяется окружающей средой и опытом отдельных людей. Слушать музыку, петь, играть (неформально, формально), творить (исследовать, сочинять, импровизировать) индивидуально или коллективно — обычные занятия для подавляющего большинства людей. Музыка сама по себе является приятным занятием, но ее влияние выходит за рамки простого развлечения.
Мало кто размышляет о том, как происходит научение игре на музыкальном инструменте.
Степень двигательного контроля, требуемая от музыкантов, делает их отличными субъектами для изучения навыков и исследования границ исполнения. Действительно, как группа они обладают в этом отношении некоторыми уникальными преимуществами. Многие начинают свое обучение в очень раннем возрасте, часто в возрасте до 7 лет, когда аппарат центральной нервной системы еще очень пластичен.
Чтобы музыкантам работать на высоком уровне, их моторные навыки должны оттачиваться многочасовыми ежедневными тренировками, но поскольку эта активность не требует больших энергетических затрат, физическая усталость, как правило, не является ограничивающим фактором. Как следствие, интенсивные тренировки можно поддерживать почти на протяжении всей жизни.
Практические занятия музыканта почти полностью посвящены приобретению навыков и не разбавляются длительными периодами силовой подготовки, типичными для спортивных тренировок. У клавишных и струнных исполнителей двигательная активность сосредоточена в первую очередь на мышцах, контролирующих руку. Целью тренировочных движений является нажатие на клавиши или струны инструмента.