прочитанное: новогодние праздники
Новая подборка рецензий на зимнее праздничное чтиво. Для этого периода я подобрал что-то попроще - потому как с его окончанием - меня ожидает, возможно, самый тяжелый литературный год за все прошлые и будущие времена. К середине марта, когда этот материал готовится к публикации, я уже взялся за два крупнейших в истории философских текста. А пока: вот тройка того, что пополнит мой список прочитанного.
Фридрих Ницше "Человеческое, слишком человеческое"
Давно хотел сверить, насколько этот почти одноименный труд - пересекается с моим своим содержанием. Краткий вердикт: между ними нет вообще ничего общего. В течение всего текста меня не покидало непонимание, в связи с чем таким на Ницше клевещут, как на злодея и попрателя добра и морали. Это сочинение, по сути, вполне честное и искреннее описание той самой морали, уклада и духа Нового времени из разных сфер жизни: личного пути, отношений, искусства, науки, религии. Местами очевидный, а местами - более чем остроумный: я бы рекомендовал этот труд к прочтению, как всесторонне развивающее произведение. Наверное, для своих современников он высказывал что-то кощунственное, но сегодня - этот текст читается, как милейшая и безобидная церковная проповедь. Вероятно, Ницше был пророком, опередившим свое время, но для нравов сегодняшних - он, пожалуй, уже недостаточно циничен. В одном он особенно прав: в будущем нас ждет философия, для которой идеи сегодняшние - будут каменным веком.
Работа Энди Мерифилда "Любитель"
Ее мне рекомендовал мой коллега, который хорошо знаком с кругом моих философских интересов. По описанию казалось, она решит огромную теоретическую проблему, над которой я работаю уже полтора года. На деле - книга граничит с мусором, которым бы и была, не будь в ней два занятных момента. Во-первых, это занятные зарисовки и фрагменты биографий из недавней истории. Во-вторых, Энди хорошо описывает суть бюрократической монополии. В остальном, автор не смог даже правильно определить свою проблему и, заявляя, что отстаивает авторитет неформальной интеллигенции, на деле, только ноет на непонятный ему институциализм. Кроме того, Энди совершенно не разбирается в экономике и эконометрике, недовольству которыми уделяет больше половины книги. Он строит ее на бездарном пафосе, из-за чего она больше выглядит как ребяческие закидоны, чем вообще содержательный материал.