ПОСЛАНИЯ СТАРЦА ФИЛОФЕЯ ГОСУДАРЮ ВАСИЛИЮ III
"Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать...
Видишь, избранник Божий, как все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит. Следует царствующему сохранять это с великою осторожностью и с обращением к Богу, не надеяться на золото и на преходящее богатство, но уповать на все дающего Бога...
Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, - все христианские царства сошлись в твое единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть; твое христианское царство иным не заменится...
И теперь молю тебя, и снова молю, о чем выше писал: помни, ради Господа, что все христианские царства сошлись в твое царство, а после этого ожидаем царства, которому нет конца.
Теперь же это— третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится.
Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твое царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.
Тебе подобает, царь, держать это со страхом Божиим; бойся Бога, давшего столько тебе; не надейся на золото, богатство и славу: все это здесь собрано и здесь на земле останется.
Не нарушай, царь, заповеди, которую положили твой прадед Константин, блаженный Владимир, великий богоизбраный Ярослав и другие блаженные святые, от корня которых и ты"
Послания старца Филофея великому князю Василию III Иоанновичу.
Монах Филофей (ок. 1465—1542) — написаны из псковского Спасо-Елеазарова монастыря (село Елизарово Псковского района)
Изложенная им концепция "Москва - Третий Рим", обосновывающая богоизбраность и богоносность русского народа и русского царства стала официальной, канонической позицией Церкви, отрицать которую значило впадать в ересь.
Особо надо отметить что старец Филофей категорически настаивает что "...а четвертому (Риму) не быть; твое христианское царство иным не заменится... а после этого ожидаем царства, которому нет конца."
Так что надо сразу отмести спекуляции неких недобросовестных "богословов" о том, что богоносная роль России и Русского народа закончилась после февраля 1917.
Это, как видим, заведомо ложное утверждение, поскольку, как прямо следует из текста Россия, как христианская страна будет существовать до Второго Пришествия.
Это очень важный политический вывод, который мы должны сделать из этого богословского текста - Россия не погибнет, она будет существовать до Армагеддона и нет такой силы в мире, что сломила бы нас!
Не могу не добавить что благословенный старец Филофей упоминает святого равноапостольного Константина Великого, первого христианского императора Рима - как прадеда (в смысле пращура) русского государя и великого князя Василия III, поскольку через браки с византийскими принцессами русские государи и впрямь породнились с цезарями (императорами) Рима (Византии). которые в свою очередь по крови были потомками как Константина Великого так и родоначальника римских императоров - Юлия Цезаря. По имени которого далее и титуловались цезарями все римские императоры.
PS. Не могу не поделиться красивыми фотографиями этого благословенного места, где старец Филофей писал свои великие строки. Спасо-Елиазаровский монастырь, который находится в деревне Елизарово, прямо на дороге Гдов - Псков.
А знаменитые строки “Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти”. выбиты на поминальном колоколе в монастыре, на первом фото.