EN
marmara-calypso
marmara-calypso

Чинили Хамам (приложение к 1-му выпуску альманаха)

В первом выпуске журнала, в прогулке по Зейреку нам пришлось пройти мимо бань Чинили, потому что они были на реставрации. Некоторое время назад эта реставрация была завершена, и бани на время проходящей сейчас в Стамбуле биеннале открылись для посетителей. Разумеется, мы не преминули в них побывать.
Напомню: бани расположены в конце Кадынлар Пазары, на пути к бывшему храму Пантократора. Улицы тут узкие, а сами бани длинные, от дороги их отгородили неким подобием живой изгороди.
На время биеннале бани Чинили используются как выставочная площадка, но не пугайтесь) – там лишь звуковая инсталляция.
Для визита открыты оба отделения – мужское и женское. Женское ближе ко входу на выставку, с него и начнем.
Но сначала несколько слов об этих банях. Чинили Хамам – одни из старейших бань Стамбула. Они строились в 1540-46 гг. Мимаром Синаном по заказу небезызвестного Хайретдина-паши Барбароссы – корсара, флотоводца и адмирала. Несмотря на то, что хамам неоднократно подвергался воздействию различных разрушающих факторов – пожарам и землетрясениям, он дошел до наших дней в рабочем состоянии. Последняя реставрация, начавшаяся в 2010 г. завершилась совсем недавно, и бани теперь предстают перед нами в отремонтированном виде.
Джамегях (предбанник) женской половины сохранил частично старинную роспись стен, и, судя по тому, что осталось, смотрелось все это в свое время просто великолепно.
В нишах – виньетированный орнамент, а подкупольное пространство  как будто поддерживается колоннами.
А подвесное освещение, хоть уже и современное, очень удачно имитирует филь гёзю – «слоновий глаз» - выпуклые стеклянные колбы, которыми закрываются отверстия в банных куполах.
В какой-то момент у меня возникло ощущение, что я где-нибудь в Помпеях – уж очень все эти бывшие остатки роскоши, сбереженные при реставрации, напоминали античные фрески.
Исходя из названия бань – Чинили – понятно, что когда-то стены бань покрывали и изразцы-чини из Изника, только вот, увы, от них почти ничего не осталось. Что-то осыпалось и расколотилось при землетрясении, что-то было незаконно вывезено в Париж и оттуда попало в самые известные музеи мира... В женском отделении из всего сохранился лишь небольшой кусочек плитки на стене, но даже по нему можно судить, какая здесь в свое время была красота...
Чтобы не разочаровывать читателей, скажу, немного забегая вперед, что в мужском отделении сохранилось немного изразцов, а здесь, в некоторых помещениях, мы можем лишь видеть оставленные частично на виду следы плиток «чини».
Старинный кран оставили в нерабочем состоянии
Проходим в «гёбек таши», из которого отходят отдельные секции-хальветы.
Как я уже сказала, в банях сейчас в рамках очередной стамбульской биеннале представлена звуковая инсталляция, поэтому в помещениях расставлено звуковое оборудование. В женской половине музыка расслабляющая и очень подходящая к осмотру такого места. Здесь звучит Concertino per il Mare – Концертино для моря Ренато Лиотты. Слушая его, представляется берег моря и выброшенные на его кромку ракушки...
Ну и купола... В банях на купола можно смотреть и снимать их бесконечно. И по-разному. Создается ощущение, что смотришь на звезды и растворяешься во вселенной. Недаром раньше посещение бань было ритуалом, очищающим не только тело, но и душу. Расслабляющая музыка после того, как попарился, полумрак, стаканчик чая в соответствующей обстановке...Чем не мистический опыт).
А здесь еще и в разных отделениях хамама купола были разные и отлично перекликающиеся со звучащей мелодией. Ты как будто видишь те самые ракушки и звезды – то ли морские, то ли небесные.
С трудом покинув женское отделение, выходим наружу и переходим в мужское.
Мраморный фонтан в мужской половине был поднесен в дар неким иранцем в 19-м в.
Тут оформление немного отличается – в верхней части стен устроены фальш-окна, и росписей сохранилось как будто меньше.
Однако здесь на виду оставили систему отопления бань, которая все еще работает.
А вот и обещанные изразцы – в виде шестиугольников с вписанными в них шестиугольными же звездами.
В одном из отделений мужской половины также оставили открытыми старинные керамические трубы.
Ну а купола и здесь замечательные, даже и слов не надо.
Еще пара деталей: дверная колотушка-токмак и части пола из сборного мрамора.
После окончания биеннале Чинили хамам начнет работать по своему прямому назначению, мраморные чаши-курна уже ждут клиентов.
В мужском отделении тоже звучала музыка, только другая по стилю и другого автора. Более жесткая, заставляющая учащенно биться сердце. Поэтому, если вам хочется расслабиться и получить полный дзен, начинайте осмотр от конца к началу - идите сначала сюда, а потом в женскую часть. Ну а если хочется взбодриться, то тогда наоборот).
Ну и вообще – сходите по возможности в Чинили хамам. Когда еще представится подобный случай – заглянуть на обе половины старинных бань?
Биеннале продлится до 20 ноября, и если вы в Стамбуле, у вас есть шанс наведаться в это место.
Старые стены хамама
Адрес: İtfaiye Cad. No 44, Zeyrek.

Subscription levels

Базовый уровень

$ 5,2 per month
Базовый уровень для читателей журнала "Прогулки по Стамбулу". 
Ранний доступ к материалам журнала и будущей книги.

Расширенная подписка

$ 7,3 per month
  Ранний доступ к материалам журнала "Прогулки по Стамбулу" и книги.
Интересные и малоизвестные локации/ Эксклюзивный материал  

Эксклюзивная подписка

$ 9,4 per month
Полный доступ ко всем материалам + доступ к предыдущим выпускам журнала "Прогулки по Стамбулу" и "Неизвестная Турция" и закрытым материалам из блога в ЖЖ.
Go up