RU
marmara-calypso
marmara-calypso
1 подписчик

Деревенские мечети Денизли

Всего в нескольких минутах езды от одной из наиболее раскрученных
достопримечательностей Турции – Памуккале можно встретить интереснейшие и крайне необычные деревенские мечети. Внешне неказистые, внутри это – настоящие самобытные произведения искусства местных мастеров.
В конце июля в Памуккале жарковато – 42 градуса, после которых горные +35 кажутся прохладой. Нам, но не гаджетам – через некоторое время они просто перегреются и отключатся, и тогда придется ехать по горам наобум, но пока навигатор еще работает.
Первую мечеть в деревне Аккёй мы находим сравнительно быстро, да вот незадача – она заперта. Вернее, отперта лишь входная дверь, ведущая в помещение для обуви. И выглядит мечеть как минимум неиспользуемой: в окнах разбиты стекла, а дверь в молельный зал заставлена. На стенах еще видны остатки старой росписи – похоже, что, кроме них, мы ничего больше не увидим...
Причина такого странного запустения проста: рядом, впритык к старой мечети выстроена новая. И тоже вполне красивая – отделанная внутри плиткой из Кютахьи, которая ценится ничуть не меньше изницкой. Подобную можно встретить и в некоторых мечетях Стамбула.
Осмотрев новую мечеть, выходим и, постояв еще некоторое время, уже собираемся идти к машине и уезжать, как вдруг...
- Иду, иду!
Через дорогу к нам, опираясь на костыль с подлокотником и прихрамывая, спешит какой-то человек. Кто-то из местных, видать, заметив нас с фотоаппаратами у мечети, уже успел сообщить, что приехали желающие посмотреть старую мечеть.
- Ключ там, на втором этаже! – И, не дожидаясь, пока мы хоть как-то среагируем, он с поразительной для хромающего человека скоростью, все так же опираясь на свой костылик, начинает забираться по лестнице наверх, в подсобное помещение новой мечети.
Напрасно мы упрашиваем его, что можем взять ключ сами – пусть лишь скажет, где. Нет, нашему добровольному гиду нужно все сделать самому. Забираемся вместе с ним на второй этаж,  спускаемся вниз...
И вот старая крашеная дверь наконец-то открыта, и мы оказываемся внутри мечети, расписанной будто сад.
Мечеть смотрится необыкновенной. Несмотря на запущение, она мила своей деревенской простотой – с деревянными балками и столбами, подпирающими резной потолок. Все ее стены и купол, невидимый снаружи, ярко расписаны деревенским умельцем. В основном здесь
растительный орнамент, среди которого различимы синие кипарисы по бокам от михраба, цветочные букеты в вазах да символическое древо жизни.
А еще - тюльпаны. Они украшают и стены, «растут» по низу, у пола и под потолком, забираясь по ступеням до самого верха галереи второго этажа, и, что самое необычное, - даже на куполе и кафедре имама, деревянные части которой, как и минбар, окрашены в тот же бирюзовый цвет, что и входная дверь и наружный фасад мечети.
И посреди этого райского сада – напоминание о Страшном суде и участи для грешников. Художник изобразил весы, на которых будут взвешиваться людские дела, кипящий котел в аду, мост Сират, по которому в Судный день предстоит пройти каждому и священную для мусульман Каабу.
А еще – суфийские символы, часть из которых трудно поддается расшифровке, например, ножницы.
Мы осматриваем мечеть, а наш собеседник рассказывает о ней. Мечеть была построена в 1877-78 гг., и после того, как рядом с ней появилась новая, осталась «не у дел». Со временем она достаточно сильно обветшала, и стало высказываться мнение, что мечеть нужно просто... снести. Поистине, увечье физическое – ничто по сравнению с увечностью ума! Кто-то, несмотря на больные ноги, спешит поделиться красотой
старой мечети, а кто-то – готов избавиться от нее, как от чего-то ненужного...
Мы с грустью разглядываем этот запустелый уголок деревенского рая,  - цветы на его стенах, что, кажется, колышутся от легкого дуновения ветра, деревянный потолок, подпираемый грубо обструганными столбами... К одному из них прилепилось ласточкино гнездо, а на полу валяется мертвая
птичка. Ласточка, залетев через разбитое стекло, видать, по какой-то причине не смогла найти выход наружу... Расспрашиваем, какие меры принимаются по сохранению мечети. Пусть она не имеет исторического значения и такой же художественной ценности, как другие турецкие мечети, включенные во Всемирное наследие ЮНЕСКО, но все равно, такие места не должны исчезать. Как бы ни было наивно такое простодушное деревенское искусство, в него вложено столько любви и
заботы, что хочется во что бы то ни стало сохранить его и сберечь.
С такими мыслями мы и уезжаем из деревни. Нам предстоит дорога и встреча с другими деревенскими мечетями – такими же неказистыми с виду и также любовно расписаными изнутри неизвестными деревенскими художниками.
***
Остается только сказать, что в 2023 году мы с удовлетворением узнали, что старая мечеть в Аккёе взята под охрану, и значит, тюльпаны на ее стенах будут продолжать цвести.
Продолжение следует...

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх