EN
Loud Music Studies
Loud Music Studies
7 subscribers

Серия ноябрьских риффов №3: Как начать писать метал-риффы (и вообще музыку) и перестать мяться на месте

Для начала небольшой fuck you в сторону "инди"-инфлюенсеров в инстаграме с их "ДА ПРОСТО ВЫПУСКАЙ ПЕСНЮ РАЗ В ДВЕ НЕДЕЛИ, ИЛИ ХОТЯ БЫ РАЗ В МЕСЯЦ".
На эти два риффа я потратил следующее количество серий помодоро-таймеров (один помидор = 25 минут):
1. Сочинение гитарной партии - 1 помидор.
2. Разучивание первой половины - 1 помидор.
3. Разучивание второй половины - 1 помидор.
4. Запись одной гитары - 1 помидор.
5. Запись второй гитары - 1 помидор.
6. Написание миди-барабесов - 1 помидор.
7. Закончил писать миди-барабесы, начал сочинять бас - 1 помидор.
8. Записать бас - 1 помидор.
9. Время монтажера - неизвестно, но тоже где-то один помидор.
Чистого времени было потрачено 25х8, то есть 200 минут, то есть четыре часа, или половина рабочего дня жесткой концентрации на работе с аудио и "креатива". Просто на демку, это не законченное, не отрепетированное, не вылизанное произведение. Умножьте эти сорок секунд до трех минут, посчитайте х3 времени всех остальных вовлеченных в процес людей и смотивируйтесь поддержать ваш любимый бэнд финансово, они тратят на свое дело невозможное количество времени, сил и денег.
Теперь к риффу:
Тональности - C Harmonic Minor, темп 157, строй - Drop C, но две первые струны настроены в A и A#, это позволяет дотягиваться до диссонансов без необходимости расползаться на осьминожьи раскоряки. 
Критерий любого качественного музыкального произведения состоит в том, что у него есть форма, а форму нужно выбрать еще до того, как вы вообще сели что-нибудь сочинять. Их бесчисленное количество, рондо, фуги и так далее, но я почти все пишу в сонатном шаблоне: 
Многим ученикам я рассказывал на практике, как этим пользоваться, но по сути это просто конструктор из фраз. Почти любой рифф, который вы можете напеть, состоит из фраз внутри самого себя, нужно просто всмотреться в него и разобрать эти составные части, их обычно три, две, или четыре, какое-то разумное количество. 
Конкретно в этом риффе сонатный шаблон немного -квази (в этом и состоит суть использования форм при написании неформальной музыки, их можно извращать как угодно). Ключ в том, чтобы иметь структуру в голове, а форма = структура. Самая важная часть сонатного шаблона - наличие двух тем, А и Б (остальное для нас, прямолинейных митолиздов, пока слишком сложно). Но их может быть хоть три, хоть десять, главное понимать, что у вас вообще есть конструктор из фраза, а не аморфная жижа из нот и аппликатур.
Рифф начинается с перебора по интервалам в полтона и тон на симметричных гитарных и басовых аппликатурах, что вместе дает аккорд CminMaj7, что стандартно для гармонического минора, в котором септима от тоники (первого аккорда в тональности) будет мажорной, а не минорной, как в обычно натуральном миноре.
Минорные септимы встречаются везде в диссонансном дет-метале, маткоре, блэке и в чем угодно, это очень крутой шизофренический интервал, который я абьюжу постоянно и совершенно бессовестно.
Второй такт состоит из второй и третьей фразы - триоли на такой же мажорной септиме (ее стандартная аппликатура), "педальной ноте" (когда вы играете что-то и чередуете с нулями это называется педальная нота, еще один типичный дет-метал прием) и сочетание ноты Ля и Ля-диез в конце. Такого интервала в тональности нет, что немного освобождает рифф от диатоники и привносит хроматики (в  любой тональности семь нот, если вы играете только эти семь нот, то ваша музыка диатоническая, если нет - это не-диатоническая или хроматическая гармония).
Если я буду расписывать здесь каждую ноту и интервал, то вы будете читать пост до завтра, поэтому просто скачайте табы, выберите в Guitar Pro инструмент "тональности", выберите C Harmonic Minor и включите визуализатор грифа, чтобы посмотреть, к каким нотам принадлежит какое место на грифе. Более интересны здесь переборы по полутонам, До и До-диез, как на верхних струнах в первом такте. Это "мотиф", то что в нормальной музыке воспринимается как мелодии, а экстремальную музыку делает красивой и певучей. Мотиф - это маленькая фраза, которая постоянно повторяется и, собственно, может напеваться как мотив. Беспроигрышный вариант при написании вообще любой музыки, это всегда красиво. В мою жизнь эта вещь пришла с вот этим видосом про гениальное произведение на пианино, саундтрек к финальному боссу в первом Dark Souls (эта серия игр вообще оказала на мое восприятие музыки и художественной эстетики огромное влияние.
Тема А из самого первого такта снова повторяется, а потом идет вариация на тему концовки первой половины. Тоже довольно очевидный прием, работает фрактально (то есть в рамках даже пары нот) - сделай то же самое, но измени концовку. Здесь к аккорду на пятой ступени тоже добавлена малая секунда, мне просто нравится как они делают все кристальнее что-ли.
Вторая часть, то есть "большая" тема Б:
Все вращается вокруг примерно той же идеи. Один из способов сочинять такую музыку - придумать более-менее одну тему и выжимать из нее все соки, делать максимальное количество вариаций в минимальное количество времени (этот рифф еще довольно сдержанно написано), что здесь и происходит. Мотиф остается, только переносится на октаву выше, его "обрамляет" тремоло на шестой струне по третьей, второй и первой ступени. Во втором повторении в конце происходит вариация на педальных нотах, 2 + 3 + 2.
В следующий раз происходит то же самое, только добавляется еще одна вариация в конце каждого такта - фраза на октаве, шестой и пятой ступени, которая на второе повторение расширяет последний такт из предыдущего куска еще на одну четверть. В общем, если кратко - так же, но по-другому.
Еще раз, подводя итоги:
1. Спланируйте свою структуру: Определите форму, придерживайтесь тональности, "играйте", that's it.
2. Используйте мотивы: Применяйте повторяющиеся мелодические идеи, чтобы заедало в голове.
3. Вдумчиво вводите диссонанс: Шизоидные интервалы, такие как малые секунды и большие септимы, добавляют глубины, когда применяются намеренно.
4. Используйте педальные ноты и ритмическое разнообразие.
5. Исследуйте баланс между хроматикой и диатоникой: Выход за пределы чисто диатонических нот при сохранении диатонических элементов в некоторых фразах может создать ощущение свежести, экспериментальности, или даже помочь, если вы оказались в композиторском тупике.
Это, конечно, все еще поверхностное объяснение. Написание музыки требует спланированного подхода, наслушанности и знания матчасти, и я не затрагивал бас и барабаны, that's bad news. Хорошая новость - творчество = игра, нужно просто знать, с чем и как можно играть. Просто будьте менее серьезными сами с собой, тогда открывается много интересного.
Если вам интересно уверенно сочинять, играть на инструментах и работать с музыкой в целом, пишите в телеграм @ihatemusic и подписывайтесь на канал t.me/dissonancebiology, и я с удовольствием стану вашим преподаваталем.
Табы, включающие все рифы этого ноябрьского марафона, включая тот, что в посте:
November Riffs Challenge.gp29.82 KbDownload

Subscription levels

На исследование громких музык

$ 0,97 per month
Пред-ученический уровень.
Доступ к коротким видео, бэкинг-трекам, стемам, табам, и туториалм.
Подробности в преподавательском канале: t.me/dissonancebiology
Go up