"Не пытайтесь следовать новым трендам": интервью с Sadist
Sadist — это группа, которая выдержала испытание временем, оставаясь верной своим прогрессивным и техническим корням в death metal, но при этом развиваясь. Родом из Италии, они создают сложную и тяжелую музыку уже более тридцати лет. В этом интервью мы беседуем с композитором и гитаристом Томми Таламанкей, чтобы узнать его мысли о том, как группе удается сохранять свою идентичность в постоянно меняющемся музыкальном мире, его взгляды на современный метал-продакшн и то, как они балансируют между технологиями и аутентичностью. Мы также обсуждаем их творческий процесс, трудности написания нового материала и его мнение о текущем состоянии метал-сцены.
PH: serbian-metal.org
Слушаете ли вы музыку в вэне?
Вообще-то, в фургоне мы не слушаем музыку. Мы болтаем о всякой ерунде. Итальянцы всегда говорят о каких-то глупостях, футболе или чем-то подобном. Мы действительно погружены в дела группы. Я имею в виду, когда едем, обсуждаем прошедший концерт. Как прошел концерт? Сделали ли мы что-то недостаточно профессионально или допустили ошибки во время выступления? Мы очень серьезно относимся к своей работе. Это всегда было так. Чтобы быть профессионалом, ты должен становиться лучше каждую ночь, несмотря на то, что играем уже 30 лет. Можно стать более профессиональным в любом аспекте, не только в игре. Быть музыкантом — это не только о том, как играть на гитаре. Есть еще много других вещей, связанных с созданием музыки, например, продвижение. Соцсети сегодня очень важны для музыкантов, ими нужно заниматься. Это очень важно, потому что это способ продвигать группу, продвигать следующие концерты. Так что о многом можно поговорить, и для этого музыка не нужна.
Когда я готовился к интервью, заметил, что ваша группа до сих пор выглядит как очень аналоговая. Можете рассказать о вашем подходе к звуку?
Мне 50 лет, и я из того поколения, для которого аналог всегда лучше. Усилители лучше, акустические барабанные установки лучше. Я также звукорежиссер, и, конечно, я очень вовлечен в технологии. Я использую любую технологию, если она помогает музыке. Но когда дело касается создания рок-н-ролла, а для меня металл — это рок-н-ролл, все должно быть максимально прямым.
Когда я слушаю современный метал-продакшн, все звучит одинаково. И я стараюсь объяснить группам, которые приходят в студию: «Имеет ли смысл, чтобы ваш малый барабан звучал так же, как у сотен других групп? Чтобы звук барабанов и гитар был таким же?» Когда слушаешь крупные группы, такие как Slayer, Pantera, Metallica или Tool, ты узнаешь их по звуку с первых нот, с первого удара барабана.
Сейчас это становится всё сложнее и сложнее. Но такой подход не окупается. Для новых групп это не имеет смысла, может, они звучат нормально, даже мощно, но у них нет личности. Со временем их забудут, потому что в этих новых группах нет ничего особенного.
Это не значит, что вы должны звучать аналогово. Это значит, что нужно найти свой собственный звук, и, конечно, вы можете использовать цифровые технологии. Сейчас всё цифровое, но нужно иметь аналоговое мышление. Вот что я думаю. Это моя философия. Возможно, я ошибаюсь.
На живых выступлениях мы не используем триггеры на барабанах. Я играю на клавишах, но у нас нет секвенций, потому что для меня группы с секвенциями — это как караоке. Я вижу такие группы, их звук очень хороший, но кто на самом деле играет? И дело не только в том, что мне кажется, это не очень хорошо для публики, несмотря на то, что многим всё равно, ведь они не привыкли слушать живую музыку. Но если я иду на классический концерт, чтобы послушать оркестр, и они включат что-то записанное заранее, я бы потребовал вернуть деньги. Это было бы безумием. Так почему же рок-н-роллу позволено быть другим? Когда я ходил на концерты Van Halen и он делал ошибки, это всё равно был он, играющий на гитаре.
"Сегодня коробка важнее того, что внутри. Это то, что я не понимаю и с чем не согласен."
Люди также используют плейбеки из-за условий туров и проблем в музыкальной индустрии. Некоторые группы просто не могут позволить себе привезти тонны настоящих инструментов и оборудования.
Я скажу тебе вот что. С самого начала мы смешивали прогрессивную музыку с роком и металлом. И нам всегда нравилось добавлять необычные звуки в песни, такие как ситар. Мы знали, что не сможем позволить себе иметь настоящий ситар на сцене. Вот почему мы использовали звук клавиш. Конечно, настоящий ситар был бы лучше, чем клавиши, но хотя бы клавишник играет вживую, и это для меня гораздо интереснее, чем заранее записанный ситар.
Но вы же используете вступление с плейбэка.
Конечно, ты прав. Потому что я не могу позволить себе перкуссиониста, вот в чем проблема. Но когда начинается шоу, играет группа. Мы совершаем ошибки, я меняю некоторые соло, делаю интересные вариации. Концерт должен быть уникальным, иначе зачем мне выходить из дома? Я могу остаться на диване и послушать CD. Зачем идти на концерт, если всё звучит как на записи? Для меня это не имеет смысла.
Да, но насчет продакшена новых альбомов, я думаю, это также связано с новой войной громкости. Ты видел этот диапазон LUFS?
Да, конечно. Но знаешь, что я скажу? Мы по-прежнему записываем акустические барабаны и стараемся сохранить их звучание как можно более естественным до конца. Конечно, мы сильно их компрессируем, потому что сейчас это необходимо. Но мои любимые альбомы 90-х годов, большинство из них не имели такой мощной продакшн-составляющей, но там была музыка. Когда я слушаю Focus от Cynic, например, продакшн там очень слабый, или некоторые записи Morbid Angel — у них продакшн тоже не очень. Но музыка была настолько хорошей и интересной, что продакшн отходил на второй план. Сейчас же продакшн стал важнее, потому что музыка сама по себе стала менее значимой. Сегодня покупаешь что-то, и есть продукт, и есть коробка. И сегодня коробка важнее, чем то, что внутри. Это то, что я не понимаю и с чем не согласен.
"Для меня Бах — вершина музыкальной эволюции. Ничего лучше Баха быть не может. И ведь Бах — это уже три-четыреста лет назад."
Я бы хотел поговорить о другой стороне — о слушателях. У меня есть небольшая история с вчерашнего дня. У меня есть ученик, я учу его игре на фортепиано. Он взрослый IT-специалист, ему, кажется, за сорок. И он очень глубоко погружен в музыку, её духовную сторону. Я сказал ему, что завтра буду участвовать в концерте Sadist, и он просто не мог в это поверить. Но меня не удивило, что он увлекается вашей группой, ведь ваша аудитория — это в основном люди его поколения. Как думаешь, ваша музыка может заинтересовать молодёжь? Что они могут найти в вашей музыке?
Конечно, для такой группы, как Sadist, это не так просто. Что касается таких групп, как Cynic или других из 90-х, новое поколение, думаю, ищет что-то, что ближе к их вкусам и той музыке, на которой они выросли и начали серьёзно слушать музыку. Sadist слишком прогрессивны, а прогрессив — это что-то из 70-х. Это звучит старомодно. Поэтому большая часть нашей аудитории — люди примерно нашего возраста, около 50 лет. Это те люди, которые выросли, слушая музыку 80-х, конца 80-х и 90-х. Они помнят прогрессивную музыку 70-х, но также любят рок из 80-х и 90-х.
Я надеюсь, что новое поколение рано или поздно начнёт слушать что-то подобное, потому что музыка, как и любая другая человеческая деятельность, не всегда меняется, а идёт по кругу. Это возвращается время от времени. Не пытайтесь следовать новым трендам. В 2000-х появился тренд на ню-метал, и все кинулись в ню-метал. Многие группы на этом ошиблись.
Для меня Бах — вершина музыкальной эволюции. Ничего лучше Баха быть не может. А ведь Бах жил три-четыре сотни лет назад. Это означает, что дальше эволюционировать некуда. Мы можем попытаться создавать что-то на стыке жанров, и мы это делаем, стараясь быть интересными. Но мы не можем быть настолько наивными, чтобы думать, что можем изобрести что-то новое, потому что для этого уже не осталось пространства.
Я недавно слушал подкаст с Йоханнесом Перссоном из группы Cult of Luna, которую я тоже считаю прогрессивной, только медленнее. Йоханнес — опытный композитор, группа существует с 2000-х и выпустила множество альбомов. И он сказал, что ему сейчас сложнее писать музыку, чем раньше. Как будто сейчас это становится для него труднее, потому что он уже использовал все идеи. Как естественно для тебя сейчас писать музыку?
Со временем это сильно изменилось, потому что в 90-х, когда компьютеры не так сильно влияли на процесс написания музыки, ты проводил большую часть времени в репетиционной комнате с остальными участниками группы, играя, импровизируя, и каждый приносил новые идеи. «Эй, ребята, у меня есть новый барабанный брейк. У меня есть новый гитарный рифф. У меня есть новая мелодия». И ты начинаешь импровизировать. Это был больше рок-н-рольный или блюзовый подход.
Сейчас, конечно, большинство людей работает самостоятельно. Но я стараюсь не писать музыку на компьютере. В основном потому, что, к сожалению, я провожу восемь часов в день за компьютером из-за основной работы. И когда я пишу музыку для Sadist, я беру гитару, играю на гитаре, импровизирую, практикуюсь. И во время практики я начинаю импровизировать какие-то мелодии или риффы. Затем начинаю придумывать ритм, а потом добавляю ритм и гармонию. Затем я встречаюсь с вокалистом, отправляю идеи остальным участникам группы, и мы начинаем делиться идеями. Конечно, каждый работает больше сам по себе, потому что это проще и быстрее. Но мы всё равно стараемся начинать с инструмента, а не с компьютера.
И более важно то, что, хотя это может хорошо звучать на компьютере, когда ты пытаешься сыграть это вживую и не чувствуешь ритм, это просто не работает. Вот в чем проблема. Я часто вижу это в студии, когда записываю группы, и сразу понимаю, что гитаристы написали всё в Guitar Pro, потому что когда они пытаются сыграть вместе в студии, что-то не работает должным образом.
"Большинство групп с возрастом играют медленнее. В Sadist мы стараемся делать наоборот. Становясь старше, мы стремимся играть быстрее."
Приходит ли концепция перед риффами в твоем творческом процессе?
Иногда концепция важнее. Например, для альбома Hyena мы написали концептуальный альбом о гиенах. Те, кто знаком с группой, знают, что у нас много восточных и средиземноморских влияний. В Hyena, поскольку это животное в основном обитает в Азии и Африке, мы очень хотели включить множество элементов с этими влияниями, включая арабские или даже африканские мотивы. Мы пригласили африканского перкуссиониста в студию. Так что многое зависит от альбома. Иногда концепция важнее, и мы пишем музыку, исходя из концепции. Для последних двух альбомов, Firescorched и нового, который выйдет в следующем году, большая часть материала началась с риффа. Эти альбомы больше метал, чем прогрессив. Конечно, в них есть много прогрессивных влияний, но они больше ориентированы на метал. После того, как мы создаём риффы, мы начинаем думать о темах, которые могут подойти к таким мелодиям, гитарным риффам и барабанным партиям. Нет единого подхода, который работает всегда одинаково.
Есть ли какие-то детали о новом альбоме, которые могли бы заинтриговать ваших слушателей?
Большинство групп с возрастом играют медленнее. В Sadist мы стараемся делать наоборот. Становясь старше, мы стремимся играть быстрее. В Firescorched, предыдущем альбоме, мы начали использовать много blast beat, чего раньше никогда не делали. Я бы сказал, что новый альбом даже более метал, чем Firescorched, но это не значит, что мы теряем наш прогрессивный подход. Прогрессивность для нас не в сложных технических моментах или нечетных ритмах, а в том, как мы пишем мелодии и как смешиваем влияния 70-х с современным металлом. Конечно, мы не играем металкор, мы по-прежнему играем дэт-метал, но стараемся делать это в современном ключе. Когда я слушаю такие группы, как Archspire, например, новые группы, которые очень технически сложны и быстры, для меня это новый способ играть экстремальную музыку. Это очень интересно. Я не говорю, что мы пытаемся сделать то же самое, но мы стараемся иметь такой подход. Мы стремимся быть более экстремальными, но при этом сохранять прогрессивный дух, который всегда был у Sadist. Так что, думаю, новый альбом будет еще быстрее, чем Firescorched, но по-прежнему очень прогрессивным.
Можешь дать совет молодым музыкантам, которые хотят играть такую музыку, но их сдерживает тот факт, что она не так востребована?
Я не согласен с теми, кто говорит, что для новых музыкантов или групп нет места. Конечно, сегодня существует много групп. Но я не сказал бы, что их слишком много. Мой совет — делайте всё по-своему. Не слушайте никого другого. Лучший совет, который можно дать молодому человеку — не слушать старших. Я не чувствую себя старым, потому что сейчас нельзя говорить, что ты старый. Если я думаю о своём отце, которому за пятьдесят, для меня он был старым, но я так себя не чувствую. Я каждый день катаюсь на велосипеде. Я отправляюсь в туры. Я чувствую себя на 30, хотя мне 50. Но мой разум — это разум 50-летнего человека. Так что молодым людям не стоит слушать старших, потому что я не делал этого, когда был молод, и рад, что не делал. Всё самое успешное, что я сделал в жизни, я сделал, когда не слушал других. Когда я женился, когда решил стать профессиональным музыкантом, работать в музыке, все говорили мне, что я сошёл с ума. Говорили, что это небезопасный способ жить, что это слишком рискованно, лучше искать нормальную работу. Я не слушал и рад, что не слушал, потому что это моя жизнь. Я люблю свою работу, люблю заниматься музыкой. Это лучший совет, который могу дать. Делайте всё по-своему.
Интервью взял Роман для Nekroskop Booking.