Основы рисования портрета. Пропорции лица
Портрет желанная тема для многих художников. Рисование портрета считается сложным, а все потому, что лицо человека состоит из множества мягких обтекаемых формы с своими особенностями.
Обучение рисованию начинается с простых форм - шара, затем идет куб и другие геометрические правильные фигуры. В лице человека упрощенно говоря все эти формы тоже присутствуют, но не в таком выраженном виде.
В этом уроке я расскажу основные пропорции, которые необходимы для анатомически правильного рисования портрета человека.
Утрированно голову можно описать как форму перевернутого яйца, овала, который сужается книзу. Наметив эти большие отношения, мы будем искать более мелкие нюансы.
Индивидуальные особенности высчитываются в миллиметрах, но все эти уточнения можно будет вносить, имея перед глазами схему. Сейчас я покажу базу, и чтобы ее закрепить будет полезно поделать небольшого формата наброски, чтобы рука запомнила, где что находится.
1. Рисуем перевернутое яйцо, но не слишком узкое книзу.
Индивидуальные особенности высчитываются в миллиметрах, но все эти уточнения можно будет вносить, имея перед глазами схему. Сейчас я покажу базу, и чтобы ее закрепить будет полезно поделать небольшого формата наброски, чтобы рука запомнила, где что находится.
1. Рисуем перевернутое яйцо, но не слишком узкое книзу.
2. Затем рисуем две перпендикулярные линии по центру головы, вертикаль (она же ось симметрии) и горизонталь. Горизонталь это линия, на которой располагаются глаза у среднестатистического человека. Об особенностях и отличиях мы будем говорить отдельно.
3. Теперь отступим небольшое расстояние от верхней части головы, это будет линия роста волос. Затем делим расстояние от линии роста волос до подбородка на три равные части. Таким образом мы найдем место расположения бровей и кончика носа. Сразу можно сбоку на уровне линии носа сделать засечки, это будет место, где располагаются мочки ушей. И примерно на уровне между бровями и глазами их начало.
Запомните три одинаковых расстояния: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до линии роста волос (не всей головы, а именно лба). Эти три отрезка равны. Поначалу я советую легко намечать эту разметку, чтобы черты лица не уплыли никуда со своего места. С горизонталями мы определились, теперь разберемся с вертикалями.
4. Глаза. Если условно поделить ширину лица на 5 равных частей, мы найдем размер глаза. Обратите внимание, между глазами должен поместиться еще один глаз. В сторону виска однако расстояние меньше. В центре глаза располагается радужная оболочка и зрачок. Обратите внимание на то, что полностью радужную оболочку мы не видим, только при очень сильно открытых и удивленных глазах, сверху она на одну треть закрыта верхним веком. Итак, наметили зрачок. Вниз от внутреннего края радужки опускаем вертикали. Это будет место уголков рта. Опустив вертикали из внутреннего уголка глаза мы найдем расположение крыльев носа.
От носа до подбородка тоже делим отрезок пополам пополам, это линия нижней губы. Вообще между нижней губой и подбородком расстояние одного глаза. Поделив пополам расстояние от носа до нижней губы получим место , где находится верхняя губа. Обычно она тоньше, чем нижняя.
От носа до подбородка тоже делим отрезок пополам пополам, это линия нижней губы. Вообще между нижней губой и подбородком расстояние одного глаза. Поделив пополам расстояние от носа до нижней губы получим место , где находится верхняя губа. Обычно она тоньше, чем нижняя.
Рисуя голову в профиль, если поделить голову пополам, за этой линией будет располагаться ухо, мы уже знаем, что по горизонтали оно находится между бровямии кончиком носа.Вообще, при любом ракурсе важно с самого начала найти ось симметрии, наметить все пропорции и тогда неважно как повернута голова, у вас всегда будет твердый каркас.
Вот и все, мы получили с вами классическую схему рисования лица человека.
На примере картины Валентина Серова и рисунка Ильи Ефимовича Репина мы также видим, что эти пропорции универсальны.
На примере картины Валентина Серова и рисунка Ильи Ефимовича Репина мы также видим, что эти пропорции универсальны.
Обязательно тренируйтесь, делайте наброски портретов. Сейчас ваша рука должна запомнить эту схему, а дальше мы будем наслаивать на нее знания по анатомии, строению отдельных частей лица и пониманию формы. Со мной вы обязательно научитесь рисовать хорошие портреты!