Груз 200 (2007)
Впервые фильм я посмотрел случайно, где-то лет в 13-14. Если помните, раньше была мода выпускать пиратские DVD а-ля «20 русских новинок», и среди третьесортных отечественных комедий и боевиков как раз затесался 11-й фильм Балабанова.
Сам удивляюсь, как я тогда не стал седым, но надо признать – после «Груза 200» уже, кажется, ничего не страшно.
Много про фильм написано, много жарких споров, которые, к счастью или сожалению, не утихнут никогда, поэтому совершенно не претендую поставить точку в этой дискуссии.
Но, что ни говори, «Груз 200» - кино, которое бьёт сильно и глубоко; достаточно глубоко, чтобы разделить аудиторию до основания - на тех, кто нещадно его ненавидит, и кто признаётся в безоговорочной любви.
Для меня это, безусловно, политически ангажированное кино, и могу сказать, что со времён «Хрусталёв, машину!» Германа-старшего, более точного и буквально-символического об СССР никто не снял (к слову, не случайно Балабанов был учеником Алексея Юрьевича).
Главная претензия к «Грузу 200», которую испытываю ещё с подросткового возраста – что сторонники и некоторые создатели оправдывают его существование аргументом, мол «чего вы хотите – это жизнь, не ваши розовые пони».
Да, фильм соткан из реальных историй, сам Алексей Октябринович служил во времена Афгана, много ездил по дальневосточной и сибирской провинции, глядя и слушая хтонические истории населения «на периферии».
Но собирать всю чернь в одну кучу, тыкать в неё объективом кинокамеры и громогласно называть это жизнью, я не согласен.
Оттого «Хрусталёв…» будет для меня на голову выше, чем «Груз 200» - творение Германа-старшего сложнее, талантливее, да и сам автор не скрывал, что фильм – его метафорическая реакция на судьбу страны.
Если бы Балабанов сказал, что окружающая его действительность, прошлое и настоящее дают ему только боль, и только боль является источником «Груза 200», то к фильму, я думаю, было бы гораздо меньше вопросов.