RU
illustratorsunion.ru
illustratorsunion.ru
385 подписчиков

Creative Pep Talk: найти свой стиль

Как-то прошлым летом, иллюстратор Катя Вакуленко посоветовала мне послушать подкаст Creative Pep Talk, где иллюстратор Andy J Pizza либо болтает с коллегами на разные темы, либо сам рассказывает про те или другие вопросы.
Честно говоря, сразу подкаст не зашел, в основном из-за сложности в восприятия акцента, который моментально вводил меня в режим активного размышления на фоне чей-то речи, то есть слушать я переставала почти сразу.
И вот на прошлой неделе, все подкасты Медузы "Сперва роди" оказались уже прослушанными (неоднократно, кстати, очень и очень советую), и я решила дать еще один шанс Creative Pep Talk.
Посмотрела на выбор выпусков и ткнула в один из последних эпизодов — How to find your style — Как найти свой стиль.

С достаточно скептическими ожиданиями, я начала слушать.
И очень скоро меня совершенно замурашило, потому что я услышала там и свои советы студентам, и Витю Меламеда, и личный опыт, и наши скетчбук проекты. И всё это так здорово и совершенно феерично рассказывалось!
Я сразу написала Ане Росляковой (автору канала Иллюстрация и рефлексия), которая как раз находится в активном поиске зоны комфорта, с обещанием перевести и опубликовать этот эпизод.
И вот, перевожу.
Не дословно, конечно, но в виде синопсиса, периодически добавляя свои комментарии и размышления. Andy J Pizza, кстати, в курсе, он разрешил:)
Итак, эпизод обещает нам 6 советов, что нужно делать, чтоб найти свой собственный стиль.
Во-первых, нужно, как в догворе, определить термины. Стиль здесь различается от "голоса" (Style and voice) — Голос представляется как то что, отвечает на вопросы "зачем?" и "о чем?" — а стиль отвечает на вопрос "как?".
В целом конечно понятия "голоса" относительно иллюстрации, в русском языке нет, хотя мне оно весьма по душе. Это как "право голоса" — то есть право сказать о том, кто ты, что для тебя важно, почему. То есть голос иллюстратора это те темы, вопросы, объекты, которые сформировались естественном образом в личности иллюстратора.
А стиль — это то, какими формами и техниками иллюстратор эти темы визуализирует.
Энди говорит о том, что следует думать о формировании своего стиля, как о последовательном построении своего собственного мира, вселенной, которой до сих пор не было. Стиль начинается с большого взрыва. Большого взрыва во внутреннем вакууме каждого начинающего иллюстратора, художника, музыканта, фотографа, режиссера!
Это тот момент, когда вам совершенно снесло голову от какого-то конкретного художника, фильма, выставки, концерта, представления, или всех вместе взятых. Вы влюбились, вы захотели действовать, в вас начали крутиться идеи.
Это и был ваш творческий большой врыв — начало вашей вселенной. Тот, что заставил ваше сердце биться а ваши руки рисовать!
Итак, посмотрим, что за шаги предлагает Энди.
Шаг 1. Знай составляющие части стиля.
Первое, из чего состоят молекулы вашего большого взрыва — это то, что на вас повлияло визуально. Те совершенно конкретные художники, техники, образы и формы, которые совершенно охватили всю вашу сущность, говорили с вами на вашем языке, были вам близки и понятны, вдохновляли вас.
Второе — ваша индивидуальность. Кто вы на уровне ДНК, кто ваши родители, где вы выросли, что смотрели, какие опыты пережили — всё, что является вами. И воспитание, и природа.
И третье — ваши эксперименты в процессе поиска, все ошибки, пробы, тесты, удачи и провалы — всё это тоже является частью вашего стиля.
Итак, взрыв произошел, все эти молекулы бешено хаотически вращаются в пространстве, без какой-либо последовательности и структуры. Что дальше?
Шаг 2. Преодолей жуткий промежуток (творческий перевод "push past the gap").
Жуткий промежуток это то, где каждый обнаруживает себя, неоднократно=много раз, на протяжении всей своей творческой карьеры. Каждый раз, когда вы будете начинать новый этап своей творческой деятельности, вы будете оказываться в этом жутком промежутке. И такой промежуток образуется, когда эти молекулы большого взрыва крутятся в нашей вселенной, мы пытаемся их как-то соединить, наш опыт с нашими экспериментами, наши влияния с нашим днк, а те связи, что получаются в итоге выглядят совершенно отвратительно! Мы объединяем эту штуку с той, а вот это с вон с этим, отходим на шаг и говорим "Нее, это ужасно! Это просто совершенно кошмарный рисунок!" Может быть в рисунке слишком много от ваших влияний и вам за это стыдно. Или же наоборот, вы активно экспериментируете, но результат совершенно не похож на то, что вам действительно нравится! И получается, что ваш хороший вкус (который и создал этот большой взрыв), совершенно не может принять эту плохую работу — это и есть "жуткий промежуток", который многие даже не пытаются преодолеть, а остаются на этом месте разрозненных экспериментов, проб и ошибок, в попытках создать что-то новое.
Наша цель на этом этапе — не останавливаться, продолжать преодолевать эту разрозненность.
И тут произошла цитата, которая мне очень понравилась: "Творчество это смелость пробовать вещи, которые могут не сработать" Быть художником — это не бояться экспериментировать на глазах у аудитории, говорить "я не знаю, можно ли сложить вот это с этим, но я попробую".
Шаг 3. Осознать, что стиль — это выбор.
Здесь мы возвращаемся снова к сравнению стиля и голоса. И говорим о том, что если голос, это то, что мы сознательно открываем/раскрываем/находим в себе (оно там уже существует естественным образом), то стиль — это осознанные решения, которые мы принимаем. Другими словами, стиль это матрица для принятия визуальных решений, которую ты создаешь и развиваешь в течение какого-то времени.
Тут я хочу привести пример из своей практики со студентами, а именно, из ежедневных скетчбуков: на каждом курсе у студента есть ежедневный скетчбук, в которым нужно каждый день рисовать, примерно по +/- часу.
Темы скетчбуков разные, в начале курса мы фокусируемся скорее на знакомство с техниками и материалами, постепенно углубляемся в определенные техники. Перед ежедневным рисунком я советую ученику проанализировать предыдущий рисунок, найти то, что работает, и то, что плохо, и сделать лучше, подходить осознанно и последовательно, а не просто пробовать всё подряд. Иногда достаточно наточить карандаш для лучшего результата.
Дальше описан достаточно спорный для меня вопрос.
Энди говорит о том, что многие ожидают, что стиль как бы сам собой поднимется на поверхность, если много рисовать.
А я ведь действительно так периодически утверждаю, говоря "расслабьтесь, рисуйте ежедневно, анализируйте, и стиль найдется сам собой" Тут я поняла, что противоречу сама себе, потому что в одном предложении призываю расслабиться, и анализировать. Видимо, я призываю успокоиться, потому что студенты обычно ищут стиль с какой-то панической скоростью, часто слепо копируя, прыгая от одного к другому, упуская шаг принятия решений, который идет после анализа.
Мы не просто анализируем, мы принимаем решение, хорошее решение потом становится правилом и записывается в наш личный стайл-гайд.
Мне кажется, осознание контроля над процессом, именно осознание того, что независимо от случайности эксперимента, от непредсказуемости результата, общий процесс — контролируемый и последовательный — должно давать силу и спокойствие. Здесь незачем паниковать, потому что твой судья — твой хороший вкус, который и ведет тебя, и всегда поможет здраво оценить результат.
И когда ты начинаешь принимать решения, и анализировать какие из них хорошие, а какие плохие, собирать хорошие решения в некую систему — тогда и формируется твоя внутренняя система, позволяющая на практике принимать эти решения в считанные секунды.
Шаг 4. Структурировать связи.
Представьте, что ваш рабочий стол — это химическая лаборатория.
Мы будем проводить эксперименты и документировать результаты, совмещать несовместимое.
Мы не будем повторять ошибки, мы будем на них учиться.
При прослушивании этой части у меня перед глазами стоял Витя Меламед и его задание по совмещению стилей.
Энди говорит про группу под названием Sandy Alex G, которая сейчас является одной из его любимых групп, потому что она немножечко Elliot Smith вместе с Built to Spill и Modest Mouse. У этих трех групп нет особо ничего общего между собой. Кроме, пожалуй, Sandy Alex G. Но именно эта комбинация оказалась такой выигрышной!
И здесь получается, что Sandy Alex G не просто смешивает Elliot Smith с Built to Spill, но еще и проводит эту смесь через свой жизненный опыт, что делает результат совершенно уникальным.
И здесь, как упражнение, Энди предлагает следующее: объединить двух противоположные, повлиявшие на вас явления/авторов и сделать что-то на очень важную для вас личную тему.
Энди сделал точно также, объединив Alexander Girard и телевизионный сериал Fraggle Rock. Он подумал, как я могу что-то нарисовать, чтоб оно ощущалось как Girard и как Fraggle Rock одновременно? А тема для этого всего будет — моя мама.
Эта структура, эта цель, позволила Энди выстроить молекулы своего взрыва в какое-то последовательное взаимоотношение.
Когда вы делаете это впервые, конечно же это будет рискованно, конечно же вы не знаете сработает ли этот приём.
В этом и состоит основной практический совет этих первых экспериментов — возьмите какие-то чертовски далекие друг от друга вещи, которые вы обожаете, соедините их и пропустите через призму вашего опыта.
Когда говорят что-то вроде "меня так вдохновляет линейная иллюстрация, а еще вот эта яркая декоративная история с плоскими цветами и паттернами, и в портфолио они у меня сидят совершенно отдельно, понятия не имею, что выбрать". Энди отвечает: "Выбрать?! Вы что, с ума сошли?! Творчество как раз про комбинирование!"

Поэтому когда вы находитесь на развилке, идите и туда и сюда.

Комбинируйте, совмещайте, смотрите на результат, анализируйте;
Что хорошо? Что плохо? Чего нужно больше? Чего меньше?
Шаг 5. Поройтесь в мусорках своих кумиров
Здесь речь о том, что некоторые элементы визуальных решений, созданных вашими кумирами, далеко не всегда ими используются в полной мере.
То есть для них они были каким-то небольшим экспериментом, а для вас может стать базой для всего творчества. Пример — вы идёте в ресторан и заказываете блюдо и гарнир, но гарнир оказывается настолько вкуснее и интереснее главного блюда, что вдохновляет вас на целое меню на основе этого гарнира!
Энди объясняет, как это случилось с ним: когда он был ребенком, он постоянно смотрел мультфильм Heman (https://www.google.com/search…), но по-настоящему нравился ему только герой по имени Orko (https://www.google.com/search…), и он ужасно хотел чтоб все остальные в этом сериале были похожи на Orko.
Именно отсюда появился один из самых известных проектов Энди — invisible things (https://twitter.com/andyjpizza/status/1093633448017829890) (невидимые штуки), который является набором разнообразных персонажей, созданных, по сути, по подобию Orko.

Еще один пример — дизайнер Paul Rand, сделавший постер для IBM (глаз, пчела, м), (https://www.google.com/url…) вот у этой пчелы (которую Энди обожает) — очень классные глаза которые болтаются над полосатым телом.
И вот этот маленький единичный приём в постере Paul Rand стал для Энди — одним из ключевых моментов в дизайне его персонажей. То есть такой пример "заимствования" вполне себе оправдан, тк в работе автора он не является ключевым, а является лишь небольшим незаметным "гарниром" в работе.
Шаг 6. Населите свою вселенную
Итак, мы прошли этот путь, приняли решения и сделали выводы. Нам уже нравится результат, и мы готовы его развивать.
Следующий шаг — начинать населять нашу новую вселенную. Как у нас выглядит кошка, как собака, как выглядит танк, велосипед, богомол?
Этот совет сразу же напомнил мне наш cкетчбук-проект третьего курса "How to draw", где каждую неделю мы задаём предмет/объект, и за неделю, уделяя этому час времени ежедневно, студенты развивали то, как этот предмет будет выглядеть в их стиле. То есть если кто-то попросит их "нарисуй барашка", они точно сразу будут знать как его рисовать, чтоб эти решения уже все были приняты.
По-моему это прекрасная задача!
И финальный совет — заведите "интрижку" на стороне.
Здесь Энди начинает рассказ с его недавнего проекта, где он со своим коллегой и другом Andrey Neyer работали над коллаборацией под названием Color Mе, где они вместе создавали большущие стены—раcкраски и сопутствующие инсталляции. Всего таких выставок было около 12ти. И получилось так, что с течением работы, визуальный язык, который ребята изобрели на пару, стал совершенно отдельным своеобразным стилем.
И Энди понял, что в течение этого проекта оба их стиля настолько перемешались, столько решений было принято, столько ограничений задано, что в результате получился совершенно новый стиль, с нуля. Чем это полезно? Тут можно провести аналогию с вашей квартирой. Каждой квартире свойственен определенный запах. Но вы сами фактически не чувствуете запах своей собственной квартиры, и это ок, до тех пор, пока этот запах не станет несколько неприятным. Так же и со стилем: иногда что-то портится, слишком долго лежит, начинает неприятно пахнуть, а мы не замечаем, потому что мы в этом живём. И здесь хорошо организовать для себя какой-то параллельный вакуум, который поможет отстраниться на время и вернуться к своему стилю обновленным, почувствовать эту "несвежесть", исправить её новыми решениями. И в процессе работы над этой коллаборацией, у Энди периодически происходили какие-то открытия, которые он потом применял к своей собственной работе.
Здесь не обязательно искать коллаборации, можно самостоятельно начинать параллельные проекты, где вы будете принимать несколько другие решения, придумывать новые правила.
Собственно, вот такие правила.
Есть ли что добавить?
avatar
Я конечно не художник, но было интересно
avatar
Интересно, но из за нерабочих ссылок(по причине запрета на данные ресурсы), очень не удобно...
avatar
Вау, спасибо большое, это было очень интересно. Очень много полезного для себя открыла. Хочу попробовать

Уровни подписки

Спасибо!

$ 1,13 в месяц
Ваше спасибо и поддержка нашему делу!

Большое спасибо!

$ 3,4 в месяц
Ваше большущее спасибо!
А от нас — эксклюзивные материалы и ранний доступ к публичным материалам.

Обьятия и любовь навеки!

$ 5,7 в месяц
Ваша огромная поддержка нашего дела!
От нас: 30% скидка на портфолио ревью и профессиональную консультацию в год.
И ежегодный принт в подарок <3
Наверх