Регги, или Травяной суп из субкультуры
Я уже затрагивал тему смерти субкультур в Карго-подкасте, а в заметке для Холархии поднимаю вопрос о статусе и характере музыкальных субкультур в России. Для лучшего погружения в контекст публикую фрагмент из своей дипломной работы 2006 года, который ничуть не потерял актуальности, о глобальной «эволюции» субкультур на примере регги (общая картина верна и для рэпа).
Марли умер, но дело его живёт!
Несмотря на свою смерть в 1981 году, как исполнитель Боб Марли до сих пор остается высокооплачиваемым артистом мирового масштаба. Регулярно выпускаются сборники, выходят ранее не издававшиеся или редкие концертные и студийные записи, альбомы ремейков и ремиксов, в которых принимают участие известные представители современной хип-хоп- и регги-сцены. Среди ярких примеров стоит назвать перепевки «No Woman No Cry» рэп-группой Fugees, «Turn Your Lights Down Low» – хип-хоп и соул исполнительницей Лорин Хилл (экс-солистка Fugees), «I Shot the Sheriff» – рэпером Warren G, «Exodus» и «Pimper’s Paradise» — младшим сыном Марли Дэмианом. Нельзя не отметить альбом эмбиент-версий хитов Боба Марли «Dreams of Freedom: Ambient Translations of Bob Marley in Dub», сделанных электронным музыкантом Биллом Ласвеллом.
Марли умер, но дело его живёт!
Несмотря на свою смерть в 1981 году, как исполнитель Боб Марли до сих пор остается высокооплачиваемым артистом мирового масштаба. Регулярно выпускаются сборники, выходят ранее не издававшиеся или редкие концертные и студийные записи, альбомы ремейков и ремиксов, в которых принимают участие известные представители современной хип-хоп- и регги-сцены. Среди ярких примеров стоит назвать перепевки «No Woman No Cry» рэп-группой Fugees, «Turn Your Lights Down Low» – хип-хоп и соул исполнительницей Лорин Хилл (экс-солистка Fugees), «I Shot the Sheriff» – рэпером Warren G, «Exodus» и «Pimper’s Paradise» — младшим сыном Марли Дэмианом. Нельзя не отметить альбом эмбиент-версий хитов Боба Марли «Dreams of Freedom: Ambient Translations of Bob Marley in Dub», сделанных электронным музыкантом Биллом Ласвеллом.
Говоря о значении Роберта Неста Марли для Ямайки, необходимо сказать, что он оказал большое влияние на социальную и культурную ситуацию в бывшей британской колонии, а также сделал её более привлекательной для туристов. В настоящее время для этого карибского острова Боба Марли — национальное достояние и бренд государственного масштаба.
В современной массовой культурой Марли выступает как лицо аутентичной ямайской субкультуры (рутс-)регги: его изображения размещаются на майках, постерах, анонсах регги-концертов и т.п.
Поп из субкультуры
Процесс превращения растафарианства из контркультуры в субкультуру и последующее паразитирование на нем поп-культуры нашёл выражение в том, что оно просто стало модой, т.е. определённым стилем одежды и поведения. Это произошло благодаря регги, «раскрутившему» растафарианство среди населения Ямайки, а затем и иностранной молодежи.
Один из основателей рекорд-лейбла «Island Records» Крис Блэквелл заметил талантливых музыкантов, начал продюсировать их альбомы и выпускать на своём лейбле. Первый результат совместной работы — пластинка «Catch a Fire» 1973 года. Во многом именно Блэквелл несёт ответственность за то, что знаменитые на Ямайке The Wailers и прежде всего Боб Марли стали звёздами мировой величины. Если сравнивать первый и последний прижизненный регги-альбом Боба Марли и The Wailers, «Soul Rebels» (1970) и «Uprising» (1980), можно проследить отход от традиционного минималистического звучания рутс-регги в сторону насыщенных аранжировок песен, добавления гитарных и саксофонных соло, характерных для рок-музыки. The Wailers прошли через все стилистические тенденции ямайской музыкальной сцены 1960–1970-х годов (от ска к рутс-регги и впоследствии к более популярному звучанию; см., напр., их ска-альбом «The Wailing Wailers» 1965 года) и из обладающего локальной известностью коллектива превратились в самую востребованную регги-группу в мире.
Успех Боба Марли обратил внимание продюсеров и владельцев звукозаписывающих компаний на музыкальную культуру Ямайки. Интерес крупных лейблов к регги приводил к его коммерциализации и выхолащиванию растафарианских идей, чьим рупором оно изначально было — те продолжали звучать, но скорее как обязательный элемент жанра, пустые формулы. Регги оказало достаточно сильное влияние на поп-музыку, которая впитала его приемы, сконцентрировавшись на форме, её копировании и тиражировании, а не на содержании. Итогом стала чрезмерная популяризация регги и соответствующей раста-эстетики к вящему неудовольствию оставшихся в меньшинстве ортодоксальных растафарианцев.
Субкультура, тем более контркультура, существует до тех пор, пока сохраняет оппозицию к главенствующей культуре: при диффузии возникает необходимость в новых формах отличия от культурного мейнстрима, который расширяется, и бывшая субкультура становится его неотъемлемым элементом. Подобно тому как поп-музыка вбирает в себя элементы разных музыкальных стилей, так и массовая культура переваривает субкультуру, усваивая чуждую символическую структуру и создавая её ложное подобие. В результате оригинал перестает восприниматься как таковой, поскольку его вытесняет вышедшая в тираж коммерческая копия. После этого субкультура вынуждена искать новые средства саморепрезентации, чтобы отличаться от поп-культурной под(д)елки.