Великая американская контркультурная революция (ВАКР)
Сверхкраткая история американского массКККульта. Часть 6. (Ч. 1; Ч. 2; Ч. 3; Ч. 4; Ч. 5).
Мы немного поговорили о том, что «айсберг перевернулся». Давайте попробуем наметить область падения, вычислить его траекторию и причины. Грубую схему я приводил тут:
Мы немного поговорили о том, что «айсберг перевернулся». Давайте попробуем наметить область падения, вычислить его траекторию и причины. Грубую схему я приводил тут:
Предположим, в обществе N есть меньшинство A*, чьи гражданские права попираются социальным большинством С. А объявляют широкую общественную кампанию, в которую включаются внешние симпатизанты и сторонники, в том числе принадлежащие к C, из СМИ, киноиндустрии, политики, культуры, образования, науки и т.д. В итоге многолетней деятельности возникает целый культурный пласт, раскрывающий угнетение А в самых разных его проявлениях и нашедший отражение в фильмах, книгах, песнях, картинах и компьютерных играх. На основе сформированной культуры члены A конструируют эксклюзивный этно-/расо-центрический вариант коллективной идентичности, агрессивно противопоставляющий себя C. В терминологии Кастельса, А отринули созданную для них легитимирующую идентичность и приступили к массовому производству идентичности сопротивления, подключив медиаоблучатели к генератору ресентимента: c вами поступили несправедливо, вы заслуживаете лучшей доли, ситуацию можно и нужно исправить через борьбу за свои права. Подобная пропаганда ведётся с позиции абсолютного морального превосходства A над C. Она даёт плоды в виде проектной идентичности, переписывающей прошлое N, перепрошивающей его настоящее и предопределяющей будущее. Это упрощённое описание успешного функционирования политики идентичности в привязке к правам человека (правам меньшинств).
*Нужно уточнить степень неоднородности группы А в связи с актвистами, но с точки зрения американского прочтения этнорасовой идентичности дело обстоит именно так.
Современный развитой воукизм-прогрессивизм-культурный марксизм, который я предпочитаю называть мультидентаризмом, базируется на клубке взаимосвязанных теоретико-идеологических оснований: интерсекциональной теории, критической расовой теории, деколониализме, и т.д. Как он смог стать мейнстримом на Западе и – в первую очередь – в США? Откуда начался пресловутый «долгий марш по институтам»?
*Нужно уточнить степень неоднородности группы А в связи с актвистами, но с точки зрения американского прочтения этнорасовой идентичности дело обстоит именно так.
Современный развитой воукизм-прогрессивизм-культурный марксизм, который я предпочитаю называть мультидентаризмом, базируется на клубке взаимосвязанных теоретико-идеологических оснований: интерсекциональной теории, критической расовой теории, деколониализме, и т.д. Как он смог стать мейнстримом на Западе и – в первую очередь – в США? Откуда начался пресловутый «долгий марш по институтам»?
В 1930-е годы в Германии, после прихода Гитлера к власти, профессура из Института социальных исследований при Университете Франкфурта-на-Майне эмигрировала в США и обосновалась в Нью-Йорке при Колумбийском университете, где продолжила свою деятельность в сфере разработки критической теории. Если левые начала XX века боролись против классового угнетения, то новая форма марксизма была нацелена на расовую, гендерную и сексуальную проблематику. Фокус сместился с пролетариата как угнетаемого и эксплуатируемого класса на этнические, расовые и сексуальные меньшинства, а также «женщин».
Плоды эта концептуальная инфильтрация дала менее, чем через 30 лет. Заметные изменения в американской культуре стали происходить в Америке уже к 1960-м годам. Подросшие дети послевоенных лет, беби-бумеры, активно влились контркультурное движение. Помимо занятий трансцендентальной медитацией, приёма психоактивных препаратов, «свободной любви» и прочего, происходило активное заигрывание левых активистов с афроамериканскими националистами (например, «Чёрными пантерами»).
Известный журналист, автор «Электро-прохладительного кислотного теста», Том Вулф описал это явление в своей статье 1970 года для New York Magazine, назвав «радикальным шиком», когда богатые белые либералы и представители культурной элиты («шампанские социалисты», champagne socialists) заигрывают с радикалами. Вообще движение «Чёрных пантер» зародилось как националистическое, но вскоре переопределило себя как социалистическое. Более того, возникли «Белые пантеры» – объединение белых ультралевых активистов в поддержку «Чёрных пантер» (ср. с «чёрным блоком», т.е. группировкой т.н. антифашистов, поддерживающих BLM).
В упрощённом виде идеи франкфуртской школы начали проникать в мейнстрим через левую профессуру и активизм в университетских кампусах, в чём большую роль сыграл Саул Алинский. Сын еврейских эмигрантов из Российской Империи, он написал знаковую книгу «Правила для радикалов» (Rules for Radicals), вышедшую в 1971 году и ставшую своеобразным мемом среди современных правых/альтрайтов. Алинский начинает её так:
«“Государь” был написан Макиавелли для богачей, чтобы они удерживали власть, “Правила для радикалов” – для бедноты о том, как забрать её у них». Книга повлияла на Барака Обаму и Хиллари Клинтон, чья дипломная работа была как раз посвящена критическому анализу «Правил…».
Саул Алинский (1909–1972)
Даже если признать, что значение книги сильно преувеличено, она по меньшей мере стала провозвестницей кардинальных изменений в американском обществе. По сути СЖВ, «воины социальной справедливости», являются прямыми идеологическими потомками франкфуртской школы. Символ веры гражданской религии социальной справедливости состоит из двух ключевых постулатов – об институциональном расизме и белой привилегии, которая подкрепляется чувством белой вины.
Белая привилегия покоится на мифе институционального расизма, пронизывающего американское общество. Термин «институциональный расизм», как следует из названия, говорит о наличии расовой дискриминации на уровне американских институтов как официальных, так и неформальных, что, как утверждается, не даёт гражданам США неевропейского происхождения по полной реализовать свой потенциал в «стране свободных [людей]» (land of the free).
Посмотрим на институциональный расизм и белую привилегию с точки зрения тех, кто считает, что они присутствуют в американском обществе сегодня. Проблемам расы как социального феномена, чувству белой вины и т.п., посвящены исследования «белизны» (whiteness studies). Согласно им, «незаслуженные преимущества» белых – это набор привилегий, унаследованный от эпохи сегрегации, который в критической расовой теории собственно и называется «белой привилегией». Среди её примеров – пониженное внимание со стороны полиции к белым и повышенное к так называемым видимым меньшинствам, что находит выражение в полицейской практике расового профилирования. Реализуемая позитивная дискриминация не является решением проблемы, так как маркирует представителей меньшинств как дискриминируемых, рассматривая их как жертву, и раздражая белых. В условиях официальной политкорректности вытеснение острых вопросов за рамки обсуждаемого в приличном обществе способствует накоплению потенциала межрасовой ненависти. В случае же проговаривания их – особенно в псоледние годы – подаётся «эмоциональная правда» только одной стороны. Это всегда игра в одни ворота.
Гарвардский профессор Ноэль Игнатьев (1940–2019), также сын еврейских эмигрантов из Российской Империи, рассматривает «белизну» как социальный конструкт и отмечает, что «белыми» переселенцы из разных стран Европы становились в ходе борьбы за статус: так, одно время итальянцы, ирландцы и евреи не рассматривались в качестве белых. Игнатьев исследует процесс «беления» как принятия в главенствующую социальную группу на примере ирландцев в своей книге 1995 года «Как ирландцы стали белыми» (How the Irish Became White), для чего было необходимо признание ирландцами легитимности положения афроамериканцев и совместного с другими белыми опыта их угнетения. Кстати, люди из стран Латинской Америки, живущие в США, могут выбирать, относить себя к белым или нет при переписи населения.
Радикальное решение расовой проблемы, предлагаемое Игнатьевым, заключается в отмене белой расы, поскольку принадлежность к ней автоматически означает социальное преимущество перед небелыми. В своём журнале с говорящим названием Race Traitor («Предатель расы») он отмечает:
«Не только кожа делает людей белыми; не только кожа в определенном типе общества, связывающем социальное значение с цветом кожи. … С нашей точки зрения, белизна имеет много общего с королевской властью: обе являются социальными образованиями, несущими с собой незаслуженные преимущества».
«Не только кожа делает людей белыми; не только кожа в определенном типе общества, связывающем социальное значение с цветом кожи. … С нашей точки зрения, белизна имеет много общего с королевской властью: обе являются социальными образованиями, несущими с собой незаслуженные преимущества».
Очевидно, для приближения пострасовой утопии отмену белой расы нужно проводить совместно с отменой чёрной, чему будет огромное число противников: от левых активистов до афроамериканцев, многими из которых такие действия будут восприняты как попытки пересмотреть американское прошлое с целью забвения эпохи рабовладения. Поэтому представляется корректным определение отмены белой расы по Игнатьеву в качестве эвфемизма отмены белых американцев как таковых, тихого расового геноцида.
Линия напряжения в белой американской идентичности пролегает между «белой виной» (white guilt), от которой нужно откупаться (белые должны платить и каяться, каяться и платить), и «белой гордостью» (white pride) в диапазоне от «белым быть нормально» (it’s ok to be white) до признания великих достижений западной цивилизации или даже белого супремасизма. Следует отметить, «белыми расистами» и «супремасистами» американские СМИ называют всех, кто хоть немного ставит под сомнение текущий прогрессивистский дискурс, что имеет интересные последствия в области формирования белой идентичности сопротивления.
Итогом ВАКР стало формирование коллективной антибелой идентичности американских этнорасовых меньшинств. Это проектная идентичность, переопределяющая характер социальных отношений в США, сдвигающая нормы приемлемого дискурса и допустимого поведения в отношении белых. Критикующие тоталитарно-политкорректный расовый нарратив, не согласные с лозунгом «разнообразие – наша сила» (diversity is our strength), становятся еретиками, их клеймят в СМИ как «расистов», «нацистов» и «белых супремасистов». Зачастую они подвергаются показательному социальному остракизму, теряя работу и статус в обществе.
Война с памятью – один из важнейших фронтов культурной войны со стороны левых. Антибелый расизм меньшинств выражается по-разному, но суть одна – наступление на права и самосознание белых, что проявляется в частности в войне с культурно-историческим наследием американского Юга как яркой манифестацией (разновидности) белой американской идентичности. Деконструкция Юга ведется через демонтаж и осквернение памятников историческим деятелям, воевавшим на стороне Конфедерации (конфедератопад), и продвижение запрета на публичную демонстрацию «символов ненависти», включая флаг Конфедерации, которые помогают сохранить коллективную память и идентичность белых американцев Юга.